Ирина Мякушко
Конспект комплексного открытого занятия «Наша Родина — Россия» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной группе
по ознакомлению с окружающим и развитию речи
по теме: «Наша Родина - Россия»
Воспитатель: Дедова Елена Николаевна
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знание детей о России.
2. Формировать уважительное отношение к государственным символам.
3. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
Публикация «Конспект комплексного открытого занятия „Наша Родина — Россия“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
4. Закрепить названия российских городов, названия рек, народных промыслов, праздников.
5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.
6. Обобщать речь детей выразительными средствами.
7. Делать аппликацию при помощи обрывания бумаги. Развивать мелкую моторику рук, воображение при оформлении дерева.
8. Развивать диалогическую речь, память, мышление.
9. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине : любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
- Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе.
- Чтение стихов о Родине и выборочное заучивание.
- Прослушивание записей песен о Родине, гимна.
Оборудование:
Гимн России, спокойная классическая музыка во время выполнения задания, дерево «Береза», подносы, клей, подставки, репродукция картин, наглядные картинки, загадки.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом. Приветствуют гостей.
Воспитатель: Ребята, закончите предложение
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы - Страну свою. (Россию).
Воспитатель: (обращаясь к детям)
Ребята, посмотрите, на доске висят слова. Давайте, попробуем их прочесть? Дети: (дети читают по слогам слова)
Слова: РОДИНА, ОТЧИЗНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО?
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто-то к нам спешит.
Появляется сказочный герой – игрушка Фиксик.
Воспитатель: Ребята, это кто? А кто знает как его зовут? Нолик спрашивает, куда он попал?
Воспитатель: Это планета - Земля. А попали в детский сад.
Нолик. В детский сад? Ребята, я давно наблюдал за вашей планетой и давно мечтал побывать на ней.
Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?
Нолик: Я с планеты Марс! Я - марсианин!
Воспитатель: Ребята, Нолик хочет знать, как называется страна, в которой вы живете?
Дети: Россия.
Воспитатель: А давайте, мы с вами расскажем Нолику что такое – Россия и чем Россия отличается от других стран?
Дети: Страна, в которой мы живем. Дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили предки и т. д.
Дети: Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.
Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. И я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде. Вы согласны?
Дети и гость: Да!
Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся! (на дереве висят листья с заданиями, в них вопросы для детей, воспитатель каждый раз берет лист и читает).
Воспитатель:
Станция «Знайкина».
- Назовите столицу России. (Москва).
- Назовите место работы президента России? (Москва, Кремль).
- Как зовут президента России? (Путин В. В.).
- Назовите города России или города-герои. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Воронеж, Севастополь).
- Какая птица изображена на гербе России?
- Как называется главная песня нашей страны?
- Какой цветок является символом победы? Их дарят ветеранам и возлагают к вечному огню.
- Назовите основные символы нашей страны? (Герб, флаг, гимн).
- Расскажите, что вы знаете о гербе, флаге
Дети:
У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Дети: Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.
Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?
Дети: Гимн - торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя. (Звучит гимн России).
Воспитатель:
Станция «Историческая».
На столе стоят: лапти, матрешка, дымковская игрушка, хохломская игрушка и др.
- Какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Масленица.).
- Какие блюда русской кухни вы знаете? (каши, пироги, блины, щи.).
- Какую обувь носили русские крестьяне? (лапти).
- Какой сувенир считался символом России? (матрешка).
- Какие промыслы и ремесла существуют в России? (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Молодцы ребята!
Воспитатель:
Станция «Литературная».
Назовите великих русских писателей и поэтов. (Пушкин, Толстой, Есенин.). Чтение стихотворения Есенина «Белая береза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Назовите русские народные сказки. («Репка», «Колобок», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Конек Горбунок», «Царевна лягушка», «Волк и семеро козлят», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Емеля» и др.).
Загадывание загадок:
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
2. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят (Гуси-лебеди)
3. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)
4. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репка)
5. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)
6. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята)
7. Вымолвил словечко
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне
И за что, не знаю
Повезло лентяю. ("По щучьему веленью")
8. А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. ("Маша и медведь")
9. Ах ты, Петя - простота
Сплоховал немножко,
Не послушался кота
Выглянув в окошко. ("Кот, петух и лиса")
Воспитатель:
Станция «Лесная»
- Какие деревья растут в лесах России? (береза, дуб, ель, сосна, клен).
Загадывание загадок:
1. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке. (Сосна)
2. Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это —
Мы от этого чихаем. (Тополя)
3. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
4. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза)
5. Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
6. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
- Какие ягоды можно собирать в лесу России? (чернику, бруснику, клюкву, малину, землянику, ежевику). Игра «Четвертый лишний».
- Какие птицы живут на территории России? (ворона, воробей, синица, снегири).
Загадывание загадок:
1. На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?" (Кукушка)
2. Черный, проворный,
Кричит "крак" –
Червякам враг. (Грач)
3. Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
4. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
5. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
6. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
Воспитатель:
Следующая станция «Творческая».
- С чего начинается наша Родина?
Дети:
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
Воспитатель:
- Что является символом нашей страны? (береза)
Какой русский человек не любит березку - красавицу! Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная.
Физминутка.
Заведем хоровод «Береза».
Дети заводят хоровод «Береза» (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Берёза моя, березонька,
Береза моя белая, береза кудрявая.
(Дети останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх).
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
(Дети медленно приседают)
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сделать из бумаги березу, способом обрывания бумаги. Работа за столами.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нас ждет последняя станция.
Станция «Единственная»
Звучит тихое звучание песен о Родине и воспитатель выставляет репродукции картин.
Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. А теперь уже наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину - Россию. Подумайте и назовите, кто раньше защищал нашу Родину? Какие наши действия, какие наши дела россиян необходимы нашей Родине?
Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе.
Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны. Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках - русских богатырях?
Воспитатель: Кто хочет прочитать стихи о Родине?
Дети:
«Моя Родина»
Великую землю,
Любимую землю
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
***
«Родина»
Слышишь песенку ручья - это Родина моя!
Слышишь голос соловья - это Родина твоя!
Видишь звездочки Кремля - это Родина твоя!
Школа, где твoи друзья - это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей, и звон дождей,
И в лесу смородина - это тоже Родина!
***
«Русь» И. Никитин
Это ты, моя Русь державная,
Моя Родина православная!
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше с вами путешествие, пора нам возвращаться в д/с. Занимаем места.
Сегодня мы с вами узнали много интересного о России. Нолик благодарит Вас и говорит, что ему пора возвращаться домой. Нолик, мы Вам хотим подарить подарок, символ России - Берёзу. Вспоминайте о нас и о России. (Символ дарят Нолику и он уходит.)
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по России. О чем мы говорили во время путешествия? Что Вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: О Родине, о мире, о Земле и т. д.
Вручение подарков детям!
Используемая литература:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет». - М: ТЦ Сфера, 2005.
2. Алешина А. Н., «Ознакомление с окружающим миром». – М: ТЦ Сфера.
3. БаранниковаО. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие». – М: АРКТИ, 2007г.
4. Вераксы Н. Е. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика-синтез, М: 2015г.
5. Виноградова Н. Ф. «Моя страна Россия : пособие для старших дошкольников» -М: Просвещение, 2005г.
6. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей и родителей. - М: Баласс, 2006г.
7. Гризик Т. И. «Познаю мир. Знаки и символы». – М: Просвещение, 2000г.
8. Головин Н. «Моя первая история». – М, 1993г.
9. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» : Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» - М: АРКТИ, 2005г.
10. Дегтярев А. Я. «История российского флага : легенды, факты, споры», М: ТОО Интелтех, Воскресенье, 1994г.
11. Ковалева Г. А. «Воспитывая маленького гражданина». - М: АРКТИ, 2005г.
12. Кончаловская Н. «Наша древняя столица». – М: Воениздат, 1996г.
13. Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2006г.
14. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). – М: ТЦ Сфера, 2005г.
15. Мулько И. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Методическое пособие для ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2005г.
16. Новиков С. В., Новикова Е. П. «Родная история». – М: Эксмо, 2004г.
17. Ривина Е. К. «Герб и флаг России : Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». – М: АРКТИ, 2002г.
18. Саплина Е. В., Саплин А. И. «Введение в историю». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 1997г.
19. Соловьев В. «История для детей и взрослых». - М: Белый город, 2003г.