Котельникова Екатерина
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы с нарушением зрения «Знатоки правил безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
для детей старшей группы с нарушением зрения
«Знатоки правил безопасности»
Котельникова Е. П. ,
воспитатель I квалификационной категории
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы с нарушением зрения „Знатоки правил безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Цель. Совершенствование навыков безопасного поведения дома, на улице, и в быту.
Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закрепить у детей знания безопасного обращения с огнем и опасными в быту предметами.
2. Сформировать у детей потребность отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Совершенствовать знания детей о правилах личной безопасности дома и на улице.
2. Продолжать развивать умение анализировать, размышлять.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру поведения на улице, сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседы с детьми о причинах возникновения пожара, о встрече с незнакомым человеком, о домашних предметах, которые могут принести вред человеку; рассматривание альбомов по безопасности; создание лэпбуков («Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения»); беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице; дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно-не опасно», «Кто быстрей потушит дом», лото «Дорожные знаки»; чтение русских народных сказок «Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Три поросёнка», «Красная шапочка» и др. ; просмотр видеоуроков тётушки Совы.
Оборудование: ИКТ, микрофон, предметы опасные (утюг, ножницы, таблетки, спички, свеча) и безопасные (кукла, машинка, фонарик, конструктор); альбом-памятка формата А3 с набором карточек на липучках; поднос, три свечи, два стакана с водой и песком, стеклянная банка; два мольберта с магнитными досками, д/и «Мемори. Огонь – друг, огонь – враг»; д/и «Лабиринт», «Подбери дорожный знак», «Найди по тени»; слайды «Дорожные происшествия», карточки со знаками дорожного движения; медали «Знатоки безопасности».
Форма организации НОД – подгрупповая.
Ход НОД.
I. Мотивационный этап
В. Здравствуйте, ребята, поприветствуйте наших гостей.
Д. Здравствуйте, доброе утро!
В. Сегодня у нас важный и интересный день, мы пройдем посвящение в знатоков правил безопасного поведения и оформим для родителей памятку с подсказками.
Внимание! Внимание!
Сюда спешите, улыбнитесь,
Вокруг меня соберитесь!
Дети, а вы знаете, что такое «Безопасность» - что это значит?
Игра «Микрофон».
Д. Безопасность – это слушаться родителей и соблюдать правила поведения, чтобы не попасть в беду.
Д. Безопасность – это важные и полезные правила поведения.
Д. Это правила поведения при пожаре, на улице…
В. Да, вы все правы! Безопасность - это умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому у нас сегодня первое испытание «Один в комнате»
II. Основная часть.
Три раза в ладоши хлопни,
Пять раз ногами топни,
Теперь вокруг себя повернись и внимательно осмотрись,
найдите в группе и положите в красный обруч опасные предметы, а в синий – безопасные.
В. Почему опасен нож, чем опасны лекарства?
Д. Дают пояснение своему выбору.
В. Отлично, вы настоящие знатоки опасных предметов, предлагаю Ксюше, Стёпе и Самиру прикрепить к нашей памятке картинки, обозначающие эти предметы.
В. А я приглашаю занять места на своих стульчиках.
В. : Доскажите словечко:
Горяча она, как печка
Парафиновая …
Д. : Свечка!
В. Да, понаблюдайте, сейчас что-то будет. Кто из нас не испытывал завораживающее действие огня?
Сидя в лесу у костра, или у печки, или просто глядя на зажжённую свечу.
Давайте зажжем эти свечи и, как настоящие ученые, немножко больше узнаем об огне. Итак, у нас три свечи. Проведем эксперимент: нальём на первую свечу воду.
Что произошло?
Д. Огонь погас.
В. Какой можно сделать вывод?
Д. Огонь можно потушить водой.
Д. Я считаю, что мокрое не горит.
В. Да, вы совершенно правы. На вторую насыпаем песок, смотрим, что же случится?
Д. Огонь потух.
Д. Огонь можно потушить песком.
В. Верно. А третью свечу накроем банкой и посмотрим, что будет.
Д. Не горит больше.
Д. Свеча погасла.
В. Догадались, почему?
Д. По-моему, огню не было места.
Д. Мне кажется, потому что не стало воздуха.
В. Вы правы, под банку не поступает воздух, а огонь не сможет гореть без воздуха. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить доступ воздуха, например, что можно сделать с очагом пожара?
Д. Накрыть одеялом
Д. Закрыть плотной тканью.
В. Отличные знания, но скажите, пожалуйста, если вы, оставшись дома одни, почувствуете запах дыма или увидите, что что-то загорелось, что вы будете делать? Предлагаю поразмышлять.
Д. Я закрою рот и нос мокрой тряпкой и выбегу из квартиры.
Д. А я позвоню пожарным по номеру 01 или 10.
Д. Я думаю, надо позвонить маме или папе и выйти из дома.
Д. Мне кажется, нужно, если чувствуешь запах дыма или видишь огонь, срочно всем рассказать: позвонить папе, маме, пожарным, сказать всем соседям.
В. Да, вы правы, в первую очередь надо позвонить и сообщить взрослым о возгорании, затем покинуть задымленное помещение. При пожаре нужно быть спокойным и действовать по четким правилам. Но главное – пожара не допустить! Огонь - это добро и зло. Это кухонный очаг и испепеляющий огонь. Он может принести спасение или обернуться трагедией. Вот почему ваши родители и мы, ваши педагоги, требуем от вас почтительного отношения к огню. А вот, когда огонь – друг, а когда враг, вы нам сейчас расскажете. Самира и Тима, подойдите к мольберту. Перед вами каточки, ваша задача – найти парные. Кто выиграет, тот ответит на вопрос.
Д. Горящие деревья: я думаю, здесь огонь - враг, он разрушает лес, убивает животных.
Д. Газовая плита: мне кажется, тут огонь – друг, он помогает согреть воду, сварить еду.
Д. Горящая свеча: Если отключат электричество, то свеча поможет осветить дом. Думаю, огонь тут – друг. Но только свечу нельзя оставлять без присмотра.
В. Совершенно с вами согласна. А у нас следующий лист памятки – «Пожарная безопасность», Самира, Варя и Тима, прикрепите к памятке основные правила пожарной безопасности.
В. По трассам, улицам, проулкам
Машины едут взад-вперед,
А ты выходишь на прогулку,
Теперь, мой друг, ты …ПЕШЕХОД!
Что вы, знатоки, здесь видите?
Д. Улицы, перекресток, автомобили, тротуар…
В. Кто самый внимательный? Что здесь не так, как надо?
Д. Нет дорожных знаков.
В. Верно, а зачем нужны дорожные знаки?
Д., По моему мнению, знаки нужны, чтобы знать, где перейти дорогу.
Д. Думаю, знаки для того, чтобы знать, где остановится автобус.
Д. Наверное, чтобы все ездили по правилам и по знакам.
Д. Знаки для безопасности на дороге.
В. Конечно, вы абсолютно правы. Знаки дорожного движения – это такие рисунки-помощники для безопасности дорожного движения. Ну а я вас приглашаю за столы. Варя и Самир помогут автомобилям проехать в лабиринтах. Вова и Ксюша подберут необходимый дорожный знак, а Тима и Стёпа соединят рисунки с их тенями.
Дети выполняют задание, воспитатель проверяет.
В. Все справились с заданием быстро и качественно. Садитесь на стульчики и обратите внимание на экран (игра «Можно-нельзя»)
В. На экране ситуация, когда мальчик перебегает дорогу в неположенном месте и прямо перед едущим автомобилем.
Д. Я думаю, неправильно перебегать дорогу перед машиной.
Д. Я считаю, что нужно переходить дорогу по пешеходному переходу.
Д. И ещё, дорогу нельзя перебегать, а надо остановиться у обочины, посмотреть налево, затем направо, убедиться, что машин нет или они остановились, и тогда только спокойно перейти.
В. Правильно. А вот ещё ситуация: дети играют и веселятся вблизи проезжей части. Можно так делать? Почему?
Д. Конечно же, нельзя, потому, что можно не заметить, как упадешь или шагнешь на дорогу и под машину.
Д. Да, мне кажется, что играть надо во дворе, подальше от дороги.
В. Верно, вот правильная картинка.
В. Современный город встречает нас шумом мчащихся машин, и мы должны уметь чувствовать себя удобно и комфортно, для этого необходимо всегда соблюдать правила дорожного движения. Предлагаю разместить на третьей странице нашей памятки отсутствующие знаки дорожного движения.
III. Заключительная часть (рефлексия)
В. Поздравляю вас, ребята! Вы сегодня показали отличные знания правил безопасного поведения. Вы прошли посвящения в знатоков правил безопасности. Я вручаю вам медали, а каждый из вас говорит, что особенно сегодня понравилось? Что запомнилось? Важно ли то, о чем мы сегодня говорили? Какое задание было самым трудным? А какое больше всего понравилось?
Д. Мне сегодня особенно понравился опыт со свечами.
Д. Мне запомнилась игра «Мемори. Огонь – друг, огонь – враг».
Д. Для меня самым трудным сегодня было – отвечать на вопросы полным предложением.
Д. Мне всё сегодня было легко и интересно, а особенно запомнился опыт со свечками.
Д. Мне понравилось прикреплять карточки к памятке.
Д. По-моему, сегодня мы говорили об очень важных правилах.