Марина Штырова
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия по экологическому воспитанию: викторина «Знатоки природы».
Основная общеобразовательная программа: основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» (под редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой).
Возрастная группа : старшая
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
«Познавательного развития» :
• продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;
• закреплять правила поведения в природе;
• развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
• способствовать применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода, свет, тепло и т. д);
• учить сравнивать растения, находить сходства и различия во внешних признаках.
«Речевого развития» :
• активизировать и актуализировать словарь детей;
• способствовать развитию диалогической речи;
• развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.
«Социально–коммуникативного развития» :
• воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
• развивать навыки общения, умение договариваться и действовать согласованно в парах и в коллективе;
• формировать самостоятельность при решении поставленной задачи; умение высказывать предположения и делать выводы;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• формировать у детей основы экологической культуры.
«Физического развития» :
• формировать осознанную потребность в двигательной активности.
«Художественно-эстетического развития» :
• поддерживать интерес к красоте природы.
Форма организации: подгруппа – 8 человек.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Словарная работа: комнатное растение, садовые цветы, фикус, фиалка, кактус, хлорофитум, герань, лимон, щучий хвост (сансевьера, папоротник, лейка, рыхлитель. удобрение.
Предварительная работа: беседа о живой и неживой природе; рассматривание книг, энциклопедий, иллюстративного материала, фотографий, набора открыток природоведческой тематики; чтение рассказов о животных: Е. Чарушин «Олениха с олененком», «Рысь», М. Пришвин «Этажи леса» и др. ; проведение речевых игровых упражнений и дидактических игр («Кто лишний?», «Кто где живет?», «Узнай по описанию», «Что можно, а что нельзя?», беседы с детьми на темы «Экология родного края», «Правила поведения в природе» и др. ; загадывание загадок о природе, растениях, животных, насекомых, птицах и др.
Оборудование и материалы: юла – волчок, круг «Что? Где? Когда», табло с цифрами от 0 до 6, черный ящик, фигурки животных для черного ящика, медали победителеей, карточки «Что чем было и чем стало». презентация с фотографиями зрителей, пластиковые тарелки – 12шт, мольберт, аудиозаписи с музыкой викторины (начало, вращение волчка, вынос черного ящика). «Танец маленьких утят», ноутбук, мультимедийное оборудование,
Ход занятия:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Проходите, ребята. Поздоровайтесь с гостями.
Дети здороваются.
День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
Здесь для игры собралась детвора,
Ее начинать нам настала пора.
Я также рада приветствовать всех гостей в этом зале!
Звучит заставка к игре «Что? Где? Когда?»
Воспитатель: Ребята, сегодня я пригласила вас поиграть в игру. А в какую, вы скоро узнаете. Предлагаю вам отгадать загадку:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это всё вокруг… ПРИРОДА!
Дети: Природа
Воспитатель: Да, сегодня здесь состоится соревнование знатоков природы. Я приглашаю знатоков занять свои места за игровым столом.
Дети проходят за игровой стол
2. Основная часть.
Воспитатель: Уважаемые знатоки (а я вас сегодня буду так называть, сегодня в нашей викторине будет несколько заданий. Задания сложные, но, я думаю, вы с ними легко справитесь. Ведь вы же – знатоки природы!
Воспитатель: В нашей игре есть несколько правил, которые вы должны соблюдать. Юла – волчок с помощью стрелки будет нам показывать номер задания. Задания находятся в разноцветных конвертах. Задание нужно обязательно дослушать до конца. У вас будет время подумать и выполнить его. С места не выкрикиваем. А поднимаем руку, если знаем правильный ответ. Правила всем понятны?
Тогда мы начинаем нашу викторину!
Крутим волчок.
Звучит музыка.
Воспитатель: Уважаемые знатоки, против вас играет - Екатерина Викторовна. (Фото педагога демонстрируется на мультимедийной доске) Она подготовила для вас такое задание.
Задание №1
Дидактическая игра
«Кем (чем) был, кем (чем) стал».
Детям работают в парах. Им раздаются карточки. На обратной стороне - картинки. Они должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – подсолнух.
Жёлудь – росток – дуб.
Гусеница- бабочка
Колосок – мука- хлеб
Воспитатель. Молодцы! Справились заданием. Счет 1:0 в пользу знатоков. ( На табло выставляем счет 1:0. Продолжаема игру.
Крутим волчок.
Звучит музыка.
Воспитатель. Уважаемые знатоки, следующее задание подготовила для вас Галина Николаевна. (Фото педагога демонстрируется на мультимедийной доске). Но это задание – для капитана команды. Просьба не подсказывать капитану, иначе победа достанется команде зрителей.
Задание №2
«Для капитана»
1. Волк, лиса, песец, олень – это … (дикие животные).
2. Клубника, малина, черника, морошка – это … (ягода).
3. Ель, сосна, береза, дуб, ива – это … (деревья).
4. Воробей, соловей, дрозд, клест – это… (птицы).
5. Сом, щука, окунь, карась, плотва – это … (рыбы).
6. Мухомор, подосиновик, волнушка, сыроежка – это … (грибы).
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель выставляет счет на табло.
Воспитатель. Вас ждет следующее задание. Я продолжаю крутить волчок.
Крутим волчок.
Звучит музыка.
Воспитатель: Внесите в студию черный ящик.
Ребенок вносит черный ящик.
Задание №3
«Черный ящик»
Воспитатель. Уважаемые знатоки, вам нужно угадать, что в черном ящике. Я зачитываю вопрос, вы думаете и отвечаете.
1. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: Ежик
2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка: Его считают большим трусишкой.
Ответ:заяц
3. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ: Лиса
4. У этого животного много имен, прозвищ, даже по имени отчеству его величают. И все потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое. Летом пугает людей, которые приходят за малиной, потому что сам ее очень любит. Кто это?
Подсказка: Он живет в лесу, неуклюжий, косолапый.
Ответ: Медведь
Воспитатель: А сейчас в нашей викторине – музыкальная пауза.
Музыкальная пауза
«Танец маленьких утят»
Воспитатель: Наша игра продолжается.
Крутим волчок
Звучит музыка
Воспитатель. Следующее задание для вас подготовила Светлана Евгеньевна. (Фото педагога демонстрируется на мультимедийной доске) Уважаемые знатоки, сегодня мы говорим о природе. А какая бывает природа?
Почему мы называем природу живой?
Правильно, молодцы. А что относится к живой природе?
Что относится к неживой природе?
Дети: Живая и неживая.
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Дети: К неживой природе относятся : вода, земля, солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.
Воспитатель: Внимание – задание от Светланы Евгеньевны. (Фото педагога демонстрируется на мультимедийной доске)
Задание№4
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Работа в парах. Дети получают картинки с изображением живой и неживой природы. Нужно их разобрать: картинки с изображением живой природы дети складывают в тарелку с синим кружком, с неживой – с красным кружком.
Воспитатель выставляет счет на табло.
Воспитатель. Продолжаем игру. Я снова кручу волчок.
Крутим волчок
Звучит музыка
Воспитатель: Чтобы быть настоящими знатоками природы, каждый из вас должен знать правила поведения в природе. Уважаемые знатоки, вы сейчас играете с нашим зрителем - Мария Левоновна. (Фото педагога демонстрируется на мультимедийной доске) Она хочет узнать, как вы знаете правила поведения в лесу.
Задание №5
«Если я приду в лесок»
Каждый из участников получает экологический знак, обозначающий, что нельзя делать в лесу. Вы должны посмотреть на него и объяснить, что этот знак обозначает, почему так нельзя поступать.
Воспитатель выставляет счет на табло.
Крутим волчок.
Звучит музыка.
Воспитатель. Уважаемые знатоки, против вас играет Екатерина Викторовна. Она подготовила для вас такое задание.
Задание №6
«Выложи зверя или птицу»
Каждый ребенок получает образец -карточку и игру «Танаграм». Дети выкладывают образы животных из деталей игр-головоломок.
Воспитатель выставляет счет на табло
Крутим волчок
Звучит музыка
Воспитатель: Уважаемые знатоки. против вас играет Марина Николаевна. Она подготовила для вас БЛИЦ- опрос.
Задание №7
«Блиц – опрос»
Воспитатель: Сейчас я вам буду задавать вопросы, вы должны ответить на большее количество за 1 минуту. Готовы? Тогда начнем!
Вопросы:
- Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
- Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
- Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
- На каком дереве растут желуди? (На дубе.)
- Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
- У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
- У какого животного есть иголки? (У ежа)
- Как одним словом называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
- Кто в лесу плетет паутину? (Паук)
- У какого домашнего животного есть рога и копыта? (У быка, коровы)
-. В какое время года на деревьях распускаются листья? (Весною)
-У какого дерева белый ствол? (У березы.)
- -Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
Дети отвечают на вопросы
Воспитатель выставляет счет на табло
3 часть Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями и проявили себя настоящими «знатоками природы». Давайте будем помнить, что наша планета Земля – наш общий дом. Мы должны ее любить и беречь.
Я хочу вас наградить медалями «Знатоков природы».
Спасибо, вы все сегодня были большие молодцы!
Церемония награждения