Ирина Царева
Конспект занятия по познавательному развитию «Масленица» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию.
Тема: «Масленица».
Цель: Познакомить детей с народными традициями, праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Задачи:
- Объяснить значение пословиц. Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Масленица“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
- Воспитывать интерес к народной культуре.
- Обогащать словарь.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какие вы знаете зимние праздники? (Ответы детей).
Воспитатель: Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем побольше? (Ответы детей).
Воспитатель: Масленица, один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека, помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
Вот вам загадка:
Тесто жидкое готово,
Жарить буду их я снова,
На сковородку выливаю,
Только кушать успеваю.
Дети: Блины.
Воспитатель: Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Блины положено было есть всю неделю. Их нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие. К блинам полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины и угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.
Города и села к Масленице преображались : ледяные горки, снежные крепости, качели, балаганы для скоморохов и циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. И все объедались блинами.
Воспитатель: Понравился вам рассказ?
Дети: Да.
Воспитатель: О чем мой рассказ? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас передохнем.
Физминутка.
«Про весну».
Солнце засветило, (Руки через середину поднять).
Сугробы растопило (Руки через середину опустить).
Теплую погоду принесла весна (Руки в сторону).
Грачи к нам прилетают, (Махи руками).
И еж с медведем знают,
(Руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу).
Пора им просыпаться, (Подтянуться, посмотреть по сторонам).
Весною любоваться!
Воспитатель: Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной. В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости. В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело. С масленицей связано большое количество поговорок.
Дидактическая игра: «Объяснялки».
Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние». Почему Масленицу назвали широкой? Первый блин комом.
Воспитатель: Масленица - самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин. Блины назывались по - разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Дидактическая игра: «Какие бывают блины».
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно: На тарелке он один - называем просто.
Дети: Блин.
Воспитатель: Много испекли их мы - тогда назовем.
Дети: Блины.
Воспитатель: Испекли для дочек - назовем.
Дети: Блиночек.
Воспитатель: Будет кушать их сынок - назовем тогда.
Дети: Блинок.
Воспитатель: Огромный, как домище - назовем.
Дети: Блинище.
Воспитатель: Молодцы!
Итог.
Воспитатель: Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица? Когда приходит Масленица? Как люди празднуют его? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас пойдём пить чай с блинами.
Занятие окончено.