Антонина Тимонова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старший возраст «Где жизнь — там вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Упражнять детей в чтении; развивать мышление, умение анализировать.
Оборудование:
Аудиозапись шума прибоя; картинки с разными состояниями воды и способами её использования; вода в стаканчиках, чайные ложки по количеству детей, соль, песок; фотографии пустыни и леса; таблички – названия пристаней.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, Старший возраст „Где жизнь — там вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Предварительная работа:
Чтение заключительной части стихотворения С. Я. Маршака «Вчера и сегодня»:
Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
-Никто по воду не ходит,
Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде –
Завели водопровод.
Разленились нынче бабы
Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума –
По домам пошла сама!
А бывало с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать,
Дай водицы нам набрать!
А теперь двухлетний внучек
Повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик, -
И вода бежит рекой…
Нынче в людях мало смысла,
Пропадает коромысло!
Ход занятия:
Сегодня мы отправимся в путешествие, И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой - нибудь вид водного транспорта.
- Какие виды водного транспорта вы знаете? (ответы: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. д.)
- Какой мы выберем? (ответы детей)
- Закройте глаза и послушайте как плещется вода за бортом.
- А вот и первая пристань – «Где вода – там жизнь».
- Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде:
1. Для чего мы ежедневно используем воду? (ответы)
2. Почему нужно поливать комнатные растения? (ответы)
3. Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды. (ответы)
Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без неё всё гибнет. Например, человек без воды может прожить несколько дней (от трёх до семи). Взгляните на эти две картинки (пустыня и берег реки или озера). Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки (озера).
Ну что же, отправляемся дальше. За поворотом реки нас ждёт ещё одна остановка.
Эта пристань – «Откуда к нам пришла вода?»
Послушайте рассказ капельки:
Жил – был маленький ручеёк. Бежал он среди лесов, лугов. На пути он встретил незнакомца, очень похожего на него.
- Ты кто? – спрашивает он.
- Я ручеёк. А ты кто?
- И я ручеёк, - отвечает наш ручей. Давай дружить и потечём дальше вместе.
Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришёл Человек к реке, залюбовался её чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами.
Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать её в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку, в ней всё равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистительные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, капелька, попала к вам. Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.
Мы продолжаем наше плавание.
Приближаемся к пристани – «Драгоценная капелька».
Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем краны, экономим ли воду? Мы уже с вами учились экономить электричество, так давайте бережно относиться и к воде. Если вы увидели неплотно закрытый кран – закройте его плотнее.
Наше путешествие продолжается.
Мы останавливаемся у пристани – «Исследователи».
Здесь мы познакомимся с водой поближе, проделаем несколько опытов.
Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте.
- Имеет вода запах? (ответы детей)
- Имеет вода цвет? (ответы детей)
- Имеет вода вкус? (ответы детей)
Насыпьте в стакан ложечку соли и размешайте.
- Что произошло с солью? (ответы детей)
- Куда она делась? (ответы детей: растворилась)
Сейчас мы проделаем это же с песком.
- Растворился ли песок в воде.
Предложить рассмотреть рисунки (снег, лёд, град, дождь т. д.).
- В каком состоянии бывает вода в природе? (ответы)
Закончи предложение: «Вода это – дождь». (пар, лёд, снег и т. д.)
- Как доказать, что снег и лёд – это замёрзшая вода? (ответы)
Сейчас мы выложим кусочки льда на блюдце и продолжим наше путешествие.
Отплываем. Вот, впереди уже виднеется очередная пристань – «Так в народе говорят».
На этой пристани мы узнаем поговорки, потешки, загадки о воде. Вы можете их прочесть на листочках, которые лежат у вас на столах.
Отправляемся в путь, впереди нас ждёт последняя пристань – «Вредная и полезная».
Не всякая вода полезна.
- Какая вода вредна для здоровья? (ответы детей)
- Как люди заботятся о чистоте водоёмов? (ответы: чистят русло рек).
Но есть ещё источники с очень чистой и полезной водой.
Это минеральная вода, очень полезная для нашего организма.
Я приглашаю вас выпить из стаканчика с минеральной водой.
А теперь давайте посмотрим, что произошло с кусочками льда, которые мы оставили на блюдце. (ответы детей)
Наше путешествие закончилось.
Итог:
- Что нового о воде вы узнали? (ответы детей).