Мария Бугрова
Развлечение с детьми подготовительной группы «В гостях у Хозяйки Медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №50»
Сценарий познавательного развлечения с детьми подготовительной группы
«В гостях у хозяйки Медной горы»
Воспитатель: Бугрова М. Н.
Иваново 2019 год
Цель: Закрепление представлений дошкольников о мире камней (использование, ценность, красота)
Задачи:
Публикация «Развлечение с детьми подготовительной группы „В гостях у Хозяйки Медной горы“» размещена в разделах
• Расширить представления детей о разнообразии камней в природе
• Развивать познавательную активность
• Обогащать словарный запас образными выражениями
• Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи и творческую инициативу
• Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, знакомство с творчеством П. П. Бажова; посещение выставки-музея Камня; организация выставки камней и изделий из них; встреча с геологом ко Дню Геолога в России; тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий.
Атрибуты:
Макет пещеры, ящерки.
Выставка натуральных камней и изделий из них (броши, статуэтки, браслеты)
Земной шар (глобус и карта России)
Картинки с изображением камней
Костюм Хозяйки Медной Горы
Маски для инсценировки отрывка из сказа П. И. Бажова «Серебряное копытце», искусственные камни-самоцветы, избушка деда Коковани
Вазы из картона зеленого цвета, бусы, зеркальца.
Дети входят в зал. Их встречает Хозяйка Медной горы (педагог)
Это кто у меня под горой расшумелся, кто разгалделся? (сурово)
Это кто разыгрался, распелся? (более ласково)
Что за гости припожаловали, такие нарядные, такие веселые? И без кайла, без лопаты. Неужто не за камнями самоцветными пришли, а за праздничным настроением пожаловали?
Хозяйка Медной Горы. – Здравствуйте, гости дорогие! Узнали меня? (ответы детей) Правильно! Я Хозяйка Медной Горы. А как еще меня называют?
Дети. Каменной девой, Малахитницей, повелительницей ящериц.
Хозяйка. – Верно! Прибыла я с Уральских гор, там мои владения. Приглашаю вас в сказку дивную, изумрудную, малахитовую.
Уральские горы, закаты, рассветы…
Чудесный рябиновый край!
Солнце осушит алмазные росы,
Раскроют цветы лепестки,
Уральских камней драгоценную россыпь
Покажет хозяйка горы.
Подводит детей к карте России.
Хозяйка. Это строки об Уральских горах. Да, нам есть чем гордиться. Недра России хранят огромные богатства, к которым относятся удивительные камни. Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли русской». Знаете, почему? (Урал перепоясывает Россию)
- Что значит «перепоясывает»? Как вы понимаете это слово?
Дети. Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.
Хозяйка. Верно! А еще потому, что люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства. Вот и в моих владениях, в уральском поясе, богатств не счесть! Каких только камней самоцветов у меня нет!
В свое царство приглашаю
И богатством удивлю.
Малахитом вас обсыплю
И пещеру покажу.
Подводит к пещере.
А вот и вход в мою пещеру! При входе вас встречают ящерицы – подружки мои, помощницы верные. Они-то и укажут путь-дорогу к камням моим. Ну, что, идем за ними? Давайте вспомним, какими самоцветами богаты Уральские горы. Об этом нам с вами рассказали в музее камня.
Хозяйка Медной горы приглашает детей на выставку камней.
Полюбуйтесь на мои сокровища! Почти про все камни память человека хранит легенды. И характер человека, и его внешность, и даже голос сравнивают с камнем. Если голос звонкий, говорили….
Дети: серебряный голос.
Хозяйка : если глаза голубые, говорили…
Дети: бирюзовые глаза.
Хозяйка : если человек сильный, говорили…
Дети: у него стальные мышцы.
Хозяйка : если человек покладистый, говорили, что у него…
Дети: золотой характер.
Хозяйка. А что еще у человека может быть золотым? Как вы думаете?
Дети. Сердце может быть золотым, если человек чуткий, добрый, внимательный, а еще могут быть золотыми руки. Это когда человек все умеет делать и делает хорошо.
Хозяйка. Мы знаем, что про камни люди складывали легенды. А рассказал о событиях тех времен Павел Петрович Бажов. С его творчеством мы знакомы. Какие сказы Бажова вы знаете?
Хозяйка. Вижу, что читали. Тогда вы легко справитесь с моими загадками.
Тогда я начну с самой легкой.
Этот зверь лесной не спит под сосной
Не лежит в берлоге. Кормят его ноги.
Легок, строен и рогат, он найти поможет клад
Коль копытцем постучит. Этим он и знаменит.
Кто же это? Из какого сказа?
(козлик из сказа «Серебряное копытце»)
Фрагмент мультфильма
Хозяйка :
Да, вот так Даренка и увидала козлика с волшебным серебряным копытцем. А как кошку-то ее звали, помните? Правильно, Муренка. Муренка, видно, козлика-то и уговорила, она же с ним на полянке беседовала. Видели? А дедушку как звали, что сиротку Даренку с кошкой Муренкой приютил да обогрел? Кокованя, конечно. Читали значит, сказ-то или слушали внимательно. Молодцы!
- Смотрите-ка, а козлик - серебряное копытце и вам камешков подбросил. Голубеньких да зелененьких. Давайте-ка поиграем, их пособираем. Только уж не в шапки ушанки, как Кокованя с Даренкой. Вставайте в две команды. Кто быстрее да больше камешков-то соберет? Чур, по одному нести, не жадничать! Голубенькие камешки в голубую тарелочку, а зеленые – в зеленую.
ИГРА «Собери камни - самоцветы»
Хозяйка : Одевайтесь и в героев превращайтесь!
Дети надевают маски и показывают отрывок из сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».
В избушке сидят Даренка и кошка Муренка. Даренка вглядывается в окно, не идет ли дед Коковня.
Хозяйка :
А сейчас еще одну загадку я загадаю.
«Мастерил – мастерил, осерчал и разбил» Кто это, из какого сказа и что мастерил?
Фрагмент фильма
Хозяйка :
Да, Это Данило – мастер из сказа «Каменный цветок». Рукастый паренек да смекалистый. До всего ему дойти хотелось, красоту камня понять. Много таких-то среди вас найдется, а? Ну, конечно, это ж сейчас не узнаешь. Да и учителей таких, как Прокопьич, у которого Данила учился, не каждый день встретишь!
- Ох, а осколки-то как разметало! Собрать бы надо да сложить! Найти половинки всех ваз диковинных. Кто сумеет?
Разрезная ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «Собери чашу». Все картинки разрезаны пополам, на правую и левую половинки.
Хозяйка : -Теперь потруднее загадка. Уж не знаю, справитесь ли?
«Эта девчушка на парня похожа
С тятенькой в штольню топает тоже
Зеркальце чудное встретила там
И говорит: «Никому не отдам!»
Хозяйка : Не узнали сказ-то? «Таюткино зеркальце». Махонькая девчушка была, а под землю не боялась спускаться. Вот и подарок от меня получила – каменное зеркальце.
Вот такое или очень похожее. (показывает зеркало, кладет на столик)
А я еще одну загадку вам загадаю. Вы внимательно слушайте. Эту должны отгадать!
«В зелененькой коробочке и кольца и браслеты.
И бусы и кулончики. Чего там только нету!»
Что это за коробочка, из какого сказа? («Малахитовая шкатулка»)
Фрагмент мультфильма
Хозяйка :
Шкатулку-то я на свадьбу дарила Степану с Настасьей. А Танюшка - дочка Степана полюбила играть с каменьями самоцветными. Втихомолку от матери примеряла.
А я и для вас шкатулочки приготовила. И зеркальца пригодились. Примерьте-ка на себя бусы, кольца да браслеты.
ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК «Ах, какая красота»!
Девочки делятся на две команды. По очереди они подбегают к столикам, садятся на стульчик, надевают все украшения, смотрятся в зеркало, произносят слова: «Ах, какая красота»! - И снимают украшения.
Хозяйка :
И последняя загадка. Слушайте внимательно!
«Человек он скромный,
Ну, а змей – огромный»!
Конечно, это сказ «Великий полоз», а никак не «Голубая змейка». Змейка-то в кого обращалась? Правильно, в женщину. А полоз мужчиной мог становиться в богатой одежде, крепкого телосложения.
Ну, а какой он полоз-то: добрый или не очень? Добрый, конечно. Помог ведь мальчишкам –то!
Превращаю вас в полоза! (на одного из детей надевается «царская шапка», и он становится головой полоза).
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Великий полоз»
Дети двигаются змейкой по залу, взяв друг друга за пояс. Тот, до кого дотронется полоз, становится в хвост. Игра прекращается, когда все дети выстраиваются в змейку.
Дети собирают рассыпанные «самоцветы» и выкладывают узоры на листах цветной бумаги.
Хозяйка. Как вы работаете быстро да умело! Всех бы взяла к себе в мастера!
Вот вы и побывали у меня в гостях, полюбовались пещерой и самоцветами моими. На прощание дарю вам шкатулку с камнями (сладкий сюрприз).