Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для старшей группы «Путешествие в прошлое ложки»

Виктория Веселова
Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для старшей группы «Путешествие в прошлое ложки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Расширять представления детей о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения и временных изменениях ложки, с видовым многообразием ложки (размер, материал, внешний вид, функции).

Закреплять умение рисовать узоры, ориентируясь в кругу.

Развивать познавательную активность, интерес детей, внимание, память.

Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к продуктам труда людей.

Словарная работа: чурочки, баклуши, резчик, ложкари.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для старшей группы „Путешествие в прошлое ложки“» размещена в разделах

Оборудование: Иллюстрации деревянных ложек с хохломской росписью, иллюстрации ложек разных времен, шаблоны ложки для росписи, кукольная посуда, мяч, предметные картинки, гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия

1. Введение в ситуацию

(Детей встречает воспитатель в роли Хозяйки, одетый в русский народный сарафан. Дети заходят и садятся на лавочки.)

Хозяйка: — Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада, встрече с вами. Сели вы на лавки.

Будем день мы коротать.

Сказки слушать и играть.

2. Актуализация знаний

Игровая ситуация «А что в сундучке?»

— Ребятки, смотрите, что у меня в руках? (Сундучок)

— Правильно, и в сундучке есть для вас что-то интересное. Хотите узнать, что в этом сундучке находится?

— Кто первым подойдёт и что он там интересного найдёт? (Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож).

— Что ты достала, Ульяна? (Кастрюлю).

— Для чего нужна кастрюля? В ней можно сварить суп, кашу, компот.

Следующий ребёнок достаёт кукольную посудку и называет. И т. д.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Это тарелка. В нее можно положить еду. Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его. Это нож. Им можно резать хлеб. Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

— Каким, одним словом можно назвать все эти предметы? — (Посуда).

3. Затруднение в ситуации

— Есть в сундучке ещё один предмет друзья, без которого, прожить на свете нам никак нельзя!

— Чтобы узнать, о чём сегодня будет мой сказ, вам надобно загадку отгадать.

1. «Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка.

А поможет есть их… (ложка)»

2. «Сама не ест, а людей кормит». (Ложка)

Хозяйка: — Правильно, ребята, это ложка.

«В деревянные ложки

Постучи-ка немножко.

Хочешь — вальс играй,

А хочешь — суп хлебай!»

— Для чего нам нужна ложка? (Ответы детей) Правильно.

— Ребята, ещё в сундучке лежит письмо. От кого же оно?

Письмо от Домовёнка. (Хозяйка делает вид, будто бы читает письмо).

— Домовёнок просит помощи у нас. Он не знает, из чего раньше делали ложки, и какая самая удобная.

— Сможем помочь Домовёнку, расскажем, из чего раньше делали ложки? (Нет)

— Почему не сможете? (Потому что, мы тоже не знаем).

— А может быть, кто-то догадался?

4. Открытие нового знания

— Ребята, есть у меня одна волшебная книга, я уверена, она нам поможет узнать, из чего раньше были сделаны ложки? Хотите узнать? (Да)

( Книга с картинками различных ложек: из камней, ракушек, слоновой кости, дерева, металла).

— Давайте, пройдём за столы, сядем поудобнее, и внимательно рассмотрим эту книгу, что же она нам «расскажет» о ложках.

(Воспитатель у доски демонстрирует страницы книги, с изображением ложек).

1 стр. — Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу. У них не было огня и не было никакой посуды. Со временем люди научились добывать огонь и готовить горячую пищу. Руками ее уже не возьмешь – горячая. И тут человек взял палочку. Он понял, что палочкой есть удобнее.

2 стр. — Самую первую ложку люди вытесали из камня, была она очень тяжелая, неровная и быстро нагревалась от горячей пищи.

3 стр. — Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного, она была удобнее, легче, более гладкая, чем из камня. И во время еды ложка из кости не обжигала губы, как каменная ложка.

4 стр. — В некоторых странах ложками служили ракушки.

5 стр. — А потом, самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси стала древесина.

Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек, а назывались эти чурочки – «баклуши».

— Как Назар назывались заготовки для ложек? (Баклуши) Повтори Вика, Полина.

А из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки.

— Кто, Дима, вырезал ложки (Резчик). Повтори Никита, Ульяна. Правильно.

6 стр. — Более современная бронзовая и серебряная, и даже золотая посуда появилась позже.

А делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край отличался своей задумкой ложки, не похожей на другие.

Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой.

7 стр. — Круглые хохломские ложки расписывали черными, красными, золотистыми диковинными цветами, веточками и ягодами. Какие же получались яркие ложки, невозможно глаз отвести!

8 стр. — Позже появились более практичные алюминиевые ложки (демонстрация ложки). Эти ложки гнулись и ломались, темнели от горячего.

9 стр. — Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего.

10 стр. — Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек – разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке. Они не только очень красивые, но еще и функциональные.

Можно использовать как музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари.

— Как, Матвей, называют людей, играющих на ложках? (Ложкари) Повтори Софья, Федя. Молодцы!

5. Включение нового знания в систему знаний

Игровое упражнение: «Что из чего»

— Ребята, вы уже знаете, что посуда изготавливается из разных материалов, давайте скажем, какими бывают предметы посуды.

Тарелка изготовлена из стекла – значит она какая? (Стеклянная тарелка)

Блюдце изготовлено из фарфора – значит оно какое? (Фарфоровое блюдце)

Нож изготовлен из металла – какой? (Металлический нож)

Ложка изготовлена из серебра – какая? (Серебряная ложка)

Сковорода изготовлена из чугуна – какая? (Чугунная сковорода)

Скалка изготовлена из дерева – какая? (Деревянная скалка)

Кувшин изготовлен из глины – какой? (Глиняный кувшин)

Стакан изготовлен из пластмасса – какой? (Пластмассовый или пластиковый стакан).

— Вы хорошо потрудились. Давайте теперь отдохнем. Представьте, что вы превращаетесь в посуду.

— Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.

Физминутка: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Дети надули живот, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки.

Присели, одну руку поставили на пояс, другую спрятали за спину.

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке

Потянулись, сомкнули руки над головой, одну

ногу согнули в колене.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс

Вытянули руки вперед.

— Умнички, замечательная посуда получилась!

Игровое упражнение: «По страницам сказок»

— А сейчас, усаживайтесь удобнее. Скажите, вы любите сказки?

— Назовите сказки, в которых говорится о ложках. (Три медведя, Жихарка, Федорино горе).

— Давайте вспомним строчки, где говорится о ложках :

1. «Подле каждой чашки лежала ложка : большая, средняя и маленькая. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки».

2. «Сделал Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, раскладывает, да приговаривает:

— Эта ложка простая Котова, эта ложка простая — Петина, а эта не простая, точёная, ручка золочёная — Жихаркина, никому её не отдам».

«Убежали от грязнули

чашки, ложки и кастрюли.

Федора ищет их зовёт

и в дороге слёзы льёт».

Дидактическое упражнение: «Найди лишний предмет»

— Ребята, помогите мне найти здесь лишнюю посуду.

Металлические: кастрюля, сковорода, половник и стеклянный стакан.

Пластмассовые: чашка, тарелка, чайник и деревянная ложка.

— Давайте ещё с вами поиграем в одну игру, которая называется:

«Скажи наоборот»

Я вам буду бросать мяч, называя слово, а вы мне бросаете его обратно, называя противоположное по значению слово. Например; — Чашка большая, а вы мне — чашка — маленькая.

— Тарелка глубокая, … (мелкая)

— Стакан широкий, … (узкий)

— Кастрюля высокая, … (низкая)

— Нож острый, … (тупой)

— Кружка белая, … (чёрная)

— Сковорода тяжёлая, … (лёгкая)

— Скалка длинная, … (короткая)

— Самовар старый, … (новый).

6. Осмысление

Хозяйка: — Молодцы, ребята, отлично поработали! Вам понравилось у меня в гостях? О каком предмете мы сегодня много говорили? Что вам было интересно? (ответы детей).

— Удалось, вам узнать из чего раньше делали ложки? Сможем теперь объяснить Домовёнку, какая ложка самая удобная? (ответы детей).

А с помощью чего мы, смогли узнать? (С помощью волшебной книги).

Молодцы, много запомнили. За это вам от меня подарок. (Трафарет ложки).

«Вот вам ложка, только украсить надо её немножко».

(Дети раскрашивают каждый свою ложку).

— Ну и напоследок напутствие от предков : «Живите на красную ложку Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятии по ознакомлению с окружающим миром с презентацией «Путешествие в прошлое кресла» (средняя группа)Фотоотчёт о занятии по ознакомлению с окружающим миром с презентацией «Путешествие в прошлое кресла» (средняя группа) С целью знакомства детей с рукотворным миром человека и формированию понятия о том, что человек на протяжении веков создавал себе предметы.

Игры по ознакомлению с предметным миром в младшей группе В младшей группе дети знакомятся с предметным миром. Дети познают окружающий мир, учатся ориентироваться в пространстве, развивают речевое.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект ООД по ознакомлению с предметным миром в старшей группе «Наряды для куклы Тани» на тему «Ткани»Конспект ООД по ознакомлению с предметным миром в старшей группе «Наряды для куклы Тани» на тему «Ткани» Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани. Задачи: Образовательные: - формирование.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга» Цель: продолжать раскрывать перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы «Что мы знаем о рыбах» Задачи: Образовательные: -Закреплять знания об обитателях воды-рыбы; -Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для старшей группы «Путешествие в прошлое ложки»
Опубликовано: 14 марта 2022 в 09:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для старшей группы «Путешествие в прошлое ложки»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Веселова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД