Наталья Шатохина
Конспект занятия «Лаборатория Невидимки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Студенокский детский сад»
Железногорского района Курской области
Конспект
Занятия по познавательному развитию
Тема: «Лаборатория Невидимки» для детей подготовительной группы
Воспитатель: Шатохина Наталья Васильевна
Д. Студенок
2019 г
НОД на тему: «Лаборатория «Невидимки» по познавательному развитию в подготовительной группе.
Публикация «Конспект занятия „Лаборатория Невидимки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Цели: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знаний о воздухе; формирование целостного восприятия окружающего мира; развитие интереса к исследовательской деятельности.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи:
- расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;
- организовать познание детей через самостоятельный поиск;
- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- определить роль воздуха в жизни человека;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи:
- развивать связную, грамматически правильную речь;
- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников;
- активизировать речевую деятельность детей.
- обогащать словарный запас детей.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
- продолжать формировать умения детей выполнять движения в характере музыки.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи:
- повышение умственной работоспособности через двигательную активность;
- соблюдение двигательного режима во время занятия;
- сохранение здоровья и предупреждение утомления.
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).
Методы и приемы: интерактивные технологии («Работа в парах», технология исследовательской деятельности здоровьесберегающая ; следующие методы: словесный (беседа, вопросы к детям, загадывание загадок, словесное поощрение); наглядно – демонстрационный, показ наглядных пособий, мнемотаблицы,) ; практический (проведение экспериментов) и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, анализ и синтез, сюрпризный момент. Формы работы: групповая, индивидуальная
Материалы и оборудование: колонка, информационный носитель с записью музыки ветра и шума дождя; халат, шапочки по количеству детей; бейджики; красочная коробка; подарки. Предметы для проведения опытов: большой контейнер- 1; маленькие контейнера- 14; коктейльные трубочки-14, фонарик,книга, два шарика, один надутый шарик, вешалка,2-е прозрачные бутылки с водой, апельсин, духи. Тарелочки под оборудовние-14, целлофановые пакеты-14, кружочки красного и синего цветов, колокольчик, мнемоквадраты, мольберт, пластиковые стаканы-14.
Предварительная работа: занятия детей в мини-лабораториях; опыты с водой; беседы «Живая и неживая природа», беседа о роли воздуха в жизни растений и проведение эксперимента «Как растения дышат»; чтение глав из повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Незнайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками») рассматривание иллюстраций в энциклопедиях; наблюдение на прогулке за температурой воздуха
Ход занятия
Воспитатель заходит первый в группу и, звеня в колокольчик, говорит:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй. (Дети заходят и становятся кружком)
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Подари улыбку - смайлик,
Пусть улыбка как журавлик,
Полетит в сердца друзей,
Или стаей журавлей!
Будь же добрым не скупись
Щедро людям улыбнись!
От улыбки всем известно
Станет хмурый день прелестным!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте вместе поздороваемся с нашими гостями. (Здороваемся с гостями.) и подарим им нашу улыбку и добро. Дети, давайте по нашей традиции обнимемся,
Воспитатель:
Ребята вы любите играть?
Да.
А хотите поиграть в игру «Горячо- холодно»?
Да.
У нас группе побывал гость и что – то оставил в группе. Вы это еще не видели.
Тогда отправляемся искать.
Дети находят красивую коробку
Воспитатель: Молодцы быстро вы нашли коробку. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим.
Предположение детей (Мы видим только дно и стенки.)
Может кто-то догадался, что это может быть?
(Предположения детей)
Дети: коробка пустая в ней ничего нет.
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что- то есть, а что вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(воздух)
Ответ: - Это Воздух!
Правильно, это воздух! мы дышим воздухом, он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве (ответы детей) Можно его исследовать?
А где исследовать можно воздух?
В лаборатории можно провести исследование воздуха?
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию – «Невидимки». А вы знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей
(Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты).
Я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию «Невидимки», но сначала вспомним правила поведения и работы в лаборатории. (ответы детей)
Оденем специальную одежду.
(Дети надеваю шапочки, воспитатель надевает халат и шапочку)
Воспитатель: Я буду – научным работником, а вы (дети) – мои коллеги!
Мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Воспитатель: Для проведения опытов по исследованию воздуха и его свойств нам понадобятся некоторое оборудование. Посмотрите на наши лабораторные столы, они готовы к работе.
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно вам узнать!
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Невидимый! Может, его и нет вовсе? Давайте докажем, что воздух есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. (Поймаем воздух)
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Какой он (тонкий)Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети. Пакет стал объемным. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель: А теперь давайте посветим фонариком через пакет. Что вы видите? Пакет пропускает свет – значит воздух прозрачный! Попробуем посветить через книгу, видите свет фонарика?
Дети: Нет, книга непрозрачна.
Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети) : воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Воспитатель. : Молодцы! Я хочу вам сказать, что учёные результаты своих исследований записывают. Для чего?
Дети: Чтобы по записям был виден результат.
Воспитатель: Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок-символов. Итак, мы сделали вывод, что воздух прозрачный, невидимый. Это свойство обозначим вот такой карточкой. ( Магнитная доска: «зачёркнутое цветное пятно», «зачеркнутый глаз», «он есть везде»)
Опыт № 2: Ребята, посмотрите внимательно на то, как я буду проводить следующий опыт. Как вы считаете этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (нет). Правильно. А теперь стакан прямо, медленно опускаю в воду. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (воздух- опрос детей). Теперь, я наклоню, стакан немного в сторону и в него будет набираться вода, вытесняя воздух. А теперь каждый возьмите стакан и проделайте аккуратно тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно в воду. Что получается, вода отталкивает вверх стаканчик, тяжело удержать? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (воздух).
А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но держать стакан не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде (пузырьки, воздух выходит из стакана его место занимает вода). Давайте сделаем вывод: воздух прозрачный, невидимый, выходит из стакана его место занимает вода.
Вывод закрепим картинкой «он есть везде»
Опыт № 3: «Имеет ли воздух вес»?
-Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика и кладем их на импровизированные весы (вешалка)
-Что наблюдаем? (вешалка неподвижна).
-Теперь на одну сторону прикрепим надутый шарик. Какая сторона вешалки перевесила с каким шариком? Почему?
-Делаем вывод: воздух имеет вес. Это свойство обозначим, какой карточкой? (нужно выбрать из предложенных мнемоквдратов «весы»)
Опыт № 4: «Легче воздух или вода»?
-Как вы думаете, что легче воздух или вода? После опыта мы сможем ответить на этот вопрос. В большой контейнер с водой я опускаю две бутылки, одна наполнена водой, вторая воздухом. К вам вопрос: какая бутылка плавает, а какая тонет? (ответы детей). Правильно, бутылка с воздухом легче, чем бутылка с водой. Следовательно, какой сделаем вывод?
Дети: Воздух легче воды.
Давайте отдохнём. Пройдем на ковер.
Физкультминутка:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»).
Дети садятся за столы.
Опыт № 5: «Имеет ли воздух запах»?
Воспитатель: Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Закройте глаза. (возьму апельсин и очищу его). Что почувствовали? (запах апельсина). Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Запах ему придают окружающие его вещества. (На магнитную доску прикрепляем соответствующую картинку «перечеркнутый нос»)
Давайте проведем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика на релаксацию проводится под музыку:
Вдохните здоровье,
Выдохните напряжение!
Вдохните добро,
Выдохните неприятности!
Вдохните уверенность,
Выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно. (провести 2-а раза)
Возвращаемся на свои места.
Опыт №6 «С водой и трубочкой».
Воспитатель: Наши исследования продолжаются. Для следующего опыта нам понадобится контейнер с водой и трубочка. Опустите в контейнер с водой трубочку и подуйте в нее.
-Что происходит? (выходят пузырьки)
-Как они появились? (ответы детей)
-Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воздух нам нужен для жизнедеятельности. (прикрепить картинку «выдыхаем через трубочку»)
Опыт №7 «Не дышу»
Воспитатель: Закроем рот и зажмём нос двумя пальцами (пауза). Почему вы убрали руку и открыли рот?
Дети: Начали задыхаться.
Воспитатель: Чего вам не хватало?
Дети: Воздуха.
Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха?
Дети: Нет, человек без воздуха погибнет.
Воспитатель: Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим он, и я, и ты.
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям. Прошу, вас подвести итог.
-Из исследования воздуха мы пришли к выводу, что воздух имеет следующие свойства: прозрачный, бесцветный, невидимый, есть везде, имеет вес, легче воды, есть внутри нас. он жизненно необходим. Работаем по мнемотаблице.
Заключительная часть.
Давайте подведем итог и вспомним все, что мы узнали о воздухе в игре «Светофорики» Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка, один красный второй зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будите показывать кружки. Если вы со мной согласны – поднимайте зеленый кружок, если не согласны – красный. Давайте попробуем. Будьте очень внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон – да
Воздух синего цвета - нет
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим – да
Чистый воздух не имеет запах – да
Человек может жить без воздуха – нет (неправильные ответы обосновываем)
- Воспитатель: Молодцы! вам понравилось в нашей экспериментальной лаборатории (ответы, а ставить опыты, а какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей).
Ребята вы были все просто молодцы!
Итог НОД:
Воспитатель: Уважаемые учёные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, поэтому я приготовила для вас подарки. Подарки непростые они помогут изучить нам другие свойства воздуха на следующем занятии.
Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!