Армине Авакян
Конспект занятия в старшей группе «Лаборатория Снежной королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментально - исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «В лаборатории Снежной королевы»
Воспитатель: Авакян А. О.
Цель: создание условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда.
Задачи:
- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда;
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
- развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
Темочки:
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: льдинки, светящийся шар, аудиозапись звуков природы, ноутбук, мяч, соль, фольга, перчатки, варежки, платок, стаканы с водой, салфетки, лед.
Ход НОД
.
(звучит музыка, работает светящийся шар)
Видеоролик «Северный полюс»
Ребята куда мы попали? (На Север). А как вы догадались (потому что повсюду лед и снег)
Воспитатель: Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде). Правильно.
Воспитатель: Лёд обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы сможем в ледяной лаборатории Снежной Королевы.
Слайд №2,3 Закройте глаза и представьте себе ледяной дворец Снежной Королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная Королева. Вы её не бойтесь, хоть сердце у неё ледяное, душа тёплая и добрая. Открывайте глаза.
Снежная королева : Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня (ответы детей) Да, я Снежная
Королева. Вы хотите побывать в моей снежной лаборатории?
Дети: Да конечно хотим.
Снежная королева : Вход в неё по специальным пригласительным билетам (раздаёт снежинки с
разным узором). С каким узором ваша снежинка, такую снежинку вы должны найти и сесть на
то место. Я приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.
ИГРА 1: «Заморожу»
Возьмите по кусочку льда и положите его на ладошку. Подержите так несколько секунд. Что вы
чувствуете? Замёрзла ли ваша ладошка в том месте, где лежит кусочек льд
Снежная королева (звучит запись) Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня (ответы детей) Да, я Снежная Королева. Вы хотите побывать в моей снежной лаборатории?
Дети: Да конечно хотим.
Воспитатель: А вы знаете, что такое лаборатория?
(Это помещение, где проводят разные опыты, исследования, чтобы узнать что-то новое.)
Снежная королева : Но вход в неё по специальным пригласительным билетам (раздаёт снежинки с разным узором). С каким узором ваша снежинка, такую снежинку вы должны найти и занять свое место. Как настоящие учёные вы будете заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, вы узнаете много нового и интересного.
Дети под музыку идут в лабораторию, где стоят столы с оборудованием.
-Вот мы с вами и в лаборатории, давайте, как настоящие лаборанты, наденем халаты.
(Дети и воспитатель надевают халаты)
- Я буду старшим лаборантом. Лаборанты надевайте фартуки и шапочки.
Настоящие лаборанты должны выполнять такие правила.
Внимание на экран слайд №4
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания.
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы.
Воспитатель : Снежная королева оставила вам и подарки! (передает поднос искусственным снегом и льдом)
Воспитатель и дети (удивляются) : Но они в помещении растают
Воспитатель: Ребята, надо объяснить Зиме, что случается со снегом и льдом, когда приносишь его в тёплое помещение.
Давайте проведем несколько опытов, и определим свойства льда. Результаты наших исследований будем отмечать в карте памяти.
1. Наблюдение за свойствами льда.
- Возьмите в руки по одному кусочку льда.
- Потрогайте его, опишите какой он (гладкий, шершавый, холодный, мокрый, скользкий, прозрачный, бесцветный, хрупкий)
- Через лед можно что-то увидеть?
- Что происходит со льдом у вас в руках? (он начинает таять, потому что руки теплые)
- Из чего же получается лед? (из воды). Лед - это замерзшая вода.
Вывод: лед-это замерзшая вода, лед гладкий, холодный, блестящий, хрупкий, бесцветный-прозрачный, прочный)
- Давайте с помощью символов, покажем, какие свойства у льда (интеллект-карта)
-Итак, внимание на экран: внесем необходимые данные в нашу карту памяти
Слайд №5
2. Опыт «Тонет ли лед в воде»
Воспитатель: Ребята, а что часто можно увидеть в Северном ледовитом океане
Дети: айсберг. Слайд №6
Воспитатель: Почему же льдина не тонет, высказывайте свои предположения.
Дети - ответы детей.
Воспитатель: Чтобы узнать, кто точнее высказал предположение, проведем эксперимент.
По заданию воспитателя дети готовят оборудование самостоятельно:
ложками берут приготовленные заранее кусочки льда и опускают их в воду.
-Воспитатель: Отправляем наши айсберги в их не долгое путешествие. (Вода подкрашена гуашью, чтобы наши айсберги красивее смотрелись)
- Что мы видим (лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность)
Вывод: лед не тонет, потому что он легче воды, вода его выталкивает на поверхность. (работа с картой)
Опыт «Как быстрее растаять лед»
- Давайте поможем ему опытным путем.
- Перед вами лежат разные предметы, посмотрите на них. Давайте вслух проговорим их (варежки, перчатки, бумага, фольга, соль, платок, стаканы с холодной и теплой водой)
- Возьмите по льдинке. Посмотрите внимательно на нее. Ничего странного не замечаете, она с секретом. И здесь Снежная королева приготовила сюрприз
- Да, внутри нее лежит сюрприз
- Нам нужно найти способ, который быстрее растопит лед.
- Выбирайте сами, что вам нравится.
Проведение опыта
Воспитатель: Ребята, не пора ли нам согреться
Динамическая пауза «Зимняя физминутка» (видеоролик)
Воспитатель: Теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.
- Что изменилось? Где растаял лед?
Можно положить нерасстаявшие льдинки в теплую воду или посыпать солью.
- Вот мы и нашли способ, как растопить лед и собрали орешки для наших друзей.
Вывод: лед тает быстро в теплой воде и с помощью соли, соль его разъедает.
Прикрепляем на интеллект-карту: картинка с солью, стакан с теплой водой
Воспитатель: Ребята, пока мы проводили опыты со льдом, а что произошло со снегом?
Дети: он не растаял.
Почему (потому что он искусственный)
Воспитатель: интересно из чего изготовили?
Дети: варианты ответов
Воспитатель: А из чего можно сделать искусственный снег?
Дети: Из ваты, пенопласта ит. д.
Воспитатель: а я бы хотела предложить другой способ изготовления снега. Итак, внимание на экран. Перед вами инструкция по выполнения опыта Слайд № 7
Воспитатель : Внимательно изучим с вами инструкцию (изучают)
В стакан с волшебным порошком Снежной королевы, необходимо добавить стакан воды
Воспитатель: : В инструкции показано, что нужно подождать минуту для того, чтобы все ингредиенты вошли в реакцию.
Дети выполняют опыт, согласно алгоритма действия
(подходят к столам с приготовленным оборудованием)
После окончания приготовления снега дети убирают рабочие места и вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель : Ребята, скажите, а можно пробовать на вкус то из чего мы будем делать снег? А что еще не стоит делать с такими предметами? А что еще не стоит делать на занятии?
Ответы детей
Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.
Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его оставить в группе?
Рефлексия: обобщение знаний детей с помощью интерактивной игры «Почемучки»