Папки-передвижки

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Эти удивительные камни» в старшей группе

Худякова Екатерина
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Эти удивительные камни» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №20

Конспект занятия

по поисково- исследовательской деятельности

в старшей группе № 9

Тема «Эти удивительные камни».

Составила воспитатель

Худякова Екатерина Ивановна

г. Чехов 11 февраля 2019г.

Программное содержание:

Познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности, растворимости в воде и т. д. ;

Публикация «Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности „Эти удивительные камни“ в старшей группе» размещена в разделах

Учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней; закрепить представления детей о том, что камни- это компонент неживой природы. Развивать у детей сенсорные ощущения;

Развивать навыки постановки опытов; развивать память, внимание связную речь;

Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.

Активизация словаря: твердый, прочный, гладкий, неровный, тонет, плавает, растворяется, не растворяется ; камень, гора.

Материалы и оборудование: на каждого ребенка:

Поднос с разнообразными камнями, с водой, лупа, глина, салфетка.

У воспитателя:

Посылка, поднос с разнообразными камнями, стаканы с водой, коллекция камней, схемы-свойства камней.

Предварительная работа: рассматривание камней, чтение сказки «О чем разговаривают камешки» (Дошкольное воспитание 2003г. № 10, беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок».

Ход занятия.

-Дети входят в группу.

В. -Ребята, давайте поздороваемся (дети приветствуют гостей).

В. -Дети, сегодня мне передали письмо.

Давайте откроем конверт и прочтем письмо.

«Здравствуйте дорогие дети! Отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой ленточкой. Надеюсь. что посылка уже в группе До встречи в моем Царстве. Хозяйка медной горы.»

В. -ребята, давайте посмотрим, где может лежать посылка?

Вы запомнили, какая она? (ответы детей- зеленая, перевязана розовой ленточкой).Дети ходят по группе и находят посылку.

В. -Молодцы! Нашли. Смотрите здесь записка.

- Давайте ее прочтем

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку»

Загадка

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(ответы детей- камень)

В. -ребята, давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открываем посылку)

- Посмотрите, что в посылке? (ответы детей –камень)

В. - действительно, много разных камней.

В. - Посмотрите внимательно, что изображено на этих картинках (ответы детей –горы).

- Горы-это огромные глыбы камня. Когда от нее откалываются маленькие кусочки, получаются маленькие камешки, которые мы видим сейчас перед собой. Камни есть не только в горах, но и под землей.

- Посмотрите на картину с морским берегом! Морские камни очень гладкие.

- Как вы думаете, почему? (морская вода своими волнами сглаживает все неровности камней, оказавшихся в море. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими) .Камни, которые еще не были в море, имеют более острые края.

- Посмотрите на другие картины : из камня строят дома, башни, мосты и дороги, памятники великим людям тоже создают из камня.

- В. -Давайте сегодня на нашем занятии поговорим о камнях и узнаем их свойства.

- А сейчас мы с вами станем учеными- геологами, которые исследуют камни. Я приглашаю вас в лабораторию, займите свои места за столами. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе поближе подносы.

- В. - Внимательно рассмотрите все свои камни, все они разные.

-Для начала, чтобы обстоятельно рассмотреть камень используем ЛУПУ.

- Что вы видите через лупу? (трещинки, кристаллики, цветные узоры)

- Все ли камни имеют одинаковый цвет?

-Какого цвета у вас камни? (серые,белые, желтоватого и др.). Давайте это свойство отметим в нашей схеме.

- А теперь возьмите понравившийся вам камень, погладьте его пальцами, рассмотрите его, чтобы узнать гладкий он или шероховатый?

- Арина, какой у тебя камень? (гладкий)

-Дима, а у тебя? (шероховатый).

- Рассмотрев камни, мы узнали, что они бывают гладкими и шероховатыми.

-Отметим на схеме.

- Как вы думаете, какое еще свойство мы можем определить посмотрев на камень? (блестит или нет)

- Правильно. Посмотрите на свои камни, блестят они или нет? (нет)

- А у меня,посмотрите, есть большой и красивый камень. Давайте его рассмотрим (да, он блестит).

- Отмечаем в нашей таблице, что есть блестящие и неблестящие камни.

- Мы узнали, что камни бывают разного цвета, гладкие и шероховатые, блестящие и неблестящие.

Но есть такие свойства камня, которые можно определить только с помощью опыта. Для этого мы будем сравнивать камень с другими предметами.

ОПЫТ № 1

Сначала мы сравним камень и деревянный брусочек.

-Как вы думаете, что произойдет с ними, если мы их одновременно опустим в емкость с водой? (ответы детей –утонут, не утонут)

- Наши мнения разделились. Давайте с помощью опыта выясним кто же прав.

В. - Возьмите в одну руку камень, а в другую деревянный брусочек и поместите в сосуд с водой. Внимательно понаблюдайте, что происходит с камнем, а что с брусочком (ответы детей камень утонул, а брусочек плавает на поверхности)

- Да, правильно, камень утонул, а деревянный брусочек нет.

ОПЫТ № 2

А теперь давайте проверим РАСТВОРЯЕТСЯ ли камень в воде. А сравним мы его с кусочком каменной соли.

-Бросьте кусочек соли в сосуд с водой и помешайте его ложечкой.

- Что произошло? (ответы детей – соль растворилась)

- А теперь в тот же сосуд бросьте камень и помешайте его.

- Что произошло? (ответы детей –камень не растворился)

Наш камень не растворился в воде.

-Давайте отметим в нашей схеме.

ОПЫТ №3

- Ребята, перед вами есть глина, которая внешне похожа на камень. Как вы думаете, если мы возьмем в одну руку камень, а в другую глину. Изменят ли они свою форму? (ответы детей – изменят, не изменят).Давайте опытным путем проверим.

Возьмем в одну руку камень, а в другую глину т сожмем крепко-крепко.

- Что получилось? (ответы детей – глина изменила форму, а камень нет)

- А если мы возьмем камень и деревянный брусочек и также крепко сожмем их.

-Что произойдет? (ответы детей – камень и дерево форму не изменили)

-Если мы попробуем вбить гвоздь в камень и в деревянный брусочек.

- Как вы думаете, куда гвоздь забьется? (ответы детей –в деревянный брусочек). Давайте с помощью опыта проверим.

- В. – Я возьму молоток, гвоздь и деревянный брусочек и попробую вбить гвоздь.

- Что получилось? (ответы детей-гвоздь вошел в дерево)

- А сейчас попробую вбить гвоздь в камень (гвоздь не забивается)

-В. – Гвоздь камень пробить не может, значит, камень тверже дерева.

Отмечаем в схеме.

ОПЫТ № 4

- Дети, хотите узнать еще об одном свойстве камня? (да)

- Давайте проверим камни на прозрачность. Сравним камень и стекло.

Положите перед собой лист черной бумаги с левой стороны, а справой стекло. Посветите фонариком на камень. Свет от фонарика сквозь камень прошел на лист черной бумаги? (нет)

-А теперь возьмите стекло, и так де посветите фонариком на него.

- Что произошло? (стекло пропускает свет)

-В. - Дети, какой мы из этого можем сделать вывод?

Камень не пропускает свет, значит он не прозрачный.

Отмечаем в схеме.

-Молодцы!

В. - Проделав, опыты мы сегодня узнали некоторые свойства камня. Давайте, глядя на схему вспомним их. Какие бывают камни (дети отвечают по схеме с места).

- Очень много мы узнали сегодня о камнях, а теперь, закрепив свои знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой камень»

Подойдите к моему столу. Я каждому дам карточку со схемой. Ваша задача выбрать из всех камней именно тот, который соответствует вашей схеме.

-Теперь мы с вами знаем какие бывают камни, откуда берутся они, где и как применяются.

- На этом наше занятие заканчивается, давайте поблагодарим наших гостей, а так же Хозяйку медной горы. Возьмите по одному самому красивому камню и положите в эту посылку, которую мы отправим другим ребятам. А Хозяйке медной горы мы сейчас пойдем нарисуем волшебные камушки.

Публикации по теме:

«День и ночь — сутки прочь». Конспект совместной поисково-исследовательской деятельности воспитателя с детьми в старшей группе МДОУ д/с№5 «Лесовичок» комбинированного вида городского округа г. Буй Костромской области Конспект совместной поисково-исследовательской.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Камни» для детей старшего дошкольного возраста Дорофеева Н. А. воспитатель группа «Пчелки» Цель: продолжать знакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Удивительные камни» Конспект по экспериментальной деятельности. ТЕМА: "Удивительные камни" Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Этот загадочный подводный мир»Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Этот загадочный подводный мир» Программное содержание. Цель: Дать представление об обитателях подводного мира. Задачи. Обучающие: 1. Расширить знания детей о представителях.

Конспект проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми «Первые открытия малышей» в младшей группе Цель: Развивать познавательно - исследовательские способности детей. Задачи: Формировать умение проводить несложные опыты с водой. Продолжать.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух-невидимка» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Задачи образовательные: - способствовать обогащению.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Удивительные камни» для детей старшей группы. Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. 2. Закреплять умения, получать информацию о новом объекте в процессе.

Конспект занятия «Удивительные камни» Конспект «Познание» "Удивительные камни" Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи: Обучающие: обратить.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Автор публикации:
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Эти удивительные камни» в старшей группе
Опубликовано: 10 мая 2019 в 12:55
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Эти удивительные камни» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Худякова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД