Ирина Царева
Конспект занятия по познавательному развитию «Белый медведь» в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект занятия по образовательной области.
Тема: «Белый медведь».
Программное содержание:
- Обогащать знания детей о белом медведе : внешнем виде, образе жизни, повадках и способах охоты зимой и летом, о пользе и вреде белых медведей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Белый медведь“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Формировать представления об образе жизни зверей на Северном полюсе, о приспособлении к среде обитания.
- Способствовать формированию экологической воспитанности ребё нка: гуманно-целостному отношению к природе: доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние, интереса к природным объектам, желание заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, творческое воображение.
- Учить точному употреблению слов, активизировать словарь детей.
- Развивать умение быстро находить правильный ответ.
- Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
- Способствовать развитию социальных навыков : воспитывать выдержку, умение слушать товарищей, умение работать в группе.
Словарная работа: обогащение словаря словами: «Арктика», «Перси», «хищник»; активизация словаря: «добыча», «жир», «прозрачная», «шерсть», «нюх», «гребёт», «рулит», «передние», «задние», «лапы», «берлога», «тюлень».
Предварительная работа:
Чтение и рассматривание иллюстраций о белых медведях; просмотр мультфильма «Умка»; чтение рассказа Ю. Яковлева «Умка»; прослушивание аудиозаписей «Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка») и «Голоса зверей и птиц»; рассматривание картин с изображением белых медведей; сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».
Материалы для занятий : DVD-плеер; телевизор; диск с фильмом «Белый медведь Перси»; диск с песней А. Ведищевой из кинофильма «Кавказская пленница»; «Детская карта мира»; магнитная доска; модели: существенные признаки зверей (тело покрыто шерстью, четыре ноги (лапы, есть пасть, кормит детёнышей молоком, модель обитания белого медведя – льды и д. р.); карточки с заданиями викторины; карточки с заданием «Найди лишнего» и набор цифр от 1 до 8 –на каждого; звездочки для викторины; медали для награждения победителей викторины; плакат с изображением силуэтов мамы и медвежонка Умки на фоне льдов из мультфильма «Умка».
Ход занятия.
(Дети стоят на ковре вокруг «Детской карты мира»).
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А вот, о ком мы будем сегодня говорить на занятии, вы догадаетесь, отгадав загадки:
Музыкальная загадка, звучит аудиозапись с отрывком из песни А. Ведищевой из кинофильма «Кавказская пленница».
Загадка - описание:
Крупный зверь, белый зверь,
Хитрый зверь, сильный зверь.
(Белый медведь).
О ком эти загадки? (ответы детей).
Сегодня мы с вами поговорим о белом медведе и его образе жизни. Давайте внимательно посмотрим на карту мира, скажите, что на ней изображено белым цветом? (Ответы детей). Белым цветом изображены места, которые покрытые льдом, где холодно и всегда мороз, там и живут белые медведи. А где же всегда бывает холодно? Это Север, Северный Ледовитый океан, Арктика.
Я предлагаю вам присесть на стульчики и просмотреть отрывок из фильма о жизни белого медвежонка Перси и вспомнить всё, что мы знаем о белом медведе.
После просмотра задаю вопросы:
Где живёт? (ответы детей).
Что спасает его от холода? (ответы детей).
Умеет ли плавать? (ответы детей).
Чем питается белый медведь? (ответы детей).
Как добывает себе пищу? (ответы детей).
Что помогает ему охотиться? (ответы детей).
Белые медведи - всеядные, едят рыбу, яйца птиц, морошку, мох, коренья.
Давайте подберём модели, которые подойдут белому медведю.
(Дети по очереди подходят к магнитной доске и вывешивают модели, подходящие к белому медведю).
Обобщаю и закрепляю знания детей:
Почему выбрали карточку-схему, на которой нарисована бутылка молока?
(ответы детей – своих медвежат медведица кормит молоком).
Почему выбрали схему с нарисованной шерстью?
(ответы детей – теплая пушистая шерсть спасает медведей от лютой зимы).
Почему выбрали схему с четырьмя лапами?
(ответы детей – у медведей четыре лапы, две передние и две задние) и т. д.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Давайте поиграем в игру: «Тюлени на островах».
(Листы белой бумаги разворачиваются и раскладываются по всей группе).
Я буду белым медведем, а вам предлагаю превратиться в «тюленей» и поплавать «в море» между «островами». По моему сигналу каждый «тюлень» должен выбраться на отдельный «остров». Каждый раз, пока «тюлени» плавают, я буду убирать один «остров». Так будет происходить до тех пор, пока не останется единственный «остров», на котором все соберутся в одну тесную компанию. (По окончании игры, обнимаю всех детей и хвалю «дружную семью тюленей»).
А сейчас, давайте пройдём за столы, разделимся на две команды и узнаем насколько вы сообразительны и внимательны. За каждое правильное выполненное задание команда получает звездочку.
Вопросы:
1. Где живут белые медведи?
Варианты ответа: в Арктике, на Южном полюсе, в Северной Америке.
2. Какой из этих медведей не настоящий?
Варианты ответа: Белый медведь, Бурый медведь, Винни-Пух.
3. Какого цвета кожа у белых медведей?
Варианты ответа: черного, белого, красного.
4. Новорожденные медвежата размером с… ?
Варианты ответа: моржа, собаку, морскую свинку.
5. Кто ухаживает за медвежатами?
Варианты ответа: мама, папа, тётя.
6. Как белые медведи спасаются от мороза?
Варианты ответа: надевают теплые свитера, благодаря теплому меху, прыгают, чтобы согреться.
7. Чьё молоко жирнее: коровье или белой медведицы?
8. Чем занимаются белые медведи, когда не охотятся?
9. Как называется мультфильм про белого медвежонка?
В заключении подведем итоги викторины. Подсчитывается количество звездочек у каждого игрока.
Итог.
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Что вам большего всего понравилось делать?
Ответы детей.
Всем спасибо за внимание.
Занятие окончено.