Наталия Чистова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Вода всегда и всем нужна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
• Закрепить знания детей о свойствах воды. Обратить внимание на то, что такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного.
• Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода- источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов.
• Закрепить знания о свойствах воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода - растворитель.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы „Вода всегда и всем нужна“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
• Объяснить детям, почему воды иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
• Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
• Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.
• Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.
Ожидаемый результат:
Сформированные знания о разных состояниях воды, бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка, демонстрационный набор для проведения опыта «водоворот», таблица «Свойства воды», презентация «Свойства воды», проектор, ноутбук.
Ход занятия
1.
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро - я вас всех люблю.
Желаю вам хорошо заниматься.
Слушать внимательно, не отвлекаться.
- Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы.
Воспитатель одевается Профессором.
Здравствуйте, меня зовут Профессор Всезнайка. Я рада видеть вас в своей лаборатории «Хочу все знать».
Дети оделись и читают стихотворение.
Мы теперь не просто дети,
Мы – исследователи. Вероника
Мы узнаем все на свете.
Досконально о предмете: Глеб
«Что? Когда? И как растет?
Сколько раз в году цветет? Настя
Почему в ночи сверкает?
Отчего в воде не тает? Максим
Отгадаем мы секрет
И на все найдем ответ. Вместе.
2. Дети садятся за столы.
Воспитатель: - Послушайте мою загадку:
Мы говорим, она течет,
Мы говорим, она играет
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает
В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
Вы узнали, что это? (Вода)
Воспитатель: - А я знаю, что вы тоже знаете о воде. Вероника и Паша прочитают стихотворение.
Дети читают стихотворение.
ОНА ПРОЗРАЧНА И ЧИСТА
ОНА БЕЖИТ, ТЕЧЕТ И ЛЬЕТСЯ
ИЗ РЕЧКИ, КРАНА И КОЛОДЦА
ОНА СВЕТЛА И ХОЛОДНА
А ТАК ЖЕ МОКРАЯ ОНА.
И КТО С ВОДОЙ НЕ ОСТОРОЖЕН
НАМОЧЕТ БЫСТРО ИХ ОНА.
- Кому нужна вода?
(растениям, животным, человеку).
-Да, вода нужна всему живому на Земле. Без воды наша планета была бы безжизненной.
- А в каком виде встречается вода в природе?
Дети: вода в природе встречается в виде облаков слайд
В виде снега слайд
В виде града слайд
В виде тумана слайд
В виде сосулек слайд
В виде сосулек слайд
Давайте вспомним какие свойства воды вы уже знаете?
Свойства воды (на мольберте)
- прозрачная – 1
- не имеет запаха – 2
- бесцветная – 3
- не имеет вкуса – 4
- может быть твердой – 5
- может испаряться – 6
(дети говорят с опорой на наглядность – плакат на мольберте)
Сегодня мы, узнаем новые свойства воды, а для этого мы проведем эксперимент с водой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.
• слушать внимательно;
• громко не разговаривать,
• работать только на своем рабочем месте, не мешать друг другу;
• выполнять задания по команде.
В лаборатории всегда должно быть чисто. Что бы опыты прошли успешно, нужно, что бы наши руки были чистыми.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА. За столом
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (моем руки, потираем ладошки)
Брызги вправо, брызги влево!
Мокрым стало наше тело! (стряхиваем воду с рук, сжать в кулак, а затем выпрямить руки)
Полотенцем мы пушистым
Вытираем руки чисто! (вытираем руки полотенцем)
Опыт № 1. ОЧИСТИ ВОДУ
Воспитатель: - Посмотрите на свое рабочее место. Перед вами стоит стакан с грязной водой. А мы говорили, что для человека необходима чистая вода. Но иногда мы бываем в таких условиях, когда чистой воды нет. Что же делать?
Дети: - Нужно очистить воду от примесей.
Воспитатель: - С помощью чего можно это сделать?
Дети: - С помощью фильтра.
Воспитатель: - Что будем использовать в качестве фильтра?
Дети: - Ватный диск.
- Да- нет, поведем эксперимент.
Давайте проверим, как это будет работать. Помешайте грязную воду ложкой, чтобы примеси поднялись со дна стакана. А теперь осторожно, переливайте грязную воду в стакан с фильтром. Уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая стала вода?
- вода стала чистой.
Куда делась грязь?
- осталась на фильтре.
Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтра.
(карточка очисти воду с помощью фильтра) – СЛАЙД
Посмотрите на свое рабочее место, предметы какой формы вы видите?
Дети: - круглые, квадратные, треугольные, овальные.
Воспитатель: - Все предметы имеют разную форму. А как вы думаете, вода имеет ли свою форму?
Проведем еще одно исследование. Да- нет, поведем эксперимент.
Опыт № 2. КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА
Возьмите стакан с очищенной водой и перелейте воду из одного стакана в другую емкость (стакан – прямоугольник – треугольник – стакан). Посмотрите, что происходит с формой воды?
- она изменяется.
Ваня, какой формы у тебя стала вода? (квадратной)
Паша, какой формы у тебя стала вода? (прямоугольной)
Форма, которую принимает вода, все время изменяется. То она круглая, то квадратная.
Воспитатель: - С помощью эксперимента можно сделать вывод.
Вывод: вода не имеет формы и принимает ту форму, в которую зависимости от формы емкости, в которую ее переливают.
(карточка форма воды) – Слайд.
Делать различные научные открытия, это дело не из легких, даже в лабораториях бывают перерывы. Давайте и мы с вами отдохнем и поиграем.
ИГРА на ковре
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Да – нет». Я буду называть утверждения, а вы, если согласны с этим утверждением, хлопайте в ладоши, а если не согласны, топайте ногами.
• Вода в природе бывает жидкая? (да)
• Вода имеет запах и цвет? (нет)
• Лед – это вода? (да)
• Вода замерзает и образуется лед? (да)
• Снег при таянии превращается в лед? (нет)
ФИЗМИНУТКА море волнуется
Воспитатель: - Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.
Воспитатель: - Вокруг нас находится много воздуха, которым мы дышим. А если воздух попадет в воду, как вы думаете, что произойдет?
Да- нет проведем эксперимент.
Опыт № 3. ПОКАЖИ ВОЗДУХ.
Возьмите стакан с водой, опустите в него трубочки и пустите струю воздуха, для этого нужно просто подуть. Посмотрите что происходит.
Дети: - Образуются пузырьки.
Как вы думаете из чего состоят пузырьки?
из воздуха.
Воспитатель: - А почему пузырьки хорошо видны в воде?
Дети: - Потому что воздух и вода не смешиваются.
Вывод: Воздух легче, чем вода, и поднимается вверх в виде пузырьков.
Слайд
Мы сегодня увидели, как вода взаимодействует с воздухом. Сегодня я покажу еще один опыт, как вода взаимодействует с воздухом.
Опыт № 4. ВИХРЬ В БУТЫЛКЕ.
Посмотрите, у меня две бутылки соединенные между собой. В одной бутылке вода, а в другой?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: - Как вы думаете, если я сейчас переверну бутылку, вода сможет ли вытолкнуть воздух и перелиться в другую бутылку?
Да нет, проведем эксперимент.
Воспитатель: - Смогла ли вода вытолкнуть воздух, посмотрите ребята?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Да, воздух не дает воде перелиться в нижнюю бутылку. Как ей можно помочь? (предположение детей)
Воспитатель: - Ну, давайте попробуем потрясти. Трясу. Вода перелилась. А что же помогла перелиться. Образуется воронка с пузырьками, которая помогает перелиться воде, а воздух поднимается вверх.
Вывод: Вода тяжелее воздуха.
Воспитатель: - Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с водой.
Что же нового о воде мы сегодня узнали?
1. Воду можно очистить с помощью фильтра.
2. Вода не имеет формы и принимает ту форму емкости, в которую ее переливают.
3. Вода тяжелее воздуха.