Короткова Галина
Конспект занятия по познавательному циклу для детей старшей группы «Экологическая беседа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень»/ прогнозирование погоды/
Цель: -закрепить представление об осенних явлениях погоды, умение видеть красоту окружающего мира.
-приобщать детей к народной мудрости, опыту, тем самым воспитывать уважение к предкам, обеспечивая связь поколений.
-воспитывать в детях наблюдательность,любознательность,
Учить делать выводы и умозаключения.
Материал к занятию :
-календарь погоды
-градусник уличный,комнатный,медицинский,водный.
-журнал «Живые и неживые барометры»
-сухие листья
-выставка семян, поделок, осенних композиций
-рамочки
Публикация «Конспект занятия по познавательному циклу для детей старшей группы „Экологическая беседа“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-фонограмма.
Ход занятия:
-Дети, сегодня вы узнаете много интересного о природе. Послушайте внимательно:
Птицы в гнездах не галдят
Пчелы в ульях не гудят
Муравьи закрыли двери
Разбрелись по норам звери
Не летает стрекоза
Надвигается гроза.
Запись (дует сильный ветер)
В:-Что вы слышали, ребята?
Д: дул сильный ветер.
В: -давайте воспроизведем ка дул ветер.
Д: ….
В: Ветер был сильный, очень сильный. Ветер это хорошо? или плохо? Подумайте.
Д: плохо., при сильном ветре бывают стихии, крыши срывает, деревья валит, опасно ходить на улицу.
В: А если хорошо подумать,то ветер может приносить и пользу. Какую?
Д: ветряная мельница, работает от ветра, играть с вертушкой хорошо, она крутиться.
В: подумайте еще,ветер очень большую пользу приносит природе
Д: Ветер разносит семена с деревьев, с трав, цветов, по всей земле,потому так зелено везде, все растет и на горах, и на лугах, и в лесу.
В: правильно дети, человеческих рук бы не хватило, чтоб всю землю озеленить. Ветер нам в этом помощник. Слушаем запись (дождь с громом)
В: а сейчас, ребята, что вы слушали?
Д: Гром гремел, шел сильный дождь, молния сверкала.
В: Какой был дождь?
Д: шумный, густой с громом и молнией.
В:Как в городе про такой дождь говорят?
Д:Лил как из ведра.
В:А теперь подумайте и скажите,дождь хорошо или плохо?
Д:Если его много,то плохо.
В: почему?
Д: потому что могут быть затопления, я по телевизору видел.
В: Да, конечно, если дождь льет много дней, то переполняются реки и может быть наводнение. Но если с другой стороны посмотреть, наверно он может и пользу принести
Д: летом дождь теплый, можно по лужам бегать. Дождь поливает все на грядках, в поле. Люди не могут полить горы, луга, леса, долины, а дождь может. Он омывает листики на деревьях.
В: правильно вы догадались, Наша земля не была бы такой зеленой и красивой без дождя. Видите, все взаимосвязано «природа» с «погодой». Погода помогает природе.
В:Дети,вы слышали гром, дождь, ветер. В какое время года это бывает?
Д: Осенью.
В: все так думаете?
Д: весной бывает и летом.
В: Правильно., только весной и летом дождь какой?
Д: Теплый, хочется бегать под дождем и не простынешь.
В:А осенью дождь какой?
Д: Холодный, можно простудиться
В : А когда у нас был дождь?
Д: вчера, сегодня,недавно…
В: А сейчас мы с вами увидим по календарю, когда был последний раз дождь. Рассматривают.
В: первый день ноября какой был?
Д:Теплый,солнечный.
В:Посчитаем сколько у нас было теплых солнечных дней. /вместе/
Д:1,2,3,4…6. Всего 6 дней.
В: Саша приготовил нам загадку, внимательно послушаем и постараемся ее отгадать.
Р-к: Он повсюду, в поле,в саду, но в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет.
Д: дождь.
В: А сейчас посчитаем дни с дождем.
Д: 1,2…12 …12 дней
В: Света тоже нам приготовила загадку.
Света: Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала?
Д: Туча.
В: Когда тучи на небе, какие дни?
Д: пасмурные
В: посчитаем пасмурные дни в календаре.
Д:1,2,3.
В : В этом месяце было всего 3пасмурных дня, 6 солнечных,12 дождливых, значит какой ноябрь был?
Д: дождливый.
В: Правильно. Дети,вы заметили, что люди с наступлением холодов прежде чем выйти на улицу выглядывают в окно. Зачем?
Д: Чтоб узнать какая погода.
В:А еще зачем?
Д:Чтоб знать как одеться.
В: правильно. А какая погода бывает?
Д: Пасмурная, дождливая, солнечная, с ветром,теплая, холодная.
В: Дети,чтоб узнать тепло на улице или нет, то есть какая температура на улице, есть для этого специальный прибор-называется он градусник. Он показывает сколько градусов холода или тепла на улице. Дети, а может из вас кто то знает другие градусники?
Д: есть градусник для измерения температуры тела, если заболел.
В: Правильно,есть еще комнатный градусник,он показывает температуру в доме, а еще есть градусник водяной, он показывает температуру воды.
В: По радио и по телевидению мы слушаем прогноз погоды. Эти сведения нам дают специалисты-синоптики. А теперь скажите, как можно еще как то узнать об изменениях в природе. Подумайте. Мы с вами наблюдали это в природе.
Д:ласточки летают высоко-значит дождь далеко.
Лягушка держится в воде –будет солнце на земле.
Одуванчик шар сжимает –значит дождик начинает.
В: молодцы, дети. Погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных, их то и называют природными синоптиками. Каких синоптиков мы записали в журнал?
Д:перечисляют лягушка, пчела, муравьи,кузнечики, календула,одуванчики, клевер. и т. д
В: кто помнит приметы?
Д:перечисляют.
В: Вот уже и заканчивается последний месяц осени- «Ноябрь» и наступит зима. Кто знает первый месяц зимы. Как называется?
Д: Декабрь.
В: Правильно, декабрь,наступят морозы. А хотите,я вас научу определять морозную погоду и наш журнал пополнится еще одной приметой. / раскрываю лист журнала и сопровождаю рисование текстом «Дым столбом, на небе звезды, значит близятся морозы.»
В: Теперь вы поняли, что растения и животные могут давать сигналы об изменениях погоды, а люди их подметили и они стали называться народными приметами. Теперь и мы с вами будем их знать. А если будем наблюдательными, то и сами найдем приметы природы и погоды. А теперь вместе прочтем любимые наши стихотворения:
Дружно жить должны на свете
На родной для нас планете
Взрослые и детвора и даже мошкара
Серенький волчок и пузатый паучок
Маленький комарик и веселый шарик
И хитрая лиса и зеленые леса
И сердитый старый шмель и конечно стрекоза
И рогатая коза.
В: Ребята, мы в большом долгу перед природой, мы должны стремиться сделать землю красивой, бережно относиться к ней и ее обитателям. Дети, а сейчас я хочу вам напомнить, что скоро праздник «День Матери». И Вам наверное хочется что то подарить маме. Осень об этом тоже позаботилась, она подарила осенние листочки. Вы придумайте красивые подарки.
Дети выполняют вместе с воспитателем картину из листьев.
В: Я думаю,что нашим мамам понравятся наши картины. Но это еще не все, мы с вами приготовили кормушки для наших птиц, развесим их на участке и птицам не придется голодать. А потом мы понаблюдаем за работой градусника.