Ольга Суханова
Конспект занятия по подготовке к освоению элементов грамоты в старшей группе «Звук [ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Закрепить знания о звуке «Ш», познакомить с буквой Ш.
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и характеристику звука «Ш»; расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении слов;
Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить определять первый звук в слове, уметь определять местоположение звука «Ш» в словах; познакомить с буквой Ш; закрепить умение соотносить звук и его графический образ на письме; упражнять в чтении слогов и слов со звуком «Ш»;
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Коррекционно - развивающие:
развивать связную речь, грамматический строй речи, фонематическое восприятие, внимание и память; развивать способности манипулировать звуковым и слоговым составом слов; умение выделять букву Ш среди других букв.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать нравственные качества: доброту, чувство коллективизма (умение дружить); воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
Оборудование: предметы: шапка, мишка, шишки, брошь; бланки исследований; клей, простые карандаши по количеству детей; по количеству детей: модель звука «Ш», картинки: шапка, мишка, шишки, брошь, квадраты синего цвета, наборы для разбора предложения, буква Ш, фасоль, картинки для игры шифровальщик.
Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие новые предметы появились у нас в группе?
Дети: шапка, мишка, шишки, брошь.
- Что объединяет эти предметы?
Дети: в названии этих предметов слышится звук «Ш».
- Какой звук «Ш»?
Дети: Согласный, глухой, твердый.
- Я предлагаю вам сегодня стать настоящими исследователями. Вы согласны? (ответы детей). Тогда предлагаю исследовать звук «Ш». Согласны? (ответы детей)
Исследователи заполняют специальный бланк. Возьмите по бланку. Приступим.
- Первое, что мы исследуем, это наши органы артикуляции, что с ними происходит, когда мы произносим звук «Ш». Произнесем звук «Ш».
Дети: При произнесении звука «Ш» губы в форме «окошка», кончик языка за верхними зубами, воздушная струя не свободно выходит изо рта и встречает преграду кончик языка и зубы, горлышко не работает. Из этого мы делаем вывод, что звук «Ш» - согласный, глухой, твердый, на письме обозначаем квадратом синего цвета.
- Давайте вклеим модель звука «Ш» в бланк.
- Второе, что мы исследуем – это можно ли отличить звук «Ш» на слух от других звуков. Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Ш».
Среди других звуков : ш, в, ф, ш, к, ш.
Среди слогов: аш, ар, шу, ту, ву, ши.
Среди слов: мак, шаг, мышь, бык, шут.
- Отлично. Вы отличаете звук «Ш» от других звуков на слух. Вклеим в наш бланк чуткое ухо.
- Давайте проведем следующее исследование. Сможем ли мы определить место звука «Ш» в словах. У вас в бланках уже есть звуковые линейки. Рядом с линейками приклейте картинки: шапка, брошь, мишка, шишка. А теперь давайте определим место звука «Ш» в слове шапка.
Дети: в слове шапка звук «Ш» слышится в начале слова.
- Приклеим квадрат синего цвета в начале слова на звуковой линейке. Почему мы используем квадрат синего цвета, потому что звук «Ш»?
Дети: Квадрат синего цвета, потому что звук «Ш» - согласный и твердый.
- Сколько слогов в слове шапка.
Дети: в слове шапка два слога.
- Значит рядом с шапкой нарисуем две точки по количеству слогов.
Аналогично разбираем слова брошь, мишка, шишка.
- И это исследование мы выполнили.
- Следующее, что мы исследуем это можно ли составить предложение со словами со звуком «Ш». Вам нужно составить предложение со словами предыдущего исследования шапка, брошь, мишка, шишка.
Дети: Мишке подарили шапку, брошку, шишку.
Далее составляем схему составленного предложения и разбираем его.
Дети: в предложение первое слово мишка, начало предложения пишем с большой буквы, второе слово – подарили, третье – шапку, четвертое – брошку, пятое-шишку, в конце предложения ставится точка.
Вклеим схему предложения в наш бланк. Пока ребята вклеивают схему еще раз проговариваем анализ предложения.
- Отлично, мы выяснили, что можно составлять предложения со словами, в которых слышится звук «Ш».
- Следующие исследование - чем еще кроме квадрата синего цвета на письме можно мы можем обозначить звук «Ш».
Дети: буквой Ш.
- Вклеим букву Ш в наш бланк. На что похожа буква Ш.
Дети: на расческу, на ползущую змею, сложенную ленту и т. п.
- Давайте выложим букву Ш из фасоли. А давайте сами превратимся в букву Ш.
- Отлично. Звук «Ш» на письме мы обозначаем буквой Ш.
- Следующее исследование – можно ли играть со звуком «Ш» и буквой Ш.
- Я знаю одну игру «Шифровальщик», вам нужно отгадать слово, зашифрованное первыми звуками названий картинок.
Картинки: шарф, утка, бочка, арбуз.
Дети: в слове шарф первый звук «Ш», на письме обозначаем квадратом синего цвета или буковой Ш.
Один ребенок выходит и держит в руке букву Ш.
Аналогично со следующими картинками.
Дети: в слове утка первый звук «У», на письме обозначаем квадратом красного цвета или буковой У.
Один ребенок выходит и держит в руке букву У.
Дети: в слове бочка первый звук «Б», на письме обозначаем квадратом синего цвета или буковой Б.
Один ребенок выходит и держит в руке букву Б.
Дети: в слове арбуз первый звук «А», на письме обозначаем квадратом красного цвета или буковой А.
Один ребенок выходит и держит в руке букву А.
- Какое слово зашифровано? Дети читают: шуба.
- Сколько слогов в слове (2). Как мы определяем количество слогов (сколько в слове гласных столько и слогов). Какой первый слог (шу, а второй (БА). Вклеим шифровку в наш бланк.
- Отлично! Мы подходим к итоговому результату нашего исследования. Послушайте слова: апка, мика, бро, ика. Вы поняли меня? (ответы детей). Какой звук потерялся в этих словах («Ш»). Какой вывод мы делаем?
Дети: звук «Ш» необходим в нашей речи без него будет трудно понимать друг друга.
- Правильно, кто же научился произносить звук «Ш» должны проговаривать его в словах, а кто еще не научился должны старательно заниматься, чтобы он появился в речи.
- Понравилось вам быть исследователями (ответы детей). Дома познакомьте родителей с результатами своих исследований.