Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст)

Оксана Алексеевна Бикетина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Кто такие рыбы

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

- познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, обитающих в реках Кубани;

— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб;

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Кто такие рыбы?“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными;

— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

— воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Оборудование: игрушки Стрекоза, Черепаха; магнитный плакат по теме «Водоем», магнитные карточки с изображением рыб, «шапочки» - щуки и мальков, настольная игра «Ловись, рыбка».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, беседа об аквариумных рыбках и способах ухода за ними.

Ход занятия:

Звучит легкая мелодия. Появляется Стрекоза.

Воспитатель: Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

Стрекоза: Посмотришь на реку и, кажется в ней

Нет ни малявок, ни окуней.

Только бежит голубая вода, петляя по лугу незнамо куда.

Но если поглубже в нее заглянуть,

Сразу увидишь, что это не так.

Вот под корягою прячется рак,

Карп под колоду забрался,

А это огромная щука плывет, как ракета;

У кручи подмытой на дне хрящеватом

Лещ отдыхает – стоит как лопата,

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи,

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши…

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

Воспитатель: Стрекоза долго кружилась над водой. И тут появляется мудрая Черепаха и предлагает нам отгадать загадку:

Ног нет, а движется,

перья есть, а не летает,

глаза есть, а не мигает.

Кто это?

Дети: Рыба!

Воспитатель вывешивает пластиковый магнитный плакат «Водоем» и выкладывает магнитные карточки с изображением рыб.

Воспитатель: Кто такие рыбы?

Дети отвечают.

Воспитатель: Где могут жить рыбы?

Дети: В воде, в аквариуме, в речке, в море.

Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Вода проходит через них и обогащает кровь рыб кислородом. Порой случается так, что рыбам не хватает кислорода, и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки. И зимой, когда мороз покрывает водоемы льдом. Чтобы рыб спасти от гибели, рыбаки пробивают во люду лунки, проруби – чтобы рыбы дышали. Поэтому любители зимней рыбалки не только возвращаются домой с уловом, но и помогают рыбкам пережить трудное зимнее время.

Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель: Большинство рыб плавает вперед, волнообразно изгибая тело.

Ребята, а вы слышали такое выражение: «Нем, как рыба»? Но оказывается, что рыбы могут издавать звуки – они то скрипят, то пощелкивают, то словно что-то шепчут. Рыбьи разговоры могут означать разное : и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята, и приглашение к «обеду».

Черепаха: Отгадайте загадку: У родителей и деток вся одежда из монеток.

Так чем же покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений.

А теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери похожее словечко» к слову рыба.

Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

Воспитатель: Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?

Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

Воспитатель: А чем можно поймать рыбу?

Дети: Удочкой, сетью, неводом.

Воспитатель: Рыбу поймали, сварили суп и назвали его ….?

Дети: Уха.

Воспитатель: Верно, и навариста и вкусна, получилась у повара – уха. Открою вам секрет: названий рыб в реке — великое множество, а деток их зовут одним словом – мальки.

Пальчиковая игра «Рыбы».

Десять рыб поймали мы – показать ладони с расставленными десятью пальцами.

В речке плавали они. показать рукой волны.

Лещ, плотва, налим, карась, дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на

Окунь, щука, сом, ерш, язь, другой руке, перечисляя названия рыб.

А десятый угорь был, загибают десятый палец.

Он сорвался и уплыл. Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию.

Воспитатель рассказывая о рыбках выкладывает карточку с изображением данной рыбки (щука, красноперка, линь, сом, окунь, колюшка).

Щуку рыбаки прозвали речным волком. У щуки вытянутое тело и длинная голова с широким ртом. Во рту у щуки очень острые зубы. Щука – хищная рыба. Она нападает на крупных и маленьких рыбешек. Если голодная, утащит на дно утенка или гусенка. Но еще ее называют – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространяться болезням.

Красноперка привлекает внимание своими красными плавничками, поэтому так и называется.

Линь на суше покрывается пятнами, лохмотьями. Эта слизь на нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба и получила такое название.

У колюшки три острых шипа на спинке. Это единственная рыба, которая строит гнезда для своего потомства.

Окунь имеет зеленовато – желтую окраску, на боках 5-9 поперечных черных полос, как в тельняшке. Окраска его делает незаметным среди подводных растений, где он любит скрываться, поджидая добычу. С шумом и плеском, пугая мелкую рыбешку, выскакивает из воды. Окунь будто «чавкает», захватывая ртом воздух, когда гоняется за мальками. Как и щука, окунь любит охотиться из засады, но чаще хватает не молодь, а рыбок покрупнее и постарше. Окунь самая распространенная рыба.

Сома природа наградила длинными усами, которые он использует как приманку, зато у этой рыбы тело голое без чешуи. У сома вытянутое тело, большой рот с острыми зубами. Живут сомы в больших реках с маленьким течением. Взрослые самцы достигают размера от полутора до трех метров и весят больше ста килограммов. Днем они дремлют в илистом дне, а вечером оживляются, важно и неторопливо проплывают вдоль дна, лакомятся лягушачьей икрой, лягушками, мальками или поедают погибшую рыбу. Может сом утащить и утенка. У сомов не много врагов, поэтому они живут долго, до сорока лет.

Черепаха: Давайте теперь посмотрим, каких же рыб могла увидеть в реке стрекоза?

1. Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (сом)

2. Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна. (щука)

3. На дворе зима ли осень, в глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (окуни)

4. Я живу в подводной тине,

Страшна с виду я, небось:

Рот да хвост, а между ними

Три шипа, колющих горсть. (колюшка)

Воспитатель: Рыбки наши хороши, постарайтесь правильно их пересчитать.

Дети: Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок, шесть рыбок.

Подвижная игра «Щука и мальки».

Ведущий становится щукой, который поднимаясь со дна на охоту пытается поймать как можно больше детей мальков.

Черепаха: И на память о нашей встрече я принесла нам настольную игру «Ловись, рыбка». Вы ловите рыбку, называете ее и рассказываете ее особенности.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? А что было для вас трудным?

Занятие закончено.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Старший дошкольный возрастКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка». Старший дошкольный возраст Задачи: Познавательное развитие: познакомить детей с русской народной сказкой “Сивка-бурка”, дать детям представление о происхождении русских.

Конспект по ознакомлению детей с русским искусством (старший дошкольный возраст) Тема: Русская матрешка Программные задачи: • Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа России;.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старший возраст «Где жизнь — там вода» Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

«Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №10 комбинированного вида» Конспект занятия по образовательной.

Конспект занятия «Экскурсия в музей» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия «Экскурсия в музей» Старший дошкольный возраст Задачи: * Обучающая: учить передавать эмоциональное состояние, свое настроение;.

Примерный конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Старший дошкольный возраст Тема: «Фантазёры и обманщики» Цель: Воспитание доброжелательных отношений. Задачи: - Продолжать знакомить детей с литературным жанром:.

Конспект занятия «Путешествие в мир безопасности» (старший дошкольный возраст) Конспект организованной образовательной деятельности Познавательное развитие Тема «Путешествие в мир безопасности» Старший дошкольный возраст.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Москва-столица нашей Родины» (старший дошкольный возраст) Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения, символике страны. Задачи:.

Конспект занятия «Я и моя семья» (старший дошкольный возраст) Занятие по теме: «Я и моя семья» (старший дошкольный возраст). Задачи: - расширять представление детей о семье; - развивать слуховое и.

Знакомим детей с миром животных (старший дошкольный возраст) В живом общении с природой формируются лучшие качества личности подрастающего поколения: отзывчивость, чуткость, доброе и бережное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 21:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Алексеевна Бикетина (УИ 600120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД