Королькова Елена
Конспект ООД «Свойства воздуха. Фруктовая лаборатория» в подготовительной к школе группе по экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Свойства воздуха. Фруктовая лаборатория»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха
Развивать логическое мышление
Вызывать интерес к экспериментированию.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Публикация «Конспект ООД „Свойства воздуха, Фруктовая лаборатория“ в подготовительной к школе группе по экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательные: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Предварительная работа:
Наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование:
Оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей, фрукты.
Методы и приемы: игра, наблюдение, рассматривание, наводящие вопросы, повторение, пояснение, сюрпризный момент, художественное слово; создание творческих ситуаций, организация опытной деятельности, экспериментирование.
Ход деятельности:
Организационный момент:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете, отгадав загадку.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?
Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?
- Красный и синий
- А как называются эти шарики?
- Воздушные
- А вы знаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
-Ответы
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.
-Нет (ответы)
- Да, вы правы, ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто)
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
-Ответы
-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
-Ответы.
Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?
- Ответы.
-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
-Ответы
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.
Физминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
- А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?
-Ответы
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа)
-Колебание
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
-Да
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух (воздух издаваемый из резиновой игрушки)
Скажите, а у воздуха есть запах?
- Нет
- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
-Пахнет апельсином.
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
-Это корка
-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
А давайте поэкспериментируем с апельсином. Пойдемте к столам с апельсинами.
А как вы думаете, умеют ли апельсины плавать (предположения детей). А давайте проверим.
Опыт №1. Утопи и съешь
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Что мы можем предположить. (Ответы детей). Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину не утонуть. (ответы детей).
Опыт №2. Тонет ли апельсиновая кожура.
Давайте бросим в воду кожуру.
"В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
Какие еще фрукты не утонут (предположения детей). Давайте проверим.
Какой вывод можно сделать?
Где человек применяет то, что воздух легче воды (ответы детей). (надувные круги, лодки).
Опыт №3 «Подводная лодка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Опыт №4 «Волшебный лимон»
В большой чашке делаем теплый чай и разливаем в два стакана. Выдавливаем лимонный сок в один из стаканов. Перемешиваем ложечкой. Оцениваем, как изменился цвет.
- Ребята, мы с вами провели опыты: апельсин – тонет не тонет, виноградинка плавает, сок лимона меняет цвет. У нас было очень интересное занятие.
Подведение итогов:
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.