Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Блокада Ленинграда»

Яна Пустовалова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.

Задачи:

1. Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

2. Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда».

3. Воспитывать патриотизм, уважение к истории города, в котором мы живём, чувство благодарности к его защитникам.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах

Материалы: иллюстрации блокадного Ленинграда, фонограмма песни «Вставай, страна огромная», деревянный настольный конструктор, карта блокады Ленинграда, фотографии животных Ленинградского зоопарка.

Ход занятия:

Ребята, в эту субботу исполняется ровно 80 лет со дня снятия блокады города Ленинграда.

А что это за город? Как он называется сегодня?

А вы знаете, что Ленинград считается городом-героем? Почему? (Его жители проявили необыкновенное мужество и волю к жизни во время Великой Отечественной войны).

Много лет тому назад, когда не только вас, но даже и меня еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на нашу страну. Началась война, которая принесла очень много горя и разрушений.

Фонограмма песни «Вставай, страна огромная!» или звучит сообщение Левитана о начале войны.

Очень быстро враги подошли к Ленинграду. Фашисты хотели стереть город с лица земли. Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград – ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Враг очень хотел захватить город и пройти по его улицам. Германские войска окружили Ленинград с суши. С другой стороны находилось Ладожское озеро, по которому на кораблях доставлялось продовольствие в Ленинград. Но оно тоже обстреливалось фашистами и днем и ночью.

Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…».

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

За свой недолгий путь земной

Узнал малыш из Ленинграда

Разрывы бомб, сирены вой

И слово страшное – блокада.

Ребята, а что такое блокада, как вы думаете?

У нас на столе есть конструктор, давайте построим из него город.

(На столе дети из конструктора строят город.)

А теперь давайте встанем вокруг него в плотный кружок. Скажите, может кто-нибудь пройти к построенному нами городу? А выйти из него? Почему? Мы заблокировали, перекрыли пути к нему. Вот это и есть блокада.

Рассматривание карты Блокады Ленинграда.

Воспитатель: Посмотрите карту-картинку, на что это похоже? Круг, кольцо, почти такое как мы делали сейчас вокруг построенного нами города.

Во время войны так и говорили: «Кольцо вокруг города Ленинграда сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой.

В Ленинграде начались постоянные бомбежки и артобстрелы.

На Невском проспекте есть надпись одна

И трудно сейчас нам поверить

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети.

Ничто не забыто, никто не забыт,

Чтоб помнили все строчки эти.

С первых дней блокады в Ленинграде стали выдавать продовольственные карточки, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Людям, которые работали в сутки стали выдавать 250 граммов хлеба, старикам и детям – 125 грамм. Варили и употребляли в пищу ремни, куски кожи, клей.

Что было самым страшным для жителя блокадного Ленинграда? Да, потерять продовольственную карточку. На ней было написано: При утере карточка не возобновляется.

Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера.

Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали Дорогой жизни.

По этой дороге в город везли продукты питания, а в обратный путь увозили самых слабых и больных жителей города, в первую очередь детей и женщин.

Наш город назывался Ленинградом

И шла тогда суровая война,

Под вой сирены и разрыв снарядов

Дорогой жизни Ладога была.

Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой жизни многих к многим

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.»

Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли хлеб в город, умирающим от голода и холода жителям.

Ребята, всю эту неделю мы с вами вспоминаем блокадные дни. Сейчас мы с вами проведем небольшую игру, которая называется «Вопрос – ответ».

На доске вывешены вопросы, вы должны выбрать вопрос, на который захотите ответить. Н-р: вопрос в правом углу сверху.

Вопросы: 1. Самый известный ребёнок блокады. Почему о ней знает вся Россия?

2. Что сделали с памятниками в Ленинграде во время блокады?

3. Как называется кладбище, где захоронено много погибших в блокаду ленинградцев?

4. Где проходила «Дорога жизни»?

5. Назовите хотя бы 1 памятник, посвященный блокаде.

6. Зачем городу были нужны аэростаты?

7. Что обозначал стук метронома в блокадном Ленинграде?

8. Где Ленинградцы брали воду, когда был разрушен водопровод?

9. Что обозначает слово «бомбоубежище»?

Физминутка.

В осеннем тумане (закрывают ладонями глаза)

В январском снегу (разводят руки в стороны)

Стоит Петербург (руки над головой в виде крыши)

На морском берегу! (плавные движения руками волны)

С дворцами и парками строг и красив (отводят руки вправо и влево)

Как будто вплывает в широкий залив (движения руками, плывут)

В блокадные дни под обстрелом в снегу (шагают на месте)

Не сдался, не сдался наш город врагу! (повороты головы)

Ребята, вы действительно, очень много знаете о блокаде Ленинграда. А вы знаете, что во время блокады, во время этих суровых и голодных дней, ленинградцы смогли сохранить городской зоопарк?

В те ужасные времена нашлись люди, которые, не жалея себя, пытались спасти несчастных животных из Ленинградского зоопарка. Конечно, сотрудники зоосада еще до начала осады пытались спасти животных. Срочно в Казань было вывезено около 80 зверей, среди которых находились черные пантеры, тигры, белые медведи и огромный носорог. Однако всех увезти не удалось. В начале сентября сорок первого Ленинград был окружен. К тому времени в зоосаде оставались олени, слониха Бэтти, бегемотиха Красавица, дрессированные медвежата, лисята, тигрята, два ослика, обезьяны, черный гриф и множество мелких животных. Ох и нелегко им было во время бомбежек!

Нелегко пришлось бегемоту Красавице, которую привезли в зоопарк вместе со слонихой Бэтти. Конечно, ей повезло намного больше, чем ее несчастной подруге, которая погибла во время бомбё жки: она выжила и прожила долгую счастливую жизнь, однако без самоотверженной помощи сотрудников зоопарка чуда бы не произошло. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой сорок первого городской водопровод не работал и бассейн Красавицы оставался пустым. Сотрудники зоопарка ежедневно таскали из проруби в замерзшей Неве по 50 ведер воды, грели ее на обломках сгоревших по соседству домов, вручную мыли Красавицу, а потом натирали кожу жиром и камфорным маслом.

Во время блокады вместо привычных 40 килограммов корма она получала 4-6 кг смеси из овощей, травы, сена и жмыха и для заполнения желудка еще 30 кг распаренных опилок.

Чтобы накормить травоядных животных, люди косили серпами оставшуюся траву во всех возможных точках города, собирали рябину и желуди. Весной всю свободную территорию превратили в огороды, где выращивали капусту, картофель, овес и брюкву.

Но как накормить хищников? Если медвежата, возмущаясь, все же ели фарш из овощей и травы, то тигрята отказались от такой еды. Ради них отыскали завалявшиеся шкурки кроликов, набивали их смесью травы, смазывали тушки снаружи рыбьим жиром. Так удалось не дать умереть с голоду привередливым хищникам.

А вот самым несговорчивым оказался беркут, ради которого людям пришлось ловить крыс.

Удивительно, однако Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 41-42-х гг. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев.

Время блокады – это время ежедневных подвигов самых обычных людей. И мы с вами сегодня должны помнить об этом.

«Люди Ленинграда, вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группе «Гуково — моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды»Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе (ЗПР) на тему «Насекомые» Задачи: Образовательные: Расширять и закреплять представления детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наши помощники — электроприборы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наши помощники — электроприборы» Задачи: Закрепить с детьми понятия: «электричество», «электрический ток». Уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах. Закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Поговорим о каше» Цель: содействие формированию первичных представлений о зерновых культурах, расширению представлений о видах круп и кашах, из них приготовленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Блокада Ленинграда»
Опубликовано: 18 июля 2024 в 11:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Блокада Ленинграда»» (включая файлы) размещена пользователем Яна Пустовалова (УИ 3088135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД