Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе

Светлана Черникова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

на тему «Перелетные птицы» (старшая группа)

Цель:

Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц и их образе жизни.

Задачи:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц;

Закрепить представления о пользе птиц;

Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде;

Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

Формировать умение выделить существенные различия птиц;

Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Перелетные птицы“ в старшей группе» размещена в разделах

Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:

Скучная картина! Чахлая рябина

Тучи без конца, Мокнет под окном;

Дождик так и льется, Смотрит деревушка

Лужи у крыльца, Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/.

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

– Чем отличаются птицы от животных?

– Как птиц можно назвать по-другому? (Пернатые)

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края, а которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/. (слайд 1)

- Отгадайте, пожалуйста, загадки (слайд 2)

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

Отгадайте следующую загадку.

3. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

Дети:

-Жаворонок.

Воспитатель:

-Молодцы.

/Воспитатель включает аудиозапись песни жаворонка/

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

(слайд 3) Боимся мороза зимою холодной

Боимся в ненастье остаться голодной,

Поэтому мы собираемся в стаи

И в теплые страны к зиме улетаем.

Нелегкий нам путь предстоит, но приятно

Весною домой возвращаться обратно.

Встали птицы на крыло

В небе хмуром загалдели

В край далекий, где тепло

Стаей длинной полетели.

-Наступают холода,

-Криком птицы сообщают.

(слайд 4) В средней полосе России насчитывается 58 видов перелетных птиц.

(слайд 5) Утка - Утка заселяет заболоченные места, включая небольшие водоемы (пруды) и реки. Питается растительной пищей, насекомыми и червями. Гнезда делает на речном берегу, но не всегда около воды.

(слайд 6) Кукушка. Перед миграцией кукушка интенсивно набирает вес (прирост 100%, потому что ей придется пролететь около 5000 км. Мигрируют кукушки преимущественно ночью, небольшими стаями. В родные места прибывают в апреле – мае. Первыми прилетают самцы, а через несколько дней самки. Возвращаются на те же участки, где обитали в прошлом году.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка наносит ущерб окружающей среде, разоряя гнезда. Она единственная птица в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Однако польза тоже есть. Они уничтожают самых разных насекомых,

которые вредны лесу. Питается гусеницами, стрекозами, жуками, мухами, улитками.

(слайд 7) Ласточки являются птицами, ведущими дневной образ жизни. Прилетают около середины мая. Во второй половине месяца происходит постройка гнезда и откладывание яиц.

В конце июня наблюдается вылет птенцов. Массовый отлет проходит в сентябре. Питаются ласточки насекомыми: мухами, кузнечиками, сверчками, стрекозами, жуками и другими летающими насекомыми. Они составляют 99% их рациона. Большинство жертв они ловят в полете, и на лету способны кормить своих птенцов.

(слайд 8) Грач. Эти смышлёные птицы умеют хорошо анализировать обстановку и правильно рассчитать свои действия. Более того, грачи могут накапливать практический опыт, запоминая и отличая конкретного опасного

человека, н-р с ружьем, от неопасного.

(слайд 9) Скворец. Свои гнезда предпочитают строить рядом с водоемами: болотами, реками. Птицы эти – всеядны. Они любят поедать

земляных червей, личинок насекомых. Ловят бабочек, гусениц, пауков, кузнечиков, и др. насекомых. Кроме животной пищи употребляют плоды и семена фруктовых и ягодных деревьев, иногда налетают на поля с зерновыми

культурами.

Скворцам угрожают хищные птицы: беркуты, орлы, сапсаны. Но и сороки с воронами могут причинять им вред, разоряя гнезда. Хищные животные, особенно кошачьи, могут добираться до гнезд, охотясь за яйцами или маленькими птенцами.

(слайд 10) Зяблик. Стройная певчая птица размером с воробья. Водится в лесах, лесостепях, в городских скверах, парках и во дворах. Гнездятся

парами. Гнезда строят на деревьях, на высоте от 2 до 4 метров. Собираясь в стаи из 40 – 50 птиц, улетают в теплые края с сентября до конца октября. Возвращаются в конце марта, в апреле.

(слайд 11) Жаворонок. Питается растительной пищей в виде семян, различных трав и злаковых растений. Для того, чтобы твердые зерна злаковых лучше переваривались в желудке, они вместе с семенами, клюют небольшие камешки. Летом рацион пополняется мел. Жучками, пауками, личинками различных насекомых, куколками бабочек. Охотятся всегда на земле. Купаются в пыли или песке, чтобы очистить оперение. Гнезда устраивают в лугах, на травяных опушках. Гнездо простое, строится оно в ямке на земле среди травы. Отлетают на зимовку с сентября. Враги: хорьки и ласка, горностай и лисы, а луни и вороны любят разорять гнезда, пить яйца или поедают маленьких птенцов.

(слайд 12) Соловей – Одна из распространённых певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый у соловья маленький клюв, хвост и лапки. Соловей птица-невидимка. Он неярок и очень осторожен. Питается только насекомыми, на зиму улетает в теплые страны. Вернувшись, домой, отыскивают свои старые жилища и начинают петь.

(слайд 13) Аисты - это длинноногие неторопливые птицы, которые встречаются на всех континентах. У них длинные, широкие крылья, благодаря чему все аисты - превосходные летуны, способные парить в воздухе и, не взмахивая крыльями, набирать высоту. В отличие от цапель, летят с вытянутой шеей. Взрослые аисты не подают голоса, могут только шипеть. Молодые же сначала издают различные звуки, но позднее теряют эту способность. Оперенье у аистов бывает белое, черно-белое, серое; клюв и ноги красные.

Аисты живут в сырых, богатых водой местах, в которых птицы добывают основной корм – лягушек, поедают других мелких позвоночных, червей, моллюсков и пр. Могут строить гнездо на обломках стволов или на толстых ветвях старых деревьев.

Аист издавна в народе считается символом счастья, не говоря уже о приписывавшейся ему в народе способности приносить в дом детей, поэтому не обижаемый людьми, он может гнездиться на крышах или трубах деревенских домов. Аисты живут парами и в одно и то же гнездо прилетают несколько лет. Осенью аисты улетают на зимовку в Африку или Индию, весной возвращаются обратно.

(слайд 14) - Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

(слайд 15) С наступлением холодов, перелетные птицы России обычно летят в Африку, Средиземноморье, Азию или Южную Европу. По пути птицы делают несколько остановок для отдыха и кормления.

(слайд 16) Самое время, когда можно понаблюдать за тем, как первые птицы готовятся к отлету в теплые края. Если посмотреть в небо, то можно увидеть, как птицы все больше кучкуются и сбиваются в стаи.

Некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Перед отлетом они совершают пробные полеты, едят больше обычного, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

(слайд 17) У кого корма больше-задерживаются дольше. У кого корм исчезает- улетают раньше.

Первыми улетают быстрокрылые птицы-стрижи, ласточки, жаворонки, трясогузка.

Эти птицы питаются насекомыми и называются насекомоядными.

Потом улетают зерноядные птицы -чиж, зяблик.

(слайд 18) Водоплавающие птицы собираются в путь, когда замерзают водоемы.

(слайд 19) И околоводные птицы улетают.

(слайд 20) Почему птицы улетают? Так как перелет в теплые края птиц связан с наступлением холодов, многие ошибочно полагают, что миграцию на юг птицы совершают по причине холода. Конечно, в этом есть доля истины, но все, же решающим фактором для перелета пернатых является недостаток пищи.

Правильно осенью все меньше становится корма. Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. В конце лета и осенью они улетают в тёплые края.

(слайд 21) Посмотрим, чем же птицы питаются. (насекомыми, ягодами, зерном)

(слайд 22) Куда улетают птицы?

Обычно птицы выбирают ту местность, где среда обитания будет наиболее похожа на ту, в которой они живут на Родине.

Если постоянным местом жительства является лес, то и искать птица будет лесные зоны с более теплым климатом.

Степные птицы будут искать степи, поля или луга, где они смогут поселиться в привычных для себя условиях, и найти ту пищу, которая составляет их обычный рацион.

(слайд 23) В золотые осенние дни собираются птицы к отлету. Готовясь в далекий путь, покружат они над рекой, над полями, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянутся в дальние теплые страны.

(слайд 24) Все птицы летят по - разному, некоторые выстраиваются клином в виде треугольника – так легче преодолеть сопротивление воздуха, а также заметить хищника, например, ястреба или сокола, и подать сигнал тревоги. Первыми летят сильные и взрослые птицы, за ними младшие и слабые. Иногда в стае несколько лидеров, они летят первыми по очереди.

Другие улетают «стайками», все вместе, а еще есть птицы, которые выстраиваются цепочкой в одну линию.

Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы.

Это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

(слайд 25) Многие птицы летят не спеша, с остановками; подкармливаются в пути.

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

(слайд 26) Схема перелета птиц во время миграции. Миграция птиц — это процесс, при котором птицы покидают свои привычные места обитания и отправляются в тёплые края, где их ждёт более благоприятный климат.

Возвращение на родину весной является важным этапом жизненного цикла птиц.

(слайд 27) Где отдыхают птицы во время осенней миграции? Как правило, пернатые останавливаются для отдыха в местах с густой растительностью с целью спрятаться от хищников.

Выбирают безопасные, но очень свободные территории, лучше

с высокой травой, кустарниками и деревьями.

(слайд 28) «Поиграем»

ФИЗМИНУТКА «Стая птиц летит на юг»

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

(слайд 29) Кому принадлежит?

(слайд30) «Скажи наоборот»

(слайд 31) Упражнение «Отгадай и присядь».

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец,

снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

(слайд 32) Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/ и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Упражнение: Дидактическая игра. «Какая птица лишняя?"

- Сорока, синица, курица, аист;

- Сова, орел, сокол, цапля;

- Ворона, клест, соловей, воробей;

- Трясогузка, голубь, скворец, утка.

(слайд 33) Кто такие орнитологи? Орнитолог – это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в условиях живой природы и в неволе. Отслеживает сезонные миграции. Занимается научно-исследовательской работой.

(слайд 34) Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики: «До свидания! До радостной встречи весной!»

(слайд 35) Значение птиц в нашей жизни

Трудно переоценить значение птиц в природе, их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным.

Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей. Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Птичий помёт можно использовать как полезное удобрение, способное насытить почву питательными веществами. Это далеко не все достоинства птиц. Мы наслаждаемся пением и красотой птиц, углубляя свое общение с природой, воспитывая свои эстетические чувства. Поэтому охрана птиц — долг каждого культурного человека.

РЕФЛЕКСИЯ:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы» Цель: Формирование представлений о водоплавающих птицах посредством лепки. Задачи: Образовательные: • Закрепить и уточнить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе
Опубликовано: 14 октября 2024 в 16:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Черникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД