Татьяна Чертыгашева
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию «Жизнь в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Дать представление о том, что ядовитые грибы могут быть полезными; объяснить: большинство растений прорастает из семян, которые образуются на месте цветка (сорванный цветок семян не оставляет).
Ход занятияВоспитатель показывает детям картинки с изображением разных грибов и спрашивает: «Любите ли вы грибы?». После ответов детей предлагает «поехать в лес».
Воспитатель. Вот мы с вами и приехали на станцию «Грибные загадки». Сейчас проверим, знаете ли вы грибы. Отгадайте загадки.
Этот гриб нарядный
Растет с осиной рядом,
На головку надет
Ярко-красный берет.
(Подосиновик.)
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию „Жизнь в лесу“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Этот грибок –
Березы сынок.
Кто его найдет,
Всяк в лукошко кладет.
(Подберезовик.)
Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята.
Называют нас …опята.
Воспитатель предлагает детям следующую модель – знак (в круге нарисована нога, пинающая мухомор).
Воспитатель. Оказывается, Винни-Пух в лесу ногой сбивал мухоморы. Правильно ли это?
Мнения детей разделяются: одни считают: правильно, так как это ядовитые грибы, другие с ними не соглашаются.
Воспитатель. Незнакомые и несъедобные грибы не собирают, но и не топчут, не сбивают ногами. Они нужны.
Для человека мухоморы вредны, а вот для лесных жителей они служат пищей и лекарством. Например, заболевший лось заходит в ельник, находит среди елочек мухоморы и поедает их. Мухоморы – лосиное лекарство!
Знает лось лесное царство,
Он зайдет в смолистый бор,
Здесь найдет свое лекарство –
Ярко-красный мухомор.
Сороки-белобоки и другие птицы тоже лечатся мухоморами. Предлагаю вам с помощью родителей узнать, какие еще птицы лечатся мухоморами, и зарисовать их. Грибы своей подземной частью – грибницей – срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать воду и вещества, необходимые для роста. А еще грибы являются санитарами леса: они помогают разлагаться растительным остаткам. Как вы считаете, какой гриб очень красивый? Верно, мухомор, яркий и нарядный. Что мы с вами скажем Винни – Пуху?
Дети. Нельзя сбивать грибы в лесу, даже несъедобные.
Воспитатель. Запомните: грибы очень нужны в природе. Это правило.
Организуется игра «Не навреди лесу». На полу расставлены фишки: красные (мухоморы) и других цветов (съедобные грибы). Съедобные грибы нужно собрать в корзинку, но так, чтобы ни один мухомор не упал. Дети делятся на группы и делают это по очереди.
Воспитатель предлагает детям дома вместе с родителями вспомнить пословицы, поговорки и приметы о грибах.
Затем дети «возвращаются в детский сад», и воспитатель приглашает их на прогулку.
Дети располагаются на лужайке среди цветущих одуванчиков. Воспитатель предлагает им полюбоваться ими и вспомнить стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».
Дети загадывают друг другу загадки и читают стихи.
Летающий цветок
Одуванчик придорожный
Был, как солнце, золотым,
Но отцвел и стал похожим
На пушистый белый дым.
Он летит над теплым лугом
И над тихою рекой.
Одуванчику, как другу,
Долго я машу рукой:
- Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.
В. Степанов
ЗагадкиБыл цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Горел в траве росистой
Фонарик золотой.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Пушистый, белый,
А не зайчик.
Это просто …
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в лугах
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках. (Одуванчик.)
Воспитатель. Посмотрите на следующий знак (в круге нарисованы луговые цветы). Мне кажется, Винни-Пух искал мед на лугу. Как он это делал? Рвал и топтал цветы. Можно так делать? Нет? Объясните почему. (Ответы.) Любой цветок, выросший на лугу, связан с другими обитателями луга. Он здесь дома. Ему здесь хорошо. К нему прилетают бабочки, пчелы. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадают в землю, и на этом месте вырастают новые растения. Если вы сорвете цветок, то семян о него не будет, и таких цветов будет все меньше и меньше. Хорошо, что одуванчиков много, а представьте себе: мы сорвем какое-нибудь редкое растение. Что будет? (Со временем такие растения совсем пропадут.) Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими можно только любоваться.
Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся. Пусть каждый сорвет по желтому одуванчику. Что ж, букет готов!
Дети возвращаются в группу и ставят одуванчики в воду. В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то, что головки поникли – букет завял.
Воспитатель. А на фоне зеленой травки одуванчики были очень красивы. Хоть их и много было, но рвать не стоило. Тем более нельзя рвать цветы, которых уже мало. Так имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д.
А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
Постановка новой проблемы
Воспитатель. Вы слышали что-нибудь о Красной книге? Для чего она нужна? (Предположения детей.) Узнайте у родителей о Красной книге. О том, какие растения оказались в ней. А затем мы с вами сделаем свою Красную книгу. В ней мы разместим (нарисуем, приклеим картинки) растения, которые уже знаем, и растения, с которыми еще познакомимся, а также неизвестные нам грибы; запишем пословицы и приметы о них. А когда встретимся с Винни – Пухом, подарим ему нашу Красную книгу, а также все наши знаки, чтобы он запомнил правила поведения в природе и никогда их не нарушал.