наталья логачева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воздухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности:
"Что мы знаем о воздухе?"
(старший дошкольный возраст)
Цель: создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
*расширить представление детей о значимости воздуха в жизни человека;
*познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Что мы знаем о воздухе“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
*учить анализировать, делать выводы.
Развивающие:
*развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
*развивать психические процессы.
Воспитательные:
*воспитывать интерес к окружающему миру.
Словарная работа:
активизировать и обогащать словарь детей словами - эксперимент, прозрачный, невидимый, легкий.
Материал и оборудование:
*воздушный шарик с запиской (на веревочке, два стола, мольберт, карточки - пиктограммы "Свойства воздуха", жидкость с пахучим веществом (запах лимона, два таза с водой; на каждого ребенка - одноразовые стаканчики, трубочки (коктейльные, полиэтиленовые пакеты, камешки, пластмассовые кубики; бумажные поделки для игр с воздухом - кораблики, самолеты, веера (предварительная работа).
Ход занятия:
I. Вводная часть (организационный момент)
Сюрпризный момент:
(Воспитатель вносит воздушный шарик, на ниточке записка).
- Ребята, посмотрите, что к нам прилетело? (Ответы детей).
- На нем есть какая-то записка. Хотите узнать, что в ней написано? (Ответы детей).
(Воспитатель отпускает шарик из рук, он сдувается и улетает).
- Ой, кто-то с нами хочет поиграть.
(Дети приносят записку. В ней загадка).
II. Основная часть.
Художественное слово:
Загадка:
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он не видимый, но все же.
Без него мы жить не можем. (Ответы детей).
- Ребята, оглянитесь вокруг, вы видите его? Может его вовсе нет? (Ответы детей).
- Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да).
Опытно- экспериментальная деятельность
Опыт №1.
(Воспитатель раздает детям пустые полиэтиленовые пакеты).
- Посмотрите сначала на меня.
Инструкция:
*открываю пакет
*набираю в него воздух
*закручиваю.
- Чем наполнились ваши пакеты? На что они стали похожи? (Ответы детей) Вывод: воздух не видим, но его можно поймать.
Опыт №2.
- Дети, посмотрите, какого цвета воздух в пакете? Как можно сказать по другому? (Ответы детей).
Вывод: воздух не имеет цвета.
Опыт №3.
- А сейчас, я предлагаю вам узнать, что легче воздух или вода? Как вы считаете? (Предположения детей).
- Давайте проверим. Опустим в один таз с водой пластмассовые кубики, а в другой таз камешки. Что мы наблюдаем? (Ответы детей).
Вывод: воздух легче воды, поэтому, предметы, в которых есть воздух не тонут.
Опыт №4.
Дыхательная гимнастика
- Ребята, давайте встанем ровно, выпрямим спины, расправим плечи, руки уберем за спину: сначала, сделаем глубокий вдох через нос - выдох через рот (3 раза, затем наоборот. А теперь, давайте поймаем воздух ртом. Вы почувствовали, чем пахнет воздух, какой он на вкус? (Дети делают вывод).
Вывод: воздух не имеет запаха и вкуса.
- Сейчас, я попрошу вас закрыть глаза.
(Дети закрывают глаза. Воспитатель распыляет в воздухе пахучую жидкость).
- Вдохните глубоко еще раз. Скажите, что вы чувствуете? (Ответы детей).
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может переносить запахи других веществ, соприкасающихся с ним.
Опыт №5.
- А как вы думаете, если воздух внутри нас? Как мы можем проверить? (Ответы детей).
- Молодцы! Я для вас подготовила интересный опыт. Он называется "Буря в стакане". Вы знаете, что такое буря и где она бывает? (Ответы детей).
- Делать этот опыт будем очень аккуратно!
Показ воспитателя с инструкцией
- Вдыхаем воздух через нос, подносим трубочку ко рту и начинаем выдувать воздух.
Вывод: вода начинает выталкивать воздух и образует пузырьки. Чем сильнее выдуваем, тем сильнее "буря".
Опыт №5.
- Ребята, скажите мне, а можно прожить без воздуха? (Ответы детей).
Предлагаю в этом убедиться. Закройте двумя пальцами нос, наберите ртом воздух и закройте рот. Не дышите/ дышите. Легко вам было?
Вывод: всему живому каждую секунду необходим воздух. Без него нет жизни!
Новый материал
- Кто мне скажет, что такое ветер? (Ответы детей).
- Ветер - это движение воздуха. Давайте посмотрим с вами на карточки. Чему необходим ветер?
*кораблям
*ветрянной мельнице
*самолетам
*вентилятору
*пылесосу
*фену
III. Итог.
- На прошлом занятии мы с вами сделали много поделок из бумаги (в технике оригами, предлагаю вам поиграть!
Игры с воздухом из бумажных поделок.