Светлана Егорова
Конспект занятия по познавательному развитию «Картошка — наш второй хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
«Картошка – наш второй хлеб»
Программное содержание:
Уточнить и дополнить знания детей о свойствах картофеля и его применении человеком. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас словами: крахмал, вязкий ароматный. Воспитывать любознательность, развивать речь, память
Демонстрационный материал: картофель, терки, сито, стакан (большой и маленький, готовый крахмал, мука, йод, пипетка.
Методические приемы:
беседа-диалог, художественное слово, опыты, выводы, умозаключения, подведение итогов.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Картошка — наш второй хлеб“» размещена в разделах
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте поговорки, пословицы и скажите о чем мы сегодня будем говорить?
Картошка да каша – еда наша. Картошку копать, не руками махать. Ель да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда. Без труда картошка не родится никогда. Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Воспитатель: Скажите, ребята, что у меня в руке? (показывает картофель). А вы знаете, откуда в России появился картофель? Я вам расскажу интересную историю про картофель. Вы готовы меня слушать? Ответы детей:
Воспитатель: Более 3тыс. лет назад индейцы, жившие на территории современного Перу, начали возделывать картофель. Его клубни стали для них основной пищей. Хранили индейцы клубни необычным способом: рассыпали их под открытым небом. Клубни мокли под дождем, сохли на солнце, подмерзали по ночам. В конце они сморщивались и размягчались. Тогда женщины и дети толкли клубни, босыми ногами освобождая от кожуры. Полученный продукт в виде муки, называли «чуньо». В честь картофеля индейцы устраивали праздники. Женщины наряжали крупные клубни картофеля как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани. А мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А 500 лет назад приехали из дальнего плаванья корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они из далека, из Южной Америки, переплыв океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность, богатым людям. Когда картофель перестал быть редкостью, он появился и у простого народа.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, для чего нужен картофель людям?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Картофель нужен людям для еды. Картофель является вторым хлебом. Из картошки можно приготовить много блюд. Его можно жарить, варить,печь
Игра «Назови блюда из картошки»
Воспитатель: Он еще хорошее лекарство. (Пар сваренной картошки лечит от кашля, сырой картофель лечит от ожога) Я предлагаю взять в руки картофель и рассмотреть его. (дети берут картофель и рассматривают) Ребята, а теперь ответьте на вопросы: -Какой формы клубень картофеля? -Какого он цвета (цвет картошки зависит от его сорта)
(Кожура картофеля бывает разного цвета: синего, красного, коричневого, но сам картофель белого и желтого. Форма клубней бывает разной, даже в виде животных. -Какой картофель на ощупь?
-Что есть у картофеля? (выемки-«глазки»)
Воспитатель: Ребята, когда мы сажаем картофель?
Ответы детей: (весной)
Игра «Собери урожай» :
-Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. (делаем наклон вперед, сажая картофель.) -Лето наступило, идет теплый дождик, солнышко сияет, и картофель быстро растет. (поднимают -руки вверх- показывают, как растет картофельный куст.) -Ветер сильно дует. (качаются вытянутыми в стороны руками.) -Грохочет гром –картофелю все нипочем. (топают ногами.) -Снова в синем небе солнце сияет, и картофель снова быстро растет. (тянутся вверх, вставая на носочки) -Картофель вырос, пора собирать урожай. (наклоны вперед.)
Воспитатель: Сваренный картофель рассыпчатый. Картофель рассыпчатый из-за того, что в нем содержится крахмал. Повторите еще раз слово КРАХМАЛ (дети повторяют)
Опы№ 1 Воспитатель: Давайте, посмотрим, сколько крахмала в картофеле. Для этого возьмем сырой картофель, разрежем его пополам и капнем 1 каплю йода. (Если крахмала много, картофель окрасится в темно-синий или фиолетовый цвет; мало - бледно-голубой или голубой.)
Опыт №2
Воспитатель: Возьмем клубни картофеля и потрем на терке. Зальем эту массу водой и процедим через сито. Какого цвета вода в стакане? Ответы детей. Воспитатель: Отставим в сторону стакан ненадолго. Воспитатель: Давайте аккуратно сольем воду. Что вы видите на дне стакана? Ответы детей Воспитатель: Ребята, осадок на дне стакана – это вещество, которое называется КРАХМАЛ! Повторите! Если его высушить, то он превратиться вот в такой порошок (воспитатель показывает сухой крахмал, который продается в магазинах, называется он картофельный крахмал.)
Опыт №2
Воспитатель: Давайте посмотрим, как ведет себя крахмал и мука в воде. В один стакан с водой насыпям чайную ложку крахмала, а в другую - муку и размешаем. (Вода с крахмалом помутнела, и крахмал хорошо размешался, а мука плохо размешивается в воде, собираясь в комочки)
Воспитатель: Из крахмала варят кисель, делают клей - клейстер для склеивания бумаги.
Итог занятия