Наталья Доленко
Конспект итогового познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Семь цветов радуги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»
Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, использовать приобретённый словарный запас в связной и выразительной речи; развивать любознательность, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умения делать выводы.
Публикация «Конспект итогового познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе „Семь цветов радуги“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Задачи: развивать способность чувствовать красоту природы и выражать свои эмоции; развивать любознательность, цветовосприятия, речевое развитие. Вызвать интерес к изображению радуги. Развивать чувство цвета. Дать элементарные сведения по цветоведению. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Самостоятельно описывать свои впечатления о музыке и об изображении радуги, творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях. Знакомить детей со свойствами природных материалов, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Обогащение словаря: радуга, семицветная, дуга, исследователи, лаборатория.
Материалы и оборудование: плакат «Радуга», набор цветных ленточек, музыкальная запись, картинки или слайды с изображением солнца, радуги, пейзажей, портретов животных, растений всех семи цветов радуги; для экспериментирования : небольшая миска, зеркало, белый лист бумаги, банка, фартук.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям поразмыслить и поговорить о том, что такое радость. После короткой, но очень свободной и эмоциональной беседы сообщить детям, что в давние – давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова радость и солнце похожи по своему значению. Спросить детей, какие они могут вспомнить слова, похожие по звучанию на «радость», и зачитать произведение о радуге, а перед этим загадать загадку:
Что за чудо – коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга
Солнечная … (радуга)
Воспитатель: правильно, дети, это загадка про радугу. С чем сравнивается радуга? (радугу сравнивают с чудо – коромыслом, с дугой). А что говорится о цвете радуги? (она разноцветная, солнечная).
Физкультурная минутка.
Ах ты, радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне вёдрышко.
Чтобы детям погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко! (Русская народная потешка)
В сопровождении «Времена года» П. И. Чайковского продемонстрировать слайды или картинки с изображением солнца, радуги, пейзажей, портретов животных, растений всех семи цветов радуги (красные ягоды, оранжевая лиса, жёлтые цветы, зелёная трава, голубое небо, синяя вода, фиолетовые горы и т. д.). Воспитатель просит детей назвать эти цвета и оттенки.
Воспитатель: мы знаем, что в чудесном природном явлении можно увидеть семь цветов одновременно – это радуга. Радуга – это атмосферное явление. Её можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга. Радуга возникает при освещении солнечным светом капелек воды, которые находятся в воздухе после дождя.
Эй, радуга! Ты знаешь или нет,
Кто папа твой?
Конечно! Солнца свет.
А маму знаешь?
Кто она такая?
Вода небесная!
Точнее, дождевая… (Е. Тарлапан)
Воспитатель: сколько же цветов у радуги? ( дети отвечают: семь). Знаете ли вы цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке (или всякий раз в радуге появляются новые цвета в произвольном порядке? (Дети отвечают.) Показываю наглядное пособие «Радуга» и прошу назвать цвета, начиная с верхней дуги. Убираю (закрываю) пособие или модель и прошу вспомнить порядок следования цветных дуг. Запомним с вами шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания порядка расположения цветов в радуге. Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой начинается слово, обозначающее цвет радуги. Первое слово «каждый», начинается на букву? (к, значит первый цвет в радуге какой? (красный). Второе слово в этой волшебной фразе «охотник», на какую букву это слово? (на букву о, а какой цвет на букву «о»? (правильно, оранжевый). Так последовательно разбираем каждое слово, выделяем букву и вспоминаем цвета : (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько всего цветов в радуге? (семь).
Воспитатель: как можно «расшифровать» слово «радуга»? ( ответы детей: солнечная дуга или дуга и солнца, или дуга радости, радостная дуга).
Воспитатель: кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии (где это было, когда, шёл ли в это время дождик или светило солнышко, какие чувства вызвала радуга у вас, которые её видели) Рассказы детей.
Проводится игра «Радуга»
Воспитатель:
Дети летом на лугу рисовали ра – ду – гу.
Рисовали, рисовали, а потом вдруг спорить стали:
Из каких цветов она
Так красиво сложена? (Каждый из детей поднимает свою ленточку и называет её цвет.)
Дети. Зелёный! Оранжевый! Фиолетовый! Голубой! Зелёный! Синий! Красный!
Воспитатель. Да, задача непроста –
Перепутали цвета!
Дети радугу опять
Дружно стали рисовать.
И уже цвета не путать –
По порядку называть!
Дети. Красный! Оранжевый! Жёлтый! Зелёный! Голубой! Синий! Фиолетовый! (Дети выкладывают из ленточек радугу.)
Воспитатель: Какая чудесная, красивая радуга у вас получилась!
Воспитатель: почему появляется радуга? Хотите узнать?
- Назовем вместе свойства воды. Вода преломляет свет и отражает лучи света.
- Давайте вспомним, какого цвета солнечный свет? (Состоит из 7 цветов спектра)
Когда солнечный луч попадает в воду, то он преломляется. И мы видим все цвета солнечного спектра. И это мы называем радугой.
В воздухе много водных капелек. Какие ребята они по цвету? (белые) А по форме? (воспитатель показывает призму) Около 300 лет назад учёный Исаак Ньютон пропустил солнечные лучи через призму. Он открыл, что белый цвет – это «чудесная смесь цветов» (воспитатель показывает картинки с радугой).
Сейчас пойдём в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с предметами. Дети, одевают фартуки, подходят к столу, на котором стоят небольшие миски с водой.
Опыт № 1. Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга.
Воспитатель: хотите попробовать поймать радугу? (опыт удается, если солнце стоит невысоко). Возьмите небольшие миски, налейте воды чуть больше половины. Поставьте зеркало в воду под наклон. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите все семь цветов. Дети выполняют опыт.
Физкультминутка.
1. Радуга
В небе радуга висит (в воздухе "нарисовать" радугу)
Детвору веселит. (потянуться вверх и помахать кистями рук)
С нее, как с горки, (опустить руки вниз)
Едут Егорка, петух,
Кот, свинья и я. (загибать пальцы на руке)
2. Разноцветье.
Если б все на свете было
Одинакового цвета, (Вращательные движения головой.)
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (Наклоны головы вперед-назад.)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным. (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)
Опыт№ 2. Воспитатель: чтобы увидеть радугу, наполните банку водой, поставьте на подоконник с внутренней стороны или на край стола рядом с окном. Положите белый лист бумаги на пол, на тень от банки и смотрите, как на нём появится радуга.
- Спасибо вам ребята за участие в опытно – экспериментальной деятельности.
Теперь мы знаем, радуга получается, когда солнечный луч проходит через капли воды, свет делится на семь цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
В конце опыта спрашивает у детей, на что похоже слово «радуга»?
(ответы детей).
- Что такое дуга? Какая она? (ответы детей).
Итог занятия : Дети правильно различают, называют последовательно цвета радуги. Могут объяснить, что такое радуга и почему она появляется.
Список использованной литературы:
1. «От рождения до школы» программа воспитания и обучения в ДОУ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М., Мозаика – синтез, 2011г.
2. «Цвет природы» Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова М., «Просвещение» 2005г.
3. Интернет ресурсы (загадка про радугу, опыты — экспериментирование).