Синицына Наталья Александровна
Конспект занятия по Озом для детей старшей коррекционной группы «Перелетные птицы»
▼ Скачать
Тема: «Каркуша рассказывает историю».
Реализация образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация».
Цель: Формировать потребность в расширении знаний детей о перелетных птицах.
Коррекционно-образовательные :
1) Способствовать систематизации знаний детей о птицах.
Публикация «Конспект занятия по Озом для детей старшей коррекционной группы „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2) Стимулировать желание детей в узнавании и назывании перелётных птиц : аист, ласточка, кукушка, лебедь, грач.
3) Упражнять в нахождении отличительных признаков: окраска перьев, форма головы, шеи, клюва, характерные повадки.
Коррекционно-развивающие :
1) Развивать логическое мышление
2) Развивать все компоненты устной речи детей, стимулировать на самостоятельное высказывание и аргументацию своей точки зрения.
3) Развивать зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательные :
1) Создавать условия для проявления вежливости по отношению друг к другу, эмоционально-положительного взаимоотношения между воспитанниками.
2) Стимулировать доброе и чуткое отношение к животным.
Демонстрационный материал: игрушка - сороки, игрушка фотоаппарат, мяч, фотографии перелетных птиц, картинка силуэтного изображения птиц, фотографии частей лебедя и кукушки, рисунки перепутанных частей птиц.
Раздаточный материал на каждого ребё нка: черно-белое изображение ласточки.
Логика образовательной деятельности.
I Игра для положительного настроя детей, на дальнейшую деятельность.
Дети собираются вокруг педагога.
Педагог обращается к детям и читает стихотворение Л. Кондратьева:
Доброе утро! Птицы запели. Прячется вся темнота по углам,
Добрые люди, вставайте с постели! Солнце взошло и идет по делам.
Дети стоят в кругу.
Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!».
— Как нужно говорить эту фразу
Педагог помогает детям отвечать полными ответами.
Желательно, чтобы каждый ребенок проговорил эту фразу.
- Кто вспомнит, о чем мы говорили на прошлом занятии?
- Правильно, почему их так называют? (Педагог помогает детям сформулировать правильные полные ответы. Эти птицы живут рядом с человеком и о них заботятся люди.)
-Молодцы, чтобы узнать, что я хочу рассказать Вам сегодня, нужно отгадать загадки.
1.«Отгадай загадку»
Дети сидят на стульчиках полукругом у доски.
На доске выставлены картинки перелётных птиц : аиста, ласточки, кукушки, лебедя, грача (приложение №1). Педагог загадывает загадки, а дети отгадывают их. Находят отгадку на доске.
- Сейчас я буду описывать птицу, а вы должны догадаться, о какой птице идёт речь.
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад - вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица - ….
(грач)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведё т: «Ку-ку, ку-ку…»?
(кукушка)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)
Это старый наш знакомый
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
(аист)
Эти птицы – символ верности.
В отраженье своё глядя,
Вот скользят по водной глади,
Восхищая всех людей,
Двое белых … (лебедей)
(Светлана Волосевич)
- Вы молодцы правильно отгадали все загадки, кто готов ответить про кого мы будем говорить сегодня?
Раздается стук в дверь.
Педагог спрашивает детей : Ребята Вы слышали, к нам кто-то стучит?
Педагог проходит к двери и приносит игрушку птицы сороки.
- Посмотрите дети, кто к нам залетел в гости.
- Что нужно сделать, когда приходят гости? (Каркуша начинает взволнованно рассказывать детям новость.
-Вы знаете, что произошло (дети отвечают, что не знают, педагог просит Каркушу не волноваться и спокойно рассказать, что случилось).
- В лесу, на полях и даже в городе пропали птицы, их стало мало, куда же они все делись?
Педагог: Каркуша, посмотри на эти картинки, этих птиц ты ищешь?
- Да, да этих и много других, где они?
Педагог: Дети кто скажет Каркуше, куда исчезли птицы?
Каркуша: А почему они улетели, им, что здесь не нравится? Если дети затрудняются ответить, педагог уточняет.
- Птицы улетели, потому что им стало, нечего есть. Все насекомые спрятались в норки, реки замерзли, трава пожелтела и засохла.
Каркуша: И теперь они больше никогда не вернутся к нам?
Педагог: Не беспокойся Каркуша, наступит весна, опять будет много корма для птиц и они снова прилетят.
-Дети подумайте, как можно назвать этих птиц, одним словом? Они каждую осень улетают на юг, а весной возвращаются.
Педагог: Эти птицы называются перелетные, повторите, это слово.
Дети повторяют за педагогом.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Перед перелетом они совершают пробные полеты, много едят – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе. Журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника, другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
- Вот и мы сейчас полетим стайкой и поиграем в игру «Лебеди».
III Игра направленная на физическое развитие детей.
Педагог предлагает поиграть в игру «Лебеди» (речь с движением) :
Лебеди летят, /Бежим по кругу на носочках и машем
Крыльями машут. /руками/
Наклонились над водой, /Наклон вперед и качание головой
Покачали головой. /вниз - вверх/
Вспорхнули, полетели /Бежим по кругу и машем руками/
И на воду присели. /Присесть на одно колено.
2. Рассматривание кукушки и лебедя их сравнение.
Педагог с помощью сравнения дает детям новую информацию о птицах.
Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.
Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).
кукушка лебедь
Кукушка маленькая, а лебедь — крупная птица
Лебедь и кукушка — перелетные птицы.
- Чем похожи эти птицы?
кукушка лебедь
У лебедя и кукушки есть туловище, голова, два крыла, хвост, лапки.
чем похожи, чем отличаются
голова
клюв
окраска
туловище
крылья
хвост
лапки
Каждый свой ответ дети начинают с фразы «У кукушки есть.» и показывают эту часть тела, а у лебеда…» в помощь детям выставляются картинки для сравнения (см. прил. №2).
Педагог помогает детям в формулировках предложений. Например: У лебедя клюв большой вытянутый, закругленный, красного цвета, а у кукушки: маленький острый, серого цвета и т д.
3. «Что перепуталось?»
Каркуша радостно машет крыльями, и от этого все картинки падают на пол. Педагог поднимает их и выставляет на доску уже другие картинки (где части птиц перепутаны, см в приложении № 3)
Каркуша: Ой, что же я наделала?
Педагог: Картинки птиц упали и их части перепутались, нужно все исправить.
Дети называют части тела и кому они принадлежат, можно в помощь выставить картинки из приложения №1.
Каркуша прощается с детьми. Мне пора улетать спасибо Вам ребята, что рассказали, куда исчезли птицы. Я полетела, расскажу всем в лесу об этом. А на память я этих птиц сфотографирую и подарю Вам этот снимок. Каркуша фотографирует картинки птиц и отдаёт его педагогу.
Дети прощаются с Каркушей, она улетает.
4. Игра «Назови птенца (птенцов)»
- Не грустите, дети Каркуша обязательно прилетит к нам в гости снова. А сейчас, чтобы вам стало веселее, мы поиграем в мяч. Я буду называть вам птицу, и кидать мяч, а вы кидать его мне и называть её птенцов.
Кукушка — кукушонок — кукушата; грач — грачонок — грачата; аист — аистенок — аистята; журавль — журавленок — журавлята, лебедь — лебеденок — лебедята.
5. «Что за птица».
Педагог: Посмотрите дети, какая фотография получилась у Каркуши. Выставляется картинка с силуэтами птиц (см прил №4). Каркуша опять, что-то напутала, помогите мне узнать, что это за птицы.
Дети вместе с педагогом определяют, кому принадлежат силуэты.
Художественное творчество
- Но Каркуша оставила нам еще фотографии они черно-белые, кто изображен на них (см прил №5?
- Правильно ласточка, вы можете взять эту картинку домой и раскрасить её вместе с родителями, рассказать им, что вы узнали нового сегодня. А сейчас наше занятие заканчивается.
IV Анализ выполненных заданий:
Педагог хвалит детей, отмечает каждого ребенка, что у него получилось.
Педагог: Вы молодцы помогли Каркуше разобрать картинки, объяснили, что случилось с птицами. Про каких птиц мы с Вами сегодня говорили?
Почему их так называют?
Педагог: Каких перелетных птиц вы знаете?