Надежда Телицына
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Богатство хозяйки Медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Богатство хозяйки Медной горы»
Цель: расширять представления детей об окружающем мире, развитие кругозора
Задачи:
– формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес);
– уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, об их свойствах и качествах;
– формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;
– развитие интереса к миру природы;
Публикация «Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе „Богатство хозяйки Медной горы“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
– развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
– формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного мира;
– формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
Предварительная работа
-Собирание камней
-Совместная работа детей и родителей (поделки из камней)
-Рассматривание с детьми поделок из камней (выставка фото- картинок)
-Беседа о работе шахтера
-Просмотр мультфильмов «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка»
-Рисование углем
Ход занятия
УБРАТЬ РЕКЛАМНЫЙ БАННЕР
Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня утром передали письмо и вот эту посылку. Давайте сначала прочитаем письмо:
«Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Открыть, вы её сможете только тогда, когда отгадаете загадку:
В серёжках у мамы огнём горит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в ройке годиться на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать.
Тяжёлый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
До встречи! Хозяйка Медной горы».
Дети:(Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите в посылке камни. Значит, вы правильно отгадали загадку. Теперь давайте побеседуем и рассмотрим камни.
Посмотрите на глобус. У нашей земли есть одежда. Она состоит из камешков. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней возвышаются горы. Посмотрите, сколько на Земле гор! Они обозначены на глобусе тёмно-коричневым цветом.
На глобусе очень много голубого цвета. Это вода – моря, реки, океаны. В воде тоже очень много гор, которые состоят из камней. Это дно морей и океанов. А вы хотите построить маленькую гору в воде? Ответы детей. Воспитатель предлагает выложить гору.
Экспериментирование 1.
Выкладывать гору нужно камешек на камешек. Почему камешки не складываются ровно? Потому что в воде они скользкие и гладкие. Такими их делает вода. Дети строят гору.
Воспитатель: Как известно, камень очень прочен, и жизнь его долгая, но всё же не вечная. Камень может появиться на свет с огромной скалой, горой. Но время, вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем в более маленькие камни, камешки, щебёнку и, наконец, песок. Давайте возьмём трубочки, наберём воздуха и создадим бурю на море. Гора начинает разрушаться на глазах у детей.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы. На столах лежат разные камни на тарелочках. Воспитатель предлагает детям найти морские камни. Какие они? Почему они такие?
Дети: Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Гладкими их сделали морские волны. Педагог предлагает найти речные камешки и сравнить их с морскими.
Воспитатель: Потрогайте их, какие они?
Дети: речные камешки – шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
Экспериментирование2.
Ребята, как вы думаете, пахнут ли камни? Возьмите два крупных камня и постучите ими друг о друга, затем понюхаем. Если у детей не получается, воспитатель берёт два камня и самостоятельно стучит ними друг о друга, а потом предлагает понюхать. После экспериментирования дети выходят на ковёр.
А теперь давайте отдохнём.
Воспитатель стоит в центре, а дети вокруг как бы «прилипли» к воспитателю.
Физкультминутка.
Стоит гора высокая, поднимают руки вверх
Стоит гора широкая.
Её ветер обдувает, обмахивают кистями рук
Её дождик поливает, встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает. Камешки теряет. Часть детей отделяется от горы,
Катятся, катятся камешки прочь. Отодвигается в сторону: приседают.
Раскатись камешки, и с той поры
Ничего не осталось От нашей горы! Двумя руками показывают на опустевшее место.
После физкультминутки дети проходят за столы.
Воспитатель предлагает закрыть глаза и представить себя морским камешком, лежащим на береге моря (звучит «Морской прибой»).
Воспитатель: вам понравилось быть камешком?
Ответы детей.
Я хочу познакомить вас с пористым белым камешком. Кто его знает?
Ответы детей: (пемза).
Пемза родом из кратера вулкана. Она так и называется – вулканическая порода. Возникла она во время извержения вулкана. Проснувшийся вулкан выбрасывает в воздух куски затвердевшей лавы и раскалённых газов. Лава застывает почти мгновенно после выброса. А газы, которыми она была перемешена, делают её пористой. Отсюда в пемзе столько много «дырочек». Ребята, как вы думаете, пемза тонет или нет?
Ответы детей.
Экспериментирование 3.
Дети берут кусочек пемзы и опускают её в воду.
Воспитатель. Почему пемза не тонет?«Дырявость», пористой пемзы делает её «непотопляемой». Дети вытирают руки.
Воспитатель: сейчас я вас познакомлю ещё с одним очень интересным камнем. Но сначала отгадайте загадку.
С виду неприглядный камень.
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Это в шахте горняки
Отбивают молотками
Это очень – нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет. (Уголь).
Воспитатель. Называется он каменный уголь.
Найдите его на тарелочке и возьмите его в руку. Скажите, какой он?
Дети: чёрный, пачкается, шершавый, немножко блестящий.
Воспитатель: Как вы думаете, он прочный?
Ответы детей.
Давайте проверим. Воспитатель разбивает камень. Да каменный уголь твёрдый, но он не такой прочный, как, например морской камешек. Каменный уголь это не просто камень, а это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много, много лет образуется каменный уголь. Что с ним произойдет, когда мы опустим его в воду? Предположения детей.
Экспериментирование 4.
Давайте опустим его в стакан с водой. Что произойдёт? Каменный уголь утонул. Он тяжёлый. Как выдумаете, каменный уголь растворяется в воде или нет? Как можно проверить?
Возьмите палочку и помешайте. Меняет ли вода цвет?
Ответы детей (уголь не растворяется).
Запомните: каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей. А теперь возьмите каменный уголь и попробуйте им нарисовать, что ни будь на бумаге. Дети рисуют. В конце показывают свои работы. Вытирают руки салфетками. Выходят из-за столов и садятся на стульчики.
Итог:
Вы сегодня познакомились с разными камнями. Назовите мне их. Морские, речные, пемза, каменный уголь. Чем отличаются морские камешки от речных?
Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета; речные камешки – шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. Чем вам больше всего понравилось заниматься?
Ответы детей.