Худякова Екатерина
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Эти удивительные камни» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №20
Конспект занятия
по поисково- исследовательской деятельности
в старшей группе № 9
Тема «Эти удивительные камни».
Составила воспитатель
Худякова Екатерина Ивановна
г. Чехов 11 февраля 2019г.
Программное содержание:
Познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности, растворимости в воде и т. д. ;
Публикация «Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности „Эти удивительные камни“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней; закрепить представления детей о том, что камни- это компонент неживой природы. Развивать у детей сенсорные ощущения;
Развивать навыки постановки опытов; развивать память, внимание связную речь;
Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.
Активизация словаря: твердый, прочный, гладкий, неровный, тонет, плавает, растворяется, не растворяется ; камень, гора.
Материалы и оборудование: на каждого ребенка:
Поднос с разнообразными камнями, с водой, лупа, глина, салфетка.
У воспитателя:
Посылка, поднос с разнообразными камнями, стаканы с водой, коллекция камней, схемы-свойства камней.
Предварительная работа: рассматривание камней, чтение сказки «О чем разговаривают камешки» (Дошкольное воспитание 2003г. № 10, беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок».
Ход занятия.
-Дети входят в группу.
В. -Ребята, давайте поздороваемся (дети приветствуют гостей).
В. -Дети, сегодня мне передали письмо.
Давайте откроем конверт и прочтем письмо.
«Здравствуйте дорогие дети! Отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой ленточкой. Надеюсь. что посылка уже в группе До встречи в моем Царстве. Хозяйка медной горы.»
В. -ребята, давайте посмотрим, где может лежать посылка?
Вы запомнили, какая она? (ответы детей- зеленая, перевязана розовой ленточкой).Дети ходят по группе и находят посылку.
В. -Молодцы! Нашли. Смотрите здесь записка.
- Давайте ее прочтем
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку»
Загадка
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(ответы детей- камень)
В. -ребята, давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открываем посылку)
- Посмотрите, что в посылке? (ответы детей –камень)
В. - действительно, много разных камней.
В. - Посмотрите внимательно, что изображено на этих картинках (ответы детей –горы).
- Горы-это огромные глыбы камня. Когда от нее откалываются маленькие кусочки, получаются маленькие камешки, которые мы видим сейчас перед собой. Камни есть не только в горах, но и под землей.
- Посмотрите на картину с морским берегом! Морские камни очень гладкие.
- Как вы думаете, почему? (морская вода своими волнами сглаживает все неровности камней, оказавшихся в море. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими) .Камни, которые еще не были в море, имеют более острые края.
- Посмотрите на другие картины : из камня строят дома, башни, мосты и дороги, памятники великим людям тоже создают из камня.
- В. -Давайте сегодня на нашем занятии поговорим о камнях и узнаем их свойства.
- А сейчас мы с вами станем учеными- геологами, которые исследуют камни. Я приглашаю вас в лабораторию, займите свои места за столами. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе поближе подносы.
- В. - Внимательно рассмотрите все свои камни, все они разные.
-Для начала, чтобы обстоятельно рассмотреть камень используем ЛУПУ.
- Что вы видите через лупу? (трещинки, кристаллики, цветные узоры)
- Все ли камни имеют одинаковый цвет?
-Какого цвета у вас камни? (серые,белые, желтоватого и др.). Давайте это свойство отметим в нашей схеме.
- А теперь возьмите понравившийся вам камень, погладьте его пальцами, рассмотрите его, чтобы узнать гладкий он или шероховатый?
- Арина, какой у тебя камень? (гладкий)
-Дима, а у тебя? (шероховатый).
- Рассмотрев камни, мы узнали, что они бывают гладкими и шероховатыми.
-Отметим на схеме.
- Как вы думаете, какое еще свойство мы можем определить посмотрев на камень? (блестит или нет)
- Правильно. Посмотрите на свои камни, блестят они или нет? (нет)
- А у меня,посмотрите, есть большой и красивый камень. Давайте его рассмотрим (да, он блестит).
- Отмечаем в нашей таблице, что есть блестящие и неблестящие камни.
- Мы узнали, что камни бывают разного цвета, гладкие и шероховатые, блестящие и неблестящие.
Но есть такие свойства камня, которые можно определить только с помощью опыта. Для этого мы будем сравнивать камень с другими предметами.
ОПЫТ № 1
Сначала мы сравним камень и деревянный брусочек.
-Как вы думаете, что произойдет с ними, если мы их одновременно опустим в емкость с водой? (ответы детей –утонут, не утонут)
- Наши мнения разделились. Давайте с помощью опыта выясним кто же прав.
В. - Возьмите в одну руку камень, а в другую деревянный брусочек и поместите в сосуд с водой. Внимательно понаблюдайте, что происходит с камнем, а что с брусочком (ответы детей камень утонул, а брусочек плавает на поверхности)
- Да, правильно, камень утонул, а деревянный брусочек нет.
ОПЫТ № 2
А теперь давайте проверим РАСТВОРЯЕТСЯ ли камень в воде. А сравним мы его с кусочком каменной соли.
-Бросьте кусочек соли в сосуд с водой и помешайте его ложечкой.
- Что произошло? (ответы детей – соль растворилась)
- А теперь в тот же сосуд бросьте камень и помешайте его.
- Что произошло? (ответы детей –камень не растворился)
Наш камень не растворился в воде.
-Давайте отметим в нашей схеме.
ОПЫТ №3
- Ребята, перед вами есть глина, которая внешне похожа на камень. Как вы думаете, если мы возьмем в одну руку камень, а в другую глину. Изменят ли они свою форму? (ответы детей – изменят, не изменят).Давайте опытным путем проверим.
Возьмем в одну руку камень, а в другую глину т сожмем крепко-крепко.
- Что получилось? (ответы детей – глина изменила форму, а камень нет)
- А если мы возьмем камень и деревянный брусочек и также крепко сожмем их.
-Что произойдет? (ответы детей – камень и дерево форму не изменили)
-Если мы попробуем вбить гвоздь в камень и в деревянный брусочек.
- Как вы думаете, куда гвоздь забьется? (ответы детей –в деревянный брусочек). Давайте с помощью опыта проверим.
- В. – Я возьму молоток, гвоздь и деревянный брусочек и попробую вбить гвоздь.
- Что получилось? (ответы детей-гвоздь вошел в дерево)
- А сейчас попробую вбить гвоздь в камень (гвоздь не забивается)
-В. – Гвоздь камень пробить не может, значит, камень тверже дерева.
Отмечаем в схеме.
ОПЫТ № 4
- Дети, хотите узнать еще об одном свойстве камня? (да)
- Давайте проверим камни на прозрачность. Сравним камень и стекло.
Положите перед собой лист черной бумаги с левой стороны, а справой стекло. Посветите фонариком на камень. Свет от фонарика сквозь камень прошел на лист черной бумаги? (нет)
-А теперь возьмите стекло, и так де посветите фонариком на него.
- Что произошло? (стекло пропускает свет)
-В. - Дети, какой мы из этого можем сделать вывод?
Камень не пропускает свет, значит он не прозрачный.
Отмечаем в схеме.
-Молодцы!
В. - Проделав, опыты мы сегодня узнали некоторые свойства камня. Давайте, глядя на схему вспомним их. Какие бывают камни (дети отвечают по схеме с места).
- Очень много мы узнали сегодня о камнях, а теперь, закрепив свои знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой камень»
Подойдите к моему столу. Я каждому дам карточку со схемой. Ваша задача выбрать из всех камней именно тот, который соответствует вашей схеме.
-Теперь мы с вами знаем какие бывают камни, откуда берутся они, где и как применяются.
- На этом наше занятие заканчивается, давайте поблагодарим наших гостей, а так же Хозяйку медной горы. Возьмите по одному самому красивому камню и положите в эту посылку, которую мы отправим другим ребятам. А Хозяйке медной горы мы сейчас пойдем нарисуем волшебные камушки.