Светлана Ильина
Конспект занятия по познавательному развитию «Такие разные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Программные задачи:
– закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе;
– расширить представления детей о зимующих и приметных птицах;
– научить устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе: птицы улетают на юг, потому, что исчезает корм;
– формировать желание наблюдать за птицами, помогать им;
– прививать доброе отношение к миру природы.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Такие разные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Материалы: Сорока; аудиозапись шума леса, голоса сороки; предметные картинки с зимующими и перелетными птицами.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Проблемная ситуация: В гости прилетай Сорока и сообщай, что в лесу стало тихо, не слышно птиц.
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес, и помочь Сороке разобраться, что же случилось (цель работы).
Практический этап:
В. : - Ребята! Сегодня утром, когда я шла в детский сад, встретила одну птицу. Угадайте, какую:
«Кто летает, кто стрекочет – Рассказать нам новость хочет?»
/ответы детей/
В. : - Правильно, это Сорока! Она рассказала, что в лесу что-то страшное творится – куда-то пропали птицы.
Давайте мы сейчас сядем в автобус, и отправимся в лес – посмотрим, что же произошло?
/садятся в «автобус»/
В. : Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим!
Из окошечка глядим, все глядим!
Колеса закружились
Вот так, вот так.
Вперед мы покатились
Вот так вот!
А щетки по стеклу шуршат
Вжик – вжик – вжик!
Все капельки смести хотят
Вжик – вжик – вжик!
В. : Вот мы и приехали в лес.
Вдохните чистый лесной воздух!
/Дыхательная гимнастика «Дышим лесным воздухом»/
- Звучит аудиозапись голоса сороки
В. : - А вот и наша знакомая Сорока
- Здравствуйте, ребята!
- У нас в лесу что-то случилось!
- Листья все опали!
- Деревья голые стоят!
- Холодно!
- Голодно!
В. : - Успокойся, Сорока! Сейчас мы с ребятами во всем разберемся.
В. : Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это всё когда бывает? (осенью)
/ответы детей/
В. : Правильно, ребята! Просто наступила осень! Стали дни короче, солнышка не видно, а твои друзья, Сорока, улетали в теплые края.
С. : - А что же им не сидится в родном лесу, куда они улетали?
В. : - Не волнуйся, Сорока. Просто некоторые твои друзья – перелетные птицы, а другие – зимующие.
- Ребята, а вы знаете, почему некоторые птицы улетают в тёплые края?
/ответы/
В. : Верно, им холодно и голодно, стало мало корма, вот они и улетают туда, где тепло и достаточно еды.
Ребята, а давайте подскажем Сороке, кто же из её друзей улетел, а кто остался.
Отгадай, Сорока, о ком эта загадка:
- Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»
Червяк враг /грач/
Верно, друзья, грач – перелетная птица.
Чем питается грач?
/ответы детей/
А это загадка о ком?
Угадайте, что за птичка –
тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота.
Хвост раздвинут в два хвоста? /ласточка/
В. : - Правильно, все эти птички – грачи, ласточки - улетают осенью в тёплые края, потому что им нечем питаться – нет насекомых, жучков, червячков.
А давайте с вами вспомним пальчиковую гимнастику «Червячки» :
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли червячки гулять»
/одна ладошка как бы ползет по другой/
Вдруг ворона выбегает
/пальчики бегут по ладошке/
Каркает: «Вот и обед!»
/указательный и большой пальчики «каркают»/
Глодь!
/разводим ручками/
А червячков уж нет!
/сжимают пальчики в кулачки/
В. : - Сорока! Ты не волнуйся! Не все твои пернатые друзья улетали на юг. Некоторые из них просто перебрались поближе к человеческому жилью. Такие птички всё едят : и зернышки, и крошки, и семена растений.
Давай, Сорока, отгадаем и про них загадки:
«Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто же это?» /воробей/
«Непоседа. Невеличка.
Жёлтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал её?» /синичку/
В. : Эти птички никуда не улетают и живут всю зиму рядом с нами. Они называются – зимующими.
Зимующие птички – воробьи, вороны, птички очень нуждаются в нашей помощи. Для этого люди вешают на деревьях, в парках что? /кормушки/
- А если нет кормушки рядом, но вы хотите покормить птиц, как это правильно сделать?
- Верно, ребята, надо ножками притоптать снег возле дерева и на это место насыпать крошек, зерна, семечек, а иначе корм провалится в снег, и птички его не достанут.
- Так что, Сорока, если будет тебе зимой голодно, прилетай к нам в садик к кормушкам, ребята всегда рады помочь зимующим птицам.
- Что-то прохладно осенью в лесу.
Давайте-ка с вами погреемся.
Физкультминутка «Птички и ветер»
Маленькие птички,
Птички – невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Бурный ветер налетел
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло-
Там не тронет их никто!
В. : - Сорока! Понравилось тебе играть с нашими ребятами?
- А ты поняла, куда делись птицы из леса?
Вернутся весной твои друзья – перелетные птицы, а ты перебирайся в город, поближе к нам, будет веселее – ты же у нас зимующая птица!
- Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Садитесь в наш автобус. Поехали!
Рефлекторно-оценочный этап.
Организуется обсуждение вопросов:
- Куда мы с вами сегодня путешествовали?
- О каких птицах мы сегодня рассказали Сороке?
- В какие игры мы с вами играли?
- Как вы можете помочь зимующим птицам зимой?
Последующая работа:
- Дид. игра «Какая птица улетала».
- Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Птицелов».
- Физкультминутки «Птички и ветер».
- Пальчиковая гимнастика «Сорока», «Червячки».
- Предложить детям вместе с родителями изготовить кормушки.
- На прогулке организовать наблюдение: «Кто к нам прилетит?».