Оксана Алексеевна Бикетина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Кто такие рыбы?»
(старший дошкольный возраст)
Программное содержание:
- познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, обитающих в реках Кубани;
— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Кто такие рыбы?“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными;
— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
— воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.
Оборудование: игрушки Стрекоза, Черепаха; магнитный плакат по теме «Водоем», магнитные карточки с изображением рыб, «шапочки» - щуки и мальков, настольная игра «Ловись, рыбка».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, беседа об аквариумных рыбках и способах ухода за ними.
Ход занятия:
Звучит легкая мелодия. Появляется Стрекоза.
Воспитатель: Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась.
Стрекоза: Посмотришь на реку и, кажется в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода, петляя по лугу незнамо куда.
Но если поглубже в нее заглянуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Вот под корягою прячется рак,
Карп под колоду забрался,
А это огромная щука плывет, как ракета;
У кручи подмытой на дне хрящеватом
Лещ отдыхает – стоит как лопата,
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи,
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши…
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
Воспитатель: Стрекоза долго кружилась над водой. И тут появляется мудрая Черепаха и предлагает нам отгадать загадку:
Ног нет, а движется,
перья есть, а не летает,
глаза есть, а не мигает.
Кто это?
Дети: Рыба!
Воспитатель вывешивает пластиковый магнитный плакат «Водоем» и выкладывает магнитные карточки с изображением рыб.
Воспитатель: Кто такие рыбы?
Дети отвечают.
Воспитатель: Где могут жить рыбы?
Дети: В воде, в аквариуме, в речке, в море.
Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Вода проходит через них и обогащает кровь рыб кислородом. Порой случается так, что рыбам не хватает кислорода, и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки. И зимой, когда мороз покрывает водоемы льдом. Чтобы рыб спасти от гибели, рыбаки пробивают во люду лунки, проруби – чтобы рыбы дышали. Поэтому любители зимней рыбалки не только возвращаются домой с уловом, но и помогают рыбкам пережить трудное зимнее время.
Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?
Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.
Воспитатель: Большинство рыб плавает вперед, волнообразно изгибая тело.
Ребята, а вы слышали такое выражение: «Нем, как рыба»? Но оказывается, что рыбы могут издавать звуки – они то скрипят, то пощелкивают, то словно что-то шепчут. Рыбьи разговоры могут означать разное : и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята, и приглашение к «обеду».
Черепаха: Отгадайте загадку: У родителей и деток вся одежда из монеток.
Так чем же покрыто туловище рыбы?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений.
А теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери похожее словечко» к слову рыба.
Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.
Воспитатель: Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?
Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.
Воспитатель: А чем можно поймать рыбу?
Дети: Удочкой, сетью, неводом.
Воспитатель: Рыбу поймали, сварили суп и назвали его ….?
Дети: Уха.
Воспитатель: Верно, и навариста и вкусна, получилась у повара – уха. Открою вам секрет: названий рыб в реке — великое множество, а деток их зовут одним словом – мальки.
Пальчиковая игра «Рыбы».
Десять рыб поймали мы – показать ладони с расставленными десятью пальцами.
В речке плавали они. показать рукой волны.
Лещ, плотва, налим, карась, дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на
Окунь, щука, сом, ерш, язь, другой руке, перечисляя названия рыб.
А десятый угорь был, загибают десятый палец.
Он сорвался и уплыл. Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию.
Воспитатель рассказывая о рыбках выкладывает карточку с изображением данной рыбки (щука, красноперка, линь, сом, окунь, колюшка).
Щуку рыбаки прозвали речным волком. У щуки вытянутое тело и длинная голова с широким ртом. Во рту у щуки очень острые зубы. Щука – хищная рыба. Она нападает на крупных и маленьких рыбешек. Если голодная, утащит на дно утенка или гусенка. Но еще ее называют – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространяться болезням.
Красноперка привлекает внимание своими красными плавничками, поэтому так и называется.
Линь на суше покрывается пятнами, лохмотьями. Эта слизь на нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба и получила такое название.
У колюшки три острых шипа на спинке. Это единственная рыба, которая строит гнезда для своего потомства.
Окунь имеет зеленовато – желтую окраску, на боках 5-9 поперечных черных полос, как в тельняшке. Окраска его делает незаметным среди подводных растений, где он любит скрываться, поджидая добычу. С шумом и плеском, пугая мелкую рыбешку, выскакивает из воды. Окунь будто «чавкает», захватывая ртом воздух, когда гоняется за мальками. Как и щука, окунь любит охотиться из засады, но чаще хватает не молодь, а рыбок покрупнее и постарше. Окунь самая распространенная рыба.
Сома природа наградила длинными усами, которые он использует как приманку, зато у этой рыбы тело голое без чешуи. У сома вытянутое тело, большой рот с острыми зубами. Живут сомы в больших реках с маленьким течением. Взрослые самцы достигают размера от полутора до трех метров и весят больше ста килограммов. Днем они дремлют в илистом дне, а вечером оживляются, важно и неторопливо проплывают вдоль дна, лакомятся лягушачьей икрой, лягушками, мальками или поедают погибшую рыбу. Может сом утащить и утенка. У сомов не много врагов, поэтому они живут долго, до сорока лет.
Черепаха: Давайте теперь посмотрим, каких же рыб могла увидеть в реке стрекоза?
1. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)
2. Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна. (щука)
3. На дворе зима ли осень, в глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (окуни)
4. Я живу в подводной тине,
Страшна с виду я, небось:
Рот да хвост, а между ними
Три шипа, колющих горсть. (колюшка)
Воспитатель: Рыбки наши хороши, постарайтесь правильно их пересчитать.
Дети: Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок, шесть рыбок.
Подвижная игра «Щука и мальки».
Ведущий становится щукой, который поднимаясь со дна на охоту пытается поймать как можно больше детей мальков.
Черепаха: И на память о нашей встрече я принесла нам настольную игру «Ловись, рыбка». Вы ловите рыбку, называете ее и рассказываете ее особенности.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? А что было для вас трудным?
Занятие закончено.