Татьяна Далиба
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы, посвящённое международному Дню Памятников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы, посвящённое международному Дню Памятников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 6 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.
Итак, большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста оказывает знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город. При этом родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель:
- познакомить с разнообразием памятников в Санкт-Петербурге;
- Обобщать знания о Санкт-Петербурге как о культурном городе России.
Задачи:
Познакомить с некоторыми достопримечательностями Санкт-Петербурга;
- Развивать умение замечать красоты родного города;
- Формировать у детей чувство любви к своему городу, бережное отношение к культурным ценностям;
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме;
- Развивать внимание, память, восприятие, логическое мышление;
- Закреплять навыки строительства из настольного конструктора по замыслу;
- Проявлять инициативу и самостоятельность.
Методы и приемы:
- Словесные (рассказ логопеда и воспитателя, вопросы к детям, обсуждение);
- Наглядные (демонстрация слайдов, видеоматериал по теме, рассматривание иллюстраций);
- Практические (строительство объектов по замыслу);
- Интеграция видов деятельности.
Оборудование: карта Санкт-Петербурга, презентация на медианосителе и средство для воспроизведения, иллюстративный материал с изображением некоторых достопримечательностей, настольные строительные наборы.
Участники: воспитанники группы.
Ход занятия
Приветствие
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Педагог: Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа, приговаривая:
-Он такой хороший!
-Я такой хороший! (гладим себя,
Я лучше всех!
Логопед: Дети, как называется наш город? (Ответы детей: Санкт-Петербург)
Как называемся мы – его жители? (Ответы детей: Петербуржцы)
Наш город очень большой. Давайте немного поиграем.
Посчитайте до 5 и обратно: Большой город, старая деревня, мраморная статуя.
Нам посчастливилось жить в этом городе. Его называют культурной столицей России. Я хочу представить вам небольшой фильм о нашем городе. Что-то будет вам уже знакомо, а что-то вы увидите впервые.
Давайте с вами вспомним, как надо вести себя, когда смотришь фильм или какое-то представление, а также в любом общественном или культурном месте. (Рассуждения детей)
(Слайд 1) Показ фильма о достопримечательностях города с музыкальным сопровождением
(Слайд 2) Воспитатель: Каждый год, 18 апреля, отмечается Международный день памятников и памятных мест. Поэтому мы и поговорим сегодня с вами о памятниках в Санкт-Петербурге.
Как вы думаете, что такое памятник? (Ответы детей)
Для чего создают памятники? (Ответы детей)
Совершенно верно. Человек имеет память, но также и имеет такую способность как забывание. Чтобы выжить, человеку нужно было помнить о самом главном. Так появились памятники.
Памятники устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они отличаются крупными размерами, долговечностью материала. Из какого долговечного материала можно сделать памятник? (Ответы детей)
Памятники увековечивают людей или события, которые приобрели всеобщую известность. Благодаря памятникам мы узнаем о событиях прошлого.
Какие памятники вы знаете или видели в нашем городе? Вспомните рассказ нашего экскурсовода попугая Кешу. О каких памятниках он Вам рассказывал? (Ответы детей)
Какие вы молодцы! Давайте с вами теперь познакомимся с одним из них:
Логопед: - Однако, среди сотен петербургских памятников есть необычные и затейливые, огромные и еле заметные, мистические и исполняющие заветные желания. О некоторых из них я вам сегодня и расскажу. Хотите узнать о них.
Но прежде, чем начать нашу экскурсию по городу, предлагаю немножко размяться. Давайте встанем в круг и повторяем движения за мной.
Город наш, ох как высок он.
Сколько крыш и сколько окон.
Город наш такой большой,
ОН уютный и родной.
Он сверкает и цветет,
Засыпает и встает.
Город улыбается.
Он нам очень нравится.
Воспитатель: Ну что ж, давайте начнем с вами нашу прогулку с совсем необычного памятника.
(Слайд 3) Памятник «Чижик - пыжик»
Чижик-пыжик - это маленькая бронзовая птичка, которая несмотря на свой маленький рост - всего 11 сантиметров - известна всем петербуржцам.
Каждый хоть раз, но пытал счастья у маленького пернатого жителя Петербурга на берегу реки Фонтанки. Ведь если вы попадете по ее клюву монеткой, то будете всегда побеждать и выигрывать.
А вы когда-нибудь видели этот памятник? (Ответы детей)
Посмотрите на столы, перед вами лежат фото памятников. Найдите памятник, о котором мы с вами говорили и приклейте его на лист.
Логопед : Прогуливаясь по Петербургу вы сможете увидеть много фонарей. Подскажите, как можно назвать фонарь, который стоит: на улице – уличный, в театре -. , на бульваре -, на вокзале -, в парке - … .
Слайд 4 «Заяц на свае»
Логопед: Следующий необычный памятник, как вы думаете, кому? Посмотрите на экран. (Дети: Памятник зайцу.)
- По легенде, во время наводнения в Петербурге один из зайцев, обезумев от страха, прыгнул на сапог к Петру I и таким образом спасся от смерти. В честь прыгуна остров стали называть Заячьим.
- Скажите, пожалуйста, чем еще знаменит Заячий остров? (Ответы детей).
- Это место, с которого начинался наш город. Именно на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Вам об этом уже рассказывал попугай-экскурсовод.
- Ушастый житель сваи у Иоановского моста щедро одаривает богатством. Но только тех, кто попадет в зайку. Монетка, отскочив, должна остаться на свае. И это обязательное условие.
Посмотрите на столы, перед вами лежат фото памятников. Найдите памятник, о котором мы с вами говорили и приклейте его на лист.
Динамическая пауза
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения по тексту)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу
(Слайд 5) Памятник «Кот Елисей и кошка Василиса»
Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по родному городу.
Эти две небольших скульптуры может увидеть только тот, кто внимательно рассматривает стены зданий. Василиса и важный Елисей стоят на карнизе второго этажа. По легенде, памятник установлен в честь «мяукающей дивизии», спасшей блокадный Ленинград от нашествия крыс. В котиков нужно кинуть монеткой. И если она останется на фасаде здания, то кидающий «поймает удачу за хвост». Кот Елисей и кошка Василиса — один из самых известных необычных памятников Петербурга.
Посмотрите на столы, перед вами лежат фото памятников. Найдите памятник, о котором мы с вами говорили и приклейте его на лист.
(Слайд 6) Памятник Фотографу на Малой Садовой
Логопед: Совсем недавно я составляла небольшой рассказ о нашем городе, но мне кажется, что в моем рассказе есть какие-то неточности. Помогите исправить неточности:
Мы живем под большим городом. В нем много домов. Дома стоят над улицей. Мы живем на домах. С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего.
Спасибо, вы огромные молодцы. Теперь можно продолжить нашу экскурсию.
Совсем неподалеку от кота Елисея и кошки Василисы расположился памятник фотографу. Всем желающим счастья и богатства стоить посетить данный памятник. Деньги придут к тому, кто подержится за палец фотографа. А счастье будет у человека, прикоснувшегося к языку собаки - верному спутнику бронзового человека
Посмотрите на столы, перед вами лежат фото памятников. Найдите памятник, о котором мы с вами говорили и приклейте его на лист.
(Слайд 7) Скульптура фонарщика
Воспитатель: «Ведь, если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?» В честь людей, которые каждый вечер "зажигали звезды" на проспектах Петербурга, установили памятник там, где прошли первые испытания электрических фонарей. Уставший фонарщик, из чугуна сидит на тротуарном ограждении с длинной лестницей и веревкой в руках.
Посмотрите на столы, перед вами лежат фото памятников. Найдите памятник, о котором мы с вами говорили и приклейте его на лист.
(Слайд 8) Скульптура водовоза
Логопед: Ребята, помогите мне понять какое слово лишнее:
Дом, домашний, дым, домовой.
Река, речка, рука, речной, речник.
Улица, проспект, переулок, машина.
Город, городской, горох, горожанка.
Молодцы, вы справились с заданием. Давайте продолжим нашу экскурсию.
До середины XIX века в Петербурге не было централизованного водопровода. Вода для нужд населения доставлялась в бочках водовозами. И по цвету бочки можно было определить чистоту воды. В белых бочках возили воду из Невы, она была в то время чистой и ее использовали для питья. Вода же из каналов, привозимая в желтых и зеленых бочках, шла на хозяйственные нужды.
Посмотрите на столы, перед вами лежат фото памятников. Найдите памятник, о котором мы с вами говорили и приклейте его на лист.
Воспитатель: А теперь предлагаю сконструировать из математических наборов свой необычный памятник и рассказать о нем. (Дети выполняют задание)
Логопед: Ребята, вам понравилось наше увлекательное путешествие?
Какие памятники вы запомнили? Какой памятник понравился больше всего?
Предлагаю теперь вам вместе со своими родителями отправиться на экскурсию в город и найти какие-нибудь свои необычные памятники и возможно рассказать нам о них. Ведь их в нашем городе очень много.