Терехова Татьяна
Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Зима пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Зима пришла»
Тема: «Зима пришла» (с элементами экспериментирования).
Цель: Выявить знания детей о зиме.
Уточнить знания детей о приспособлении хорошо знакомых детям животных и среде обитания, некоторых сезонных явлениях природы (зимних).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе „Зима пришла“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Расширить представления детей о том, что лед- это вода в твердом состоянии.
Уметь составлять небольшой рассказ о животных, отражать в речи результаты наблюдений, устанавливать связи, делать обобщения.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о приспособлении хорошо знакомых детям животных и среде обитания, некоторых сезонных явлениях природы (зимних).
2. Расширить представления детей о том, что лед- это вода в твердом состоянии.
3. Уметь составлять небольшой рассказ о животных, отражать в речи результаты наблюдений, устанавливать связи, делать обобщения.
Материал: зимние пейзажи, изображения диких животных, замороженные во льду бусинки (в цветных пробках от бутылок, заморожены цветные бусинки), баночки с теплой водой, пустые стаканы, таз, карточки с числами 1, 2,3.
Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок, опыты с водой, наблюдения в природе.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, какое сейчас время года?
Дети: - Знаем, сейчас зима. (Воспитатель привлекает внимание детей к зимним пейзажам.)
Воспитатель: - Посмотрите на эти картины, и скажите какое время года изображено на них? (Дети смотрят, обсуждают.)
Воспитатель: какое время года изображено?
Дети: - Я думаю, что художник нарисовал зиму.
Воспитатель: - Покажите, что ты увидели на картине зимнего?
Дети: - Художник нарисовал много снега, белым бело. Вот на этой картине снежинки падают, здесь так же снега много. Снег везде, на деревьях, домах, речка замерзла…
(И так далее дети находят приметы зимы)
Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается…. снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее…снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в…. снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Воспитатель: - Вы ребята молодцы, правильно определили, на этих картинах изображена зима. А кто намел много снега, заморозил реки, озера, ручейки? про кого мы читали в сказках, это все он сделал, кто же это?
Дети:- Это все мороз сделал, он самый главный хозяин зимой.
Воспитатель: - Правильно, а теперь послушайте, что я вам расскажу.
2. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: - Однажды, вышел Мороз Иванович и увидел: зверюшки радостные бегают, прыгают в лесу, птички поют, по рекам плавают кораблики. Непорядок - решил он. Дунул он сильно-сильно, и налетела зимняя вьюга, реки покрылись льдом, земля снегом, везде стало белым-бело. Вот теперь все в порядке,- подумал мороз Иванович, и тогда он решил заморозить зверюшек. Да не тут-то было, зверюшки к зиме приготовились. А вы знаете, как звери готовятся к зиме. Расскажите ( Воспитатель показывает картинки с изображениями животных: заяц, лиса, медведь, волк, белка. Дети берут по одной игрушке и рассказывают о животных.)
Воспитатель: - Молодцы! Вы все правильно рассказали, как звери к зиме приготовились, и как они зимуют. Люди тоже не боятся зимы. Мы тоже одеваем теплую одежду, шапки, сапоги, а дети много бегают, прыгают, играют, так мы согреваемся на морозе.
Воспитатель: - Несмотря на зиму, дети любят играть и гулять зимой, давайте мы с вами покажем как же мы играем на улице, на прогулке: играем в снежки, катаемся на санках, лыжах.
3. Физкультминутка
Пришла Матушка зима,
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой)
По сугробам мы пойдём,
В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей)
Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок)
Вместе с нами закружились,
(покружиться на месте)
И на стулья опустились
(присаживаются на свои рабочие места)
4. Рассказ сказки.
Воспитатель: - Садитесь поближе ко мне и послушайте сказку.
«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка. Как её звали? Кто звал, тот и знал. На новый год подарили ей красивые бусы. Она так развеселилась, обрадовалась подарку, что бусы упали и рассыпались. Девочка поленилась собрать бусы и ушла домой. А Мороз Иванович ночью заморозил все кругом и бусинки попали в плен. Проснулась девочка утром и вот что увидела
(Воспитатель достает замороженные кубики, а в них бусинки. Дети берут по одному кубику каждый и рассматривают.)
Воспитатель: - Что сделал Мороз Иванович?
Дети: - Заморозил бусинки.
5. Проведение эксперимента.
Воспитатель: - Посмотрите-ка дети, это лед, а внутри бусинки. Вы видите бусинки?
Дети:- Да, видим.
Воспитатель: - Значит лед прозрачный, через него видно предметы. Потрогайте лед пальчиком, погладьте его. Что вы чувствуете? Какой лед еще?
Дети:- Холодный и гладкий.
Воспитатель: - Огорчилась очень девочка, захотела освободить бусинки из плена, да не знает как? как это сделать? А вы знаете? как можно освободить бусинки из плена?
Дети:- Разморозить лед.
Воспитатель: - А как?
Дети: - Потереть его в руках, положить в стаканчик с теплой водой, положить к теплу)
Воспитатель: - Поможем девочке освободить бусы из плена?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Разделимся на три группы. Я вам раздам карточки с числами 1, 2,3, кому попалось число один – вы в первой группе, 2 - во второй, 3- в третьей.
(Дети делятся на группы)
Воспитатель: - Первая группа подойдите к первому столу (на нем стоят стаканы). Вы будете размораживать лед в стаканах с теплой водой.
Воспитатель: - Вторая группа, подойдите ко второму столу. Вы будете размораживать лед в руках. Возьмите лед в ручки, будете тереть лед в ручках, движения вперед-назад над тазиком. Чтобы не намочить стол.
Воспитатель: - А вы (обращается к третьей группе) положите свои льдинки в пустые стаканы и поставьте их на батарею к теплу.
Поставили и теперь наблюдайте, что с ним происходит.
Воспитатель: - Ну что ребята произошло со льдом?
Дети: - Лед начал таять: потекла водичка, - когда весь лед растаял, бусинки освободились от плена, мы их достали.
Воспитатель: - Молодцы, а где бусинки быстрее освободились? Дети:- В стакане с теплой водой.
6. Обсуждение экспериментирования.
Воспитатель: - Ну что дети, сумели мы освободить бусинки из плена?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Как же мы это сделали?
Дети: мы разморозили лед.
Воспитатель: - Что случилось со льдом после того, как он растаял?
Дети: - Превратился в водичку.
Воспитатель: - Значит лед - это тоже вода?
Дети:- Да.
Воспитатель: - Давайте с вами вспомним, что мы с вами говорили про водичку, какие она имеет свойства?
Дети:- Вода прозрачная, через нее видно предметы, вода жидкая, льется, вода бывает холодная и горячая.
Воспитатель: - А лед?
Дети: - Лед тоже прозрачный, через него видно бусинки, он твердый, он не льется как водичка, он всегда холодный. Он не бывает горячим.
Воспитатель: - Какие вы сегодня у меня молодцы!
7. Подведение итогов.
Воспитатель: - Итак, подведем итог. Что мы сегодня с вами делали?
Дети: - Помогли девочке освободить бусинки из плена.
Воспитатель: - Каким способом это сделать быстрее?
Дети: - Растопить в теплой воде.
Воспитатель: - Какие свойства имеет вода?
Дети: - Вода может быть жидкая, прозрачная, без запаха и твердая - лед.