Ольга Всеволодовна Прокопьева
Конспект занятия «Дорога к Хозяйке медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять кругозор детей, пополнять знания о сибирских, уральских писателях.
Задачи: 1. Развивать зрительную память и разговорную речь; 2. Подвести детей к желанию логически мыслить в игре «Сказочная лотерея», умение доказывать свой ответ; 3. Развивать умение составлять описательные рассказы, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги; 4. Подводить детей к умению составлять слова из букв, развивать навыки чтения; 5. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги; 6. Воспитывать сосредоточенность, умение достигать успехов при поставленных задачах.
7. Проявлять интерес к традициям и промыслу уральских мастеров.
Публикация «Конспект занятия „Дорога к Хозяйке медной горы“» размещена в разделах
Ход занятия На центральной стене висит портрет уральского писателя П. П. Бажова - Ребята, узнаете ли вы портрет этого человека? Дети: ответы - Верно, это уральский писатель-сказочник П. П. Бажов. В этом году ему бы исполнилось 140 лет. И я предлагаю вам пройти по тропам Урала, где была Родина поэта, к владениям хозяйки медной горы. Готовы? В путь. Дети: Готовы. - В начале пути вы должны пройти тест на знания биографии поэта и его творчества. Кто пройдет, тот включается в нашу команду. И так игра: «Сказочная лотерея» (предлагаю детям вынимать из барабана записки с вопросами, и ответить на них, если ребенок затрудняется ответить на вопрос, дети из команды помогают) Вопросы: 1. Где родился Павел Петрович Бажов? (на Урале) 2. Кем он работал, прежде чем стал писателем? (Учителем) 3. Как называется сборник сказок П. П. Бажова? (Малахитовая шкатулка) 4. Как звали старика и девчушку из сказки «Серебряное копытце»? (Кокованя, Даренка) 5. Почему козлика назвал Серебряное копытце? (на правой ноге серебряное копытце, как стукнет копытцем, камешки драгоценные вылетают) 6. Как звали девочку, которая в костре танцевала? (Так и сказка называется «Огневушка-поскакушка») 7. На что указывала девочка, когда танцевала? (знак золота) 8. Как называют людей добывающих золото? (старатели) 9. Как девочка указала Федюшке, где есть золото, и какой предмет в этом помог? (лопатка) 10. Почему дед Кондрат из сказки «Огненное перо» не мог сразу найти жилку драгоценных камней? (не привязал к луку орлиное перо) 11. И что указывало перо? (светлый путь к знаниям) 12. Что охраняла сорока из сказки «Богатырева рукавица» в волшебном стакане, покрытом рукавицей? (Золотые монетки, и драгоценные камни? 13. На какие дела отдали богатыри свои сокровища? (на добрые дела, и бедному народу) 14. Почему Хозяйка медной горы не хотела отпускать Данилу-мастера? - Молодцы, все прошли тест, а вот ответьте мне на вопрос. Читая эти сказки, вы узнали о богатстве Урала, назовите их? Дети: золото, алмазы, изумруды, малахит, рубин и др. (закрепляем эти знания) - Да ребята, богата наша Русь матушка разными ископаемыми, а самое богатство это народ, а значит мы с вами. Покажем в пути дружбу нашу и найдем камень знаний и так в путь. Ой, что это на пути препятствие, что бы это значило? Дети: ответы и версии - Да, я согласна с вами, ребята, что это все не просто. Может быть - это каменные великаны нам устроили какие-то испытания? (находим под «камнем» схему и задания) 1. Отобрать на карточках из группы животных, которые водятся на Урале. Название животных разделить на слоги по группам: 1-где 1 и 2 слога, 2- 3 слога, описать одно из них. 2. Сделать звуковой анализ слова, клички кошки Даренки (Мурка) - Чтобы быстро пройти вперед, выполнить все задания, что нужно по вашему мнению сделать? Верно, разбиться на команды. Пожалуйста, выберите себе команды и приступайте к работе. Моим помощником будет Ярослав, и мы проверим с ним правильность ответов. – Молодцы, ребята, быстро выполнили задания, и исправить ошибку помогали друг другу. Значит, можем идти дальше. – Мы с вами прошли перевал и оказались в долине сказок. Оглянитесь вокруг и найдите знакомые картины из сказок Бажова и раскройте сюжет. (дети выполняют задание) - Молодец Диана, ты верно назвала сказки, а Даша тебе помогала раскрыть сюжет. – Ох и устала же я, ребята, а вы устали, путь ведь не легкий, через Уральский хребет. Предлагаю разминку: «У оленя дом большой» Тук-тук, дверь открой, У оленя дом большой. Там бежит охотник злой. Он глядит в сое окошко. Заяц - заяц убегай! Заяц по полю бежит, Лапу мне давай. В двери лапою стучит: - Ребята, а старатели не только трудились, добывая камешки, но любили перепляс и веселую музыку (дети разбирают музыкальные инструменты, наигрывают мелодию под фонограмму, а девочки приплясывают) - Выступает ансамбль «Уральские самоцветы». - Разминка и отдых закончены (раздается грохот, как будто падают камни, выходит Хозяйка медной горы) Хозяйка : Кто расшумелся в моих владениях? Зачем пожаловали? Дети: Мы знакомимся с Уралом и ищем удивительный камень знаний. Хозяйка : Есть у меня такой. Но я вас так просто не отпущу, вы должны сделать каменный цветок, как у мастера Данилы. – Хорошо, но вначале мы сделаем этого цветка, и если тебе понравится, мастер, а тебе сделают не один такой цветок. Хозяйка : Вот вам все для работы (на столах листы бумаги в клетку и карандаши; по указанию воспитателя дети выполняют чертеж: от заданной точи вверх 10 клеток прямо, вправо 2 клетки, от ствола и влево 2 клетки, с угла нижнего вверх вправо 2 клетки, вверх 3 клетки, вниз на угол 2 клетки, справа на лево, вверх на угол, справа налево 2 клетки, 2 клетки на угол вниз, 2 на угол вверх, прямо 3 клетки вниз, вправо на угол 2 клетки) Хозяйка : Молодцы, мне нравится. Может быть, вы у меня здесь останетесь, посмотрите, сколько у меня богатства (украшения из малахита, золото, рубинов) Воспитатель: Да, богата ты, хозяйка медной горы, да только не за этим мы суда пришли. Покажи нам камень знаний. Хозяйка : Хорошо, я покажу россыпи этого камня, в них зашифрованы буквы. Вы составите волшебные слова, где дети получают знания. А приведет вас туда орлиное путеводное перо (из пазлов дети составляют слово школа) Хозяйка : Выполнили мои задания, молодцы, жалко мне вас отпускать, но раз обещала, надо выполнять. На прощание подарю вам эту малахитовую шкатулку, а в ней мой подарок. Прощайте (Хозяйка уходит, в руках у воспитателя остается шкатулка и маленькая ящерица) Воспитатель: Ребята, отпустим ящерицу в ее владения, а нам пора домой. Мы теперь знаем светлый путь к знаниям.