Елена Бахарева
Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе «Город сказок» (по сказкам Пушкина)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру
с элементами экспериментирования в старшей группе
«Город сказок» (по сказкам А. С. Пушкина)
Бахарева Е. Л. - воспитатель
МБ ДОУ №30 г. Наб. Челны[/b]
Цель: Сформировать у дошкольников интерес к сказкам А. С. Пушкина.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
(создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование).
Задачи:
1. Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина.
2. Формировать умение чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.
3. Развивать образное мышление, познавательно исследовательскую деятельность, речь, память, воображение.
4. Прививать и воспитывать интерес к сказкам А. С. Пушкина.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации к сказкам.
Практические: физкультминутка, исследование предметов – экспериментирование, пантомимика.
Словарная работа: поэт, русские народные сказки, отражение, магнитная сила.
Предварительная работа: Чтение и заучивание наизусть отрывков из сказок А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане…» («Ветер по морю гуляет…», «Ель растёт перед дворцом…», «За морем царевна есть…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» («Свет, наш солнышко…», «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер. ты могуч…», «Сказка о рыбаке и рыбке» (
рассматривании иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина, художественно – творческая деятельность по произведениям поэта.
Оборудование:
ИКТ, презентация по теме, книга «Сказки А. С. Пушкина», запись «Полёт шмеля» ком. Н. А. Римский – Корсаков, посылка, оборудование для экспериментирования
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Вводная часть
(Звучит музыка Н. А. Римский – Корсакова «Полёт шмеля», на столе стоит сундучок).
- Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?
Давайте подойдем поближе и ласково обратимся к нему:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает и достает книгу «Сказки А. С. Пушкина»)
-Здесь живут сказки!
-Сегодня я приглашаю вас в Город сказок, где есть волшебство и где все интересно.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Ребята, вы знаете, кто написал эти стихи?
Правильно, имя этого поэта Александр Сергеевич Пушкин. Он написал много разных стихов и сказок, которые любят все дети.
- Посмотрите на экран (слайд№2) – это портрет А. С. Пушкина.
- А что вы знаете об А. С. Пушкине? (Ответы детей)
-Ребята, А. С. Пушкин – это великий русский поэт. Сказки Пушкина – это первые наши книги с них начинается наша любовь к русской поэзии.
Вы готовы побывать в «Городе сказок»? Тогда ждите, чудеса начинаются…
II. Основная часть:
Кто сказки Пушкина читает, загадку быстро отгадает:
Рыбка непростая
Чешуей сверкает.
Плавает, ныряет.
Желанья исполняет.
В. : В какую сказку вы попали, догадались! (дети отвечают)
Слайд №3- «Сказка о рыбаке и рыбке»
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Опыт№1 «Золотая рыбка»
Цель: Выяснить, что воздух легче воды и имеет силу.
Оборудование: Стакан с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Описание: Взрослый наливает в стакан минеральную воду, бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовое зернышко.
Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин? (он тяжелее воды, поэтому тонет). Что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает, что тяжелее и почему? (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимают наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно).
У рыб есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыбка идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Слайд №4
- Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слово молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Опыт 2. «Буря в стакане"
*Дыхательная гимнастика (обратить внимание детей на правильный вдох-выдох)
Цель: определить, что все живые существа выдыхают воздух. Закрепить правильное дыхание, умение регулировать силу выдоха.
Оборудование: два стакана, трубочки для коктейля.
Описание: В один стакан налить немного воды и делать сильный глубокий выдох. В другой стакан налить много воды и выдыхать спокойно. Пузырьки на поверхности воды – это воздух, который мы выдыхаем.
- Так и на море, когда сильный ветер, бывает шторм с высокими волнами, а когда ветер стихает – на море наступает штиль.
Слайд №5 «Письмо от Золотой рыбки»
«Я Золотая рыбка
Прошу вас об одном!
Очистите от мусора
Мой лучший в мире дом!»
Опыт №3. «Волшебный магнит»
Оборудование: банка с водой с металлическими предметами (скрепки, гвозди, пружинки, магнит.
Давайте подойдём к следующему столу. Посмотрите, как загрязнили море, в котором живет рыбка! Если мы не поможем, она может погибнуть!
Берем волшебные магниты! Мы будем вылавливать мусор! Дети кому - то помешала вода вылавливать мусор при помощи магнита? Дети: Нет. А почему нет, как вы думаете? Магнит притягивает железные предметы, лежащие в воде. Значит, магнитные силы действуют и через воду! Вы такие у меня все молодцы!
Слайд №6 «Сказка о царе Салтане»
В. : А сейчас скорей ребятки, отгадайте-ка загадку:
Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану -
Незамеченным добрался.
В. : Ребята, догадались - в какую сказку вы попали?
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян
Воспитатель предлагает детям выяснить, почему бочка не утонула.
Опыт 4. «Воздух-невидимка» (Сухим из воды)
Цель: выявить, что воздух занимает место.
Описание:
На дно стакана положить салфетку, затем перевернуть стакан вверх дном, осторожно погружая в воду, не наклоняя стакан. Затем поднять стакан, дать воде стечь, не переворачивая его.
- Как вы думаете, намокла салфетка или нет?
- Почему? (ответы детей)
- Воде помешал намочить салфетку воздух в стакане. Но если мы наклоним стакан, то воздух выйдет, и его место займёт вода и салфетка намокнет.
Так произошло и с героями сказки, которые плыли в бочке, они не намокли потому что в бочке был воздух и вода не смогла в неё затечь.
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
Опыт 5. «Сила ветра» (Почему плывёт парусник)
Цель: объяснить детям, что сила ветра зависит от той площади, на которую он дует.
Описание: Взять два кораблика с парусом и без него. Дуть на них с одинаковой силой.
- Какой корабль поплывёт быстрее с парусом или без него? (Объяснения детей).
А в кого Князь Гвидон превращался? (в комара, в муху и в шмеля)
А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Под музыку Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» проводится речевая игра «Шмель»
Тут князь уменьшился, (приседают)
Шмелем он оборотился (жужжат, машут «крыльями»)
Полетел и зажужжал, (бегают)
Судно не море догнал.
Потихоньку опустился (приседают)
На корму – и в щель забился.
Слайд №7. «Сказка о мертвой царевне и семи богатыря»
(атрибуты: зеркальце, яблоко)
Следующая загадка:
У царицы злой-презлой
Со6еседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую (зеркало)
Вед. В какую сказку вы попали, догадались! (дети отвечают)
Какими словами злая царица обращалась к зеркальцу?
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
Эксперимент: «Что отражается в зеркале?»
Цель: познакомить детей с понятием «отражение» Рассказать о необходимости зеркала человеку.
Материалы: зеркало
Описание: Посмотрите в зеркало и скажите: Кого вы видите? Что находиться сзади вас?
Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предметы такими - какие они есть на самом деле. Как узнать, что у вас грязные щечка, глазки? Правильно, нужно посмотреть в зеркало!
Пантомимика:
«И царица – хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать глазами
И прищёлкивать перстами
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Вед. В этой сказке есть ещё важный предмет! Отгадайте загадку:
В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.
В. : А как в сказке о яблоке рассказывает А. С. Пушкин?
-Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь.
Опыт №7 «Волшебные зеркала или 1,3,5»
Материалы: два зеркала; яблоко.
Можно ли из одного яблока сделать 3,5,7 не используя режущий предмет?
Описание: Поставьте два зеркала под углом больше чем 90*. В угол положите одно яблоко. Вот тут и начинается, но только начинается чудо. Яблок стало три, а если постепенно уменьшить угол между зеркалами то количество яблок начинает увеличиваться. Другими словами, чем меньше угол сближения, тем больше отразиться предметов.
Опыт №8 «Как уберечь яблоко?»
Материалы: яблоко, нож, кусочек лимона
Описание. 1. Раздели яблоко на 4 части. 2. Выдави сок лимона на два кусочка. 3. Посмотри на разрезанное яблоко через некоторое время. Кусочки, не обработанные соком лимона, станут коричневыми. Два других останутся такими же свежими.
Вывод: Под воздействием воздуха поврежденные клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне замедляет этот процесс.
III Заключительная часть.
- Вот и закончилось наше удивительное путешествие в волшебный Город сказок А. С. Пушкина. Вам понравилось? Что вы интересного узнали? Вы сегодня все старались и были просто молодцы. Нам пора возвращаться в детский сад и в этом нам помогут волшебные слова
Сказка, сказка, помоги
В детский садик нас верни!
Использованная литература:
1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».
2. «Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О. С. Ушаковой
3. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О. С. Ушаковой.
4. «Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.
5. Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей детей