МААМ-картинки

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через речевые игры

Тихонова Юлия
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через речевые игры
▼ Скачать + Заказать документы

… Детям нужны не порученья, а примеры.

Ж. Жубер

Как известно, важным этапом в становлении личностного опыта и развития ребенка является дошкольный возраст. У детей в этот возрастной период начинает складываться опыт безопасного поведения. В последние годы стало очевидным, что безопасное поведение дошкольников - это не просто совокупность усвоенных знаний, но и стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах и дорогах города.

В современных реалиях печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувства горечи и досады. Но еще больше, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Только знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

В решении этой проблемы особое значение имеет правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас на дороге подстерегают серьезные опасности, но их можно избежать путем целенаправленного воспитания и обучения детей с самого раннего детства. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Изучение правил дорожного движения помогает снизить дорожно-транспортный травматизм среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения; способствует развитию психофизиологических качеств ребёнка, таких как внимательность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях; формирует культуру общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Несомненно, работа по ознакомлению с правилами дорожного движения в дошкольных учреждениях должна проводиться систематически, постоянно и основываться на комплексном подходе. Развитие речи дошкольников является важной частью их общего развития, и интеграция знаний о дорожном движении в этот процесс может быть весьма эффективной.

Образовательная область «Речевое развитие» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу, как невербальными средствами, так и вербальными.

Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо, использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, презентаций, настольные, дидактические игры. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.

Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, по тематике дорожной безопасности, разбор опасных и безопасных дорожных ситуаций; закрепление умений связно выражать свои мысли. Занятия способствуют развитию связной речи. Дети учатся правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением, строить диалоги с воспитателем и между собой. Детям предлагаются такие задания, как составление рассказа по картине, пересказ текста, составление загадок. Во время занятий происходит знакомство с правилами дорожного движения, с правилами поведения на улице, в транспорте, что способствует обогащению активного словаря, в лексикон детей вводятся новые слова, причём важно уточнить у детей, как они понимают то или иное слово. Также занятия способствуют формированию грамматического строя речи, то есть предлагаю такие задания, которые способствуют развитию умения правильно изменять слова по родам, числам, падежам и согласовывать их между собой.

Во время конкурсов, соревнований, игр закрепляются и уточняются полученные знания, активизируется словарный запас, закрепляются в речи разнообразные грамматические категории, такие как, например, согласование прилагательных в роде, числе, падеже, развивается умения строить полные предложения, использовать в речи сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, а также развивается умение строить доказательный ответ.

При прослушивании художественной литературы дети закрепляют полученные ранее знания, обогащают свой словарь, учатся отвечать на вопросы по прочитанному произведению, решают разнообразные проблемные ситуации, могут сами придумать своё продолжение данного произведения. Широко используются загадки, дети не просто отгадывают загадки, а должны объяснить, что помогло их отгадать.

Важно помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий.

Целевые прогулки, включенные в план работы по обучению детей правилам дорожного движения, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В процессе целевых прогулок у детей не только закрепляются знания, полученные на занятиях, но и обогащается и закрепляется активный словарь, отрабатываются разнообразные грамматические категории, развивается связная речь.

Развитие речи дошкольников через знания о дорожном движении — это не только формирование навыков общения, но и воспитание ответственного поведения на дороге. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Список литературы:

1. Авдеева А. В., Стеркина Р. Б., Князева Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. С. 76-81с.

2. Бабина Р. П. Безопасная дорога детства. - Москва, 2017. - 48-54с.

3. Кулебич Ю. Б., Скрипниченко Т. А. Изучение правил дорожного движения для дошкольников 3-7 лет. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 67-70с.

Публикации по теме:

Конспект игры «Детское путешествие в станицу с правилами дорожного движения»Конспект игры «Детское путешествие в станицу с правилами дорожного движения» Актуальность:Привычки закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Чем раньше ребенок познакомится с ПДД и сформирует навыки культуры поведения.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчет «Ознакомление с правилами дорожного движения в детском саду»Фотоотчет «Ознакомление с правилами дорожного движения в детском саду» Для профилактики дорожно – транспортных происшествий детям необходимо получить необходимые знания о безопасном поведении на дороге и в транспорте.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через речевые игры
Опубликовано: 28 февраля 2025 в 08:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через речевые игры» (включая файлы) размещена пользователем Тихонова Юлия (УИ 1211039) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 марта 2025 суббота
Здравствуй, Весна!
Без кота и жизнь не та!
Он нам силы придаёт – замечательный компот!
Праздник Белого месяца!
Отмечают Калмыкия, Тува, Алтай и Бурятия, дата на 2025г.
День защиты детей от чрезвычайных ситуаций
Давайте говорить друг другу комплименты!
Перечитываем Трех поросят
Закаливаемся для повышения иммунитета!
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД