Галина Шлюндт
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Москва-столица нашей Родины» (старший дошкольный возраст)
Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения, символике страны.
Задачи:
Обобщить, уточнить и систематизировать представления о столице нашей Родины. Стимулировать интерес к изучению города.
2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением : герб, флаг, гимн.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Москва-столица нашей Родины“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Московская область, город Москва
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории происхождения названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.
4. Обогащать словарь детей понятиями «кремль», «дружина», «князь», «белокаменная, златоглавая».
5. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитию патриотических чувств у детей.
Слайд1.
-У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился. Есть мать, которая его родила — это самый дорогой и близкий ему человек. А ещё у каждого человека есть самое дорогое—это Родина, родная страна.
-Как называется наша страна? Посмотрите на карту, Россия очень большая и красивая страна. В ней много лесов, полей, рек озер, городов, поселков, деревень и людей.
Слайд 2
-В каждой стране есть свой герб, гимн, флаг. Их называют символами России
Слайд 3
-Посмотрите на флаг России. Он состоит из трёх горизонтальных полос. Назовите, пожалуйста, цвета этих полос.
Эти цвета народ почитал издавна, и каждый цвет имеет своё символическое значение. Белый – благородство, синий честность, красный – смелость.
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
В. Степанов.
Русский народ эти цвета считал самыми красивыми.
Слайд 4
-А теперь посмотрите на герб России. На тёмно-красном щите изображён золотой двуглавый орёл. А золотой он на гербе потому, что русский народ сравнивал орла с солнцем, которому он поклонялся.
В центре орла изображён всадник на белом коне, который поражает копьём чёрного змея. Это означает, что добро всегда побеждает зло.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Слайд 5.
- У каждой страны есть свой гимн. Что такое гимн? (ответы детей) Правильно, это главная, торжественная песня страны. Гимн слушают всегда стоя, проявляя уважение к родной стране. Давайте и мы с вами послушаем гимн нашей страны. (прослушивание гимна)
Слайд 6
- Ребята, у каждой страны есть свой главный город—столица. А вы знаете столицу нашей Родины? (ответы детей). Это Московский Кремль. С Московского Кремля начинала строиться Москва.
Слайд 7
Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь, в центре города, установлен памятник
Слайд 8
В старину говорили : «Начинается Москва, как известно от Кремля»
Кремль - это значит крепость.
Сейчас перед вами древний деревянный Кремль с высокими деревянными стенами. А высокие стены строили для того, чтобы можно было защититься от врага.
Слайд 9
-Но деревянный Кремль часто горел, поэтому через много-много лет другой русский князь – Дмитрий Донской – решил построить Кремль из белого камня. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Этот Кремль, конечно же, был прочнее деревянного. В то время люди говорили о Москве : «Москва, что гранит – никто Москву не победит». Он простоял 100лет, это очень много. Но от времени, и он стал рушиться.
Слайд 10
-И только, спустя много лет, другим князем Иваном Грозным был возведен другой Кремль из красного кирпича и красными зубчатыми стенами, со стройными башнями. Новый кирпичный Кремль строился более 10 -ти лет. Его стены и башни сохранились до сих пор.
Слайд11
-Это Кремль в наши дни. Сегодня Москва по-прежнему очень красивый и самый главный город - столица России. Здесь работает наше правительство и наш президент В. В. Путин.
Слайд 12
- Если человек приезжал в Москву, то в первую очередь ему хотелось побывать на Красной площади. Она всегда многолюдна. На Красной площади в праздники проходят военные парады. Ребенок читет стихотворение В. Степанова
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
В. Степанов
Слайд
-Находясь на Красной площади, привлекает к себе внимание Спасская башня. На ней находятся главные часы страны. Эти часы самые точные, по ним всегда проверяют время. Кремлевские куранты отбивают каждый час. И Новый год мы встречаем тоже под бой Кремлевских курантов. (Слушают бой курантов)
Слайд 14
-В Москве на Красной площади находится – Исторический музей. В нем собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны – России, о том, какие люди в ней жили, какую одежду носили, чем прославлялись.
Слайд 15
-Собор Василия Блаженного. Это очень красивое здание. Он похож на сказочный дворец, очень яркий, нарядный и праздничный. Посмотрите, как много куполов в соборе Василия Блаженного! Все купола разные. Один купол украшен полосками зеленого и красного цвета, другой купол украшен белыми и красными волнистыми линиями, третий – зелеными и красными треугольниками. –
Слайд 16
-В Москве много замечательных храмов, музеев, памятников, но все туристы обязательно спешат увидеть два замечательных памятника—Царь-Колокол и Царь-Пушку. Царь-пушка не только большая, но и очень красивая. Отлил ее и богато украсил Андрей Чохов. Царь – пушка стояла на самом видном и возвышенном месте и пугала врагов. Она защищала Спасские ворота Кремля и мост через реку-Москву. Когда враги видели эту пушку, у них пропадало желание воевать с Москвой.
Каждое ядро для такой пушки весит тысячу килограммов.
Слайд 17
-Царь – колокол. Это не только самый большой, но и самый молчаливый колокол. Голоса его никто и никогда не слышал, потому что когда его отливали, случился пожар. Чтобы потушить огонь в литейную яму, где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол остался навеки немым. А если бы он зазвонил, голос его услышали бы даже в подмосковных городах. Этот колокол отлили русские мастера – Иван и Михаил Моторины, (отец и сын)
Слайд 18
-Третьяковская галерея. Это очень красивое, интересное здание, похожее на терем. Открыл эту галерею Павел Михайлович третьяков. Павел Михайлович очень любил живопись и хорошо разбирался в ней. Он знал многих известных русских художников. И вместе с братом собирал картины этих талантливых людей. Когда у Павла Михайловича скопилось большое количество картин он решил построить картинную галерею. Туда могли прийти все, кто любил живопись, чтобы полюбоваться на прекрасные картины. Некоторые из этих картин вам уже знакомы: «Золотая осень» и «Большая вода» Левитана, «Рожь» и «Зима» Шишкина, «Грачи прилетели» Саврасова.
Слайд 19
-Это Останкинская башня. Вы знаете, для чего она нужна? (Ответы детей). Отсюда транслируются все передачи не только во все города России, но и всей страны. Ведь недаром есть такая пословица: «Говорят в Москве, а слышно по всей стране».
В Москве еще много замечательных достопримечательностей, но русские люди любят Москву не только за её достопримечательности, они любят её за то, что она - главный город нашего государства. О Москве сложено много стихотворений, пословиц, поговорок. (дети называют пословицы, читают стихи)
В заключении прослушивают песню Олега Газманова «Златые купола»
Подведение итогов.
- Где мы побывали? Что вам понравилось больше всего?