Елена Ширяева
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной группы «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию для подготовительной группы.
Тема: «Россия- родина моя»
Образовательная область: познание
Вид ООД: игра-путешествие
Возрастная группа : старшая
Цель: формирование у детей основ патриотизма. Воспитание чувства гордости за свою страну, принадлежность к ней, любви к своей Родине – России. Привитие интереса к традициям русского народа
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной группы „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные:
— продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна; расширять словарный запас;
— закрепить и пополнить детские представления о традициях русского народа.
Развивающие :
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательные:
— воспитывать чувство любви к своей Родине – России, гражданско-патриотические чувства.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» :
Развитие речевой активности. Расширение словарного запаса.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
Сплочение детского коллектива, закрепление умения работать в команде.
ОО «Познавательное развитие» :
-Продолжать формирование представления о России, как родной стране.
-Продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна, столица, президент.
-Знакомство детей с национальным русским праздником- Масленница.
ОО «Физическое развитие» :
-Развитие координации речи с движением.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
- рассматривание иллюстраций фотографий «Моя Россия – пейзажи»;
-рассматривание различных иллюстраций: символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое
-Обогащение знаний детей о национальном русском костюме.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие» :
-Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
-Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин в пересказе- «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», сказка «Финист – Ясный Сокол»;
-Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
Формирование основ патриотизма через дидактические и сюжетно-ролевые игры.
ОО «Познавательное развитие» :
-Беседы о родной стране – России;
-Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия»;
-Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование.
-Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны, через лупу.
-Просмотр советских мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелость, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, защищают тех, кого они любят, свою Родину.
-Знакомство детей с культурой русского народа через дидактические игры, наблюдение.
- Специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.
ОО «Физическое развитие» :
Формирование основ патриотизма через русские народные подвижные игры.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
-Рассматривание альбомов по теме «Народно-прикладное искусство».
-Рисование с использованием элементов русского народного костюма.
-Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи»;
Материал и оборудование
-демонстративный: видеопрезентация «Приключения Вовки»
- оборудование: проектор, компьютер, чемодан, книга сказок, дидактический материал к игре «Одень куклу в праздничный русский народный костюм» (наборы по количеству детей); кукла «Масленица»- на каждого ребенка, смайлики (по количеству детей)
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая.
Методические приё мы:
- словесный: беседа
- наглядный: просмотр видеороликов
- практический: выполнение заданий
Мотив детской деятельности: путешествие.
Ход занятия
I. Вводная часть
1.1 Психогимнастика
Воспитатель: -Здравствуйте дорогие дети, здравствуйте уважаемые взрослые! Меня зовут Светлана Александровна. Мне очень приятно с вами познакомиться. Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям любовь (закрываем глазки, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо. Лети). Всем желаем доброго дня!
1.2 Мотивация деятельности детей
Воспитатель: - Я пришла к вам с необычным предметом (демонстрирует старинный чемодан). Этот предмет путешествует со мною по всей моей жизни. Это моя копилка. Здесь находится много необычных вещей. Некоторые из них попали сюда очень давно, еще в моем детстве. С одним из жителей этого старинного (старого) чемодана я сегодня хочу вас познакомить. Вытаскивает из чемодана книгу «Сказки». Эту книгу в детстве мне читала моя мама. В этой книге живет мой любимый сказочный герой – смешной и интересный. (Слайд на экране с изображением сказочного героя) Зовут его Вовка. Он всегда попадает в разные необычные ситуации. Я выросла, а Вовка так и остался озорным непоседой, потому что в сказке время идет гораздо медленнее. И с ним до сих пор происходят необычные приключения. Вот и сегодня ему нужна помощь. Он отправился в путешествие в тридевятое царство, и заблудился. А помочь ему я не могу, потому что я уже выросла. Поэтому предлагаю сделать это вам. Согласны? (ответы детей).
II. Основная часть.
Воспитатель: -Ребята, Вовка хотел отправиться опять в тридесятое царство, но… (звучит волшебная музыка, действие перемещается на экран. Фрагмент мультфильма, где появляется персонаж и звучит фонограмма, плача Вовки, но попал в какую-то незнакомую страну. Он никогда там не был, и не знает кто там живет. Ему очень страшно. Давайте поможем ему. Для начала мы должны определить, что это за страна.
На экране кадры- крутится глобус, затем появляется карта России
Вовка: –Здравствуйте ребята! Что это за картинка красивая? Какие-то полоски синие, кружочки зеленые и коричневые. Это кто рисовал?
Воспитатель: — Это карта нашей страны. Карта – это изображение нашей страны на бумаге
-Вовка: — это царство – государство мне незнакомо.
Как называется ваша страна? (Ответы детей)
Воспитатель: - посмотрите внимательно на карту. Ребята, давайте расскажем Вовке, что означает на карте зеленый цвет? (Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей— это наши реки, озера, ручейки, водопады)
Вовка: - Что за жители здесь живут - поживают? (Ответы детей- россияне)
Воспитатель: - для всех россиян страна Россия это их большая Родина, которую они очень любят.
Разминка.
(Проводится пальчиковая игра «Моя страна»)
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперёд прямые ладони)
Вот российская земля. (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы рук)
Есть леса тут и озёра,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Вовка: - Ой как интересно! А какая она, ваша страна Россия? Ребята, расскажите о ней. (проводится игра – «Передай сердечко и скажи словечко». Дети встают в круг и передают сердечко и говорят слова (н-р- большая, любимая, родная и т. д.)
Вовка: - ну, теперь я знаю куда я попал. Побегу-ка я, может еще что-то интересное увижу!
На экране перелистывается страница и Вовка оказывается на Красной площади.
Вовка: - как красиво здесь! Как называется град сей престольный? (это столица России- город Москва)
Вовка: - в каждом царстве – государстве свой правитель имеется, который обо всех жителях беспокоится. Кто же этот человек в вашей стране - России? Я многих важных правителей знаю. (На экране появляются все персонажи, которых называет Вовка- султан, король, царь и т. д.)
Ответы детей- нашей страной управляет президент. Его зовут Владимир Владимирович Путин. (Можно провести в виде игры -найди президента (среди фото, а затем уже на экране. А можно в виде игры- когда на экране другой персонаж- дети топают, машут отрицательно головой. Когда же появляется портрет президента- все хлопают, и положительно кивают головой) На экране появляется портрет президента на фоне российского флага.
Воспитатель: - обратите внимание- президент нашего государства изображен на фоне Российского флага. У флага три цвета. Давайте вспомним, что обозначает каждый из них. А заодно и сделаем небольшую гимнастику для наших глаз.
Гимнастика для глаз «Российский флаг» (проводится при помощи лазерной указки с динамической таблицей)
-Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)
Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)
Белый — мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)
Синий — верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)
Красный — мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)
Вот цвета родного флага! (поморгать глазами)
Вовка: — побегу-ка я дальше, может еще что интересное увижу!
На экране перелистывается страничка и появляется заставка с изображением картины Васнецова «Три богатыря».
Вовка: - а это кто? Трое из ларца что-ли обличье сменили?
Воспитатель: – Вовка, сейчас у ребят спросим, они все расскажут. (Ответы детей- (Это русские богатыри- Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В давние-давние времена они защищали русскую землю от врагов).
Воспитатель: - А сейчас кто нашу страну защищает? (Ответы детей- Сейчас страну защищают храбрые воины- солдаты Российской Армии). Наша страна очень большая. Все мы хотим, чтоб наша Родина каждый день становилась лучше, красивее и сильнее.
Физкультминутка «Наша Родина — Россия»
В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)
Вовка: – ну, это тоже мне теперь понятно, побегу -ка я дальше.
Страница перелистывается. Изображение с Василисами.
Вовка: – А это что-за девицы-красавицы? Чего это они здесь собрались?
Дело пытают, или от дела летают?
Воспитатель: - Собрались наши русские девицы-красавицы на праздник, поэтому они все такие нарядные. Одели девицы праздничный русский народный костюм. Только вот одна девица не может подобрать себе одежду. Это Марьюшка. Посмотрите сколько у нее нарядов! Ребята, давайте поможем Марьюшке собраться на праздник, одеть русский народный костюм. (Детям предлагается игра «Одень куклу в праздничный костюм». По ходу игры дети классифицируют понятия «Современная одежда», «Старинный русский костюм»).
Воспитатель: -Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по-особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали всех гостей. Давайте вспомним какие русские народные праздники знаете вы? (ответы детей -пасха,8 марта, Новый год, и т. д.). Правильно дети. Очень много появилось в нашей стране новых праздников. Но не забывают в России и старинные народные праздники- гуляния. Один из таких праздников – всеми любимая Широкая Масленица. Она проходит очень весело, с песнями, играми, хороводами с веселыми гуляниями. Давайте и мы, ребята, примем участие в народном празднике. Я приглашаю вас в хоровод.
- Широкой Масленицы праздник
Всех на гуляние зовет
Возьмемся за руки все разом
В большой мы встанем хоровод
(проводится хоровод «Как на масличной неделе»)
Вовка (с экрана) : - Масленица, масленица. Увидеть хоть бы ее одним глазком!
(на экране фрагмент мультфильма «Масленица»)
Вовка: - (грустный. Воспитатель обращает внимание на настроение Вовки.)
Вовка: - (фрагмент мультфильма)- «Хочу мороженого, хочу порожного! Есть хочу)
Воспитатель: - Не грусти, Вова. Масленица проходит не только очень весело, но и вкусно и сытно. Целую неделю в домах пекут блины, ходят к друг-другу в гости. Вот и я сегодня пришла не с пустыми руками.
(заносит заранее приготовленные блины)
С Масленицей всех, ура!
Блины отведать всем пора!
Ой, блиночки хороши, Угощайтесь от души!
(Угощение детей и гостей)
III. Заключительная часть с элементами рефлексии
Воспитатель обращает внимание на отсутствие Вовки на экране. В это время на экране появляется книга «Сказки» и фрагмент закрывающейся книги. Экран тухнет. Воспитатель обращает внимание на книгу, с которой началось занятие. Из книги выпадает конверт. Воспитатель читает письмо).
Воспитатель: - Ребята, какие замечательные люди живут в вашей стране Россия. Я увидел, что россияне -очень добрые, умеют трудиться и отдохнуть на славу. Я обязательно расскажу про вашу страну в тридевятом царстве. Любите свою Родину, берегите каждый кустик, дерево, травку. Защищайте и сохраняйте её богатства. Запомните, люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. А я возвращаюсь в свою сказку. До свидания, ребята! До новых встреч!
Воспитатель: -Ну что же, ребята. Вот вы и сделали доброе дело- не оставили Вовку в беде. Помогли ему не только вернуться в свою сказку, но и узнать много нового. А сейчас я всех вас приглашаю встать в круг и достать из моего чемодана «человечков» : веселого – если вам понравилось наше путешествие, и грустного – если не понравилась. (Дети встают в волшебный круг и объясняют свой выбор).
Воспитатель: - Посмотрите друг на друга и скажите: «Если дружба велика — будет Родина крепка!». Вы все молодцы! Наша встреча подошла к концу. Я рада была познакомиться с вами.