Гаухар Табулдинова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Капиллярные чудеса»
Цель: формирование интереса к познавательной деятельности в окружающем мире
Познавательно-развивающие задачи: учить проводить элементарные опыты и экспериментировать, устанавливать простые причинно-следственные связи; посредством опытов, подвести к пониманию, что проникновение воды через поры бумаги, дерева называется «действием капиллярных сил»; познакомить с некоторыми свойствами воды; обратить внимание на то, что такой привычный объект таит в себе много пока неизвестного детям; развивать и активизировать речь детей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе,» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к проведению элементарных опытов, выполнять исследовательские действия, любовь и уважение к природе.
Материал: клеенка, сосуды различной формы, блюдца с водой, бумажные цветки, спички, пипетки, смайлики с изображением капельки, изображение Феи.
Предварительная работа: с детьми вырезать из бумаги цветки с пятью лепестками, лепестки согнуть к центру.
Словарная работа: волокна, пипетка, естесствоиспытатели.
Ход:
Мотивационно-побудительный этап:
Психологический настрой на занятие
Воспитатель: Здравствуйте! Я рада вас видеть! Ребята, а вы умеете приветствовать друг друга на разных языках? Попробуйте (на русском языке, казахском, татарском, английском, немецком). Молодцы! А попробуйте поздороваться – носиками, кончиками пальцев, лбами, локтями, коленками. Замечательно! У вас поднялось хорошее настроение, я желаю вам сохранить его на весь день.
Организационно – поисковый этап:
Воспитатель: Сегодня нас приглашает Фея капиллярных чудес и мы вместе с ней узнаем путем опытов, на что способны капельки воды. (детям раздаются смайлики). Сегодня вы – естествоиспытатели.
(появляется Фея, дети ее приветствуют)
Воспитатель: Фея капиллярных чудес, почему тебя так называют?
Фея: Потому что, мои чудеса начинаются с капельки воды. Позвольте спросить у маленьких естествоиспытателей, что они уже знают о воде?
Ребенок: Вода – в природе бывает пресная и соленая. Ее много в морях, реках, океанах. Она без вкуса, запаха, цвета. Бывает в трех состояниях: жидком, парообразном, твердом. Мы ее пьем, поливаем растения, купаемся, когда ее наливаешь в посуду, она принимает ее форму. Воды на Земле много, но ее нужно все равно беречь, не загрязнять, охранять, потому что без воды все живое может погибнуть.
Фея: Молодцы! Правильно все сказали, а вы можете это показать на опыте?
Опыт №1: для этого опыта потребуются три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Ребенок по очереди наполняет их водой.
Вопросы к детям: Какую форму приняла вода? Изменилась ли она?
Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Фея: Молодцы! А теперь настала пора и мне вас удивлять. Приглашаю в свою лабораторию «капиллярных чудес». С помощью капелек воды, мы сможем узнать, кто живет в цветке.
Опыт№ 2: «Кто в цветочке живет?»
Описание эксперимента: (накануне с детьми вырезаны цветки с шестью согнутыми в центр лепестками, но дети не знают, что в середине цветка расположен бумажный лягушонок, для большего интереса). Для этого, ребята, закрытый цветок положите на воду в блюдце. Наблюдайте, как постепенно лепестки будут раскрываться и появится тот, кто живет в цветке.
Пояснения к эксперименту: Вода проникает через поры бумаги и заполняет крохотные пространства между волокнами. Поглощение жидкости таким способом называется действием капиллярных сил. Заполнив дно бумажного цветка, вода постепенно проникает и в лепестки. Места сгибов становятся менее упругими, лепестки под своей тяжестью опускаются, и цветок раскрывается.
Воспитатель: Узнали, кто живет в середине цветка? Лягушонок хочет с вами поиграть.
Физминутка:
Мы по лесу шли-шли-шли
Только шишку нашли
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали
Лягушка-попрыгушка
Глазки на макушке
Прячтесь от лягушки
Комары да мушки.
Фея: Чудеса продолжаются, приглашаю вас для следующего опыта, ребята.
Опыт №3: «Звездочка»
Описание эксперимента: Возьмите пять спичек и, надломите их посередине. Пипеткой аккуратно капните по несколько капель воды на каждый сгиб. Наблюдайте, как постепенно спички начнут расправляться и сложатся в звездочку.
Пояснения к эксперименту: Проникая за счет действия капиллярных сил в дерево, вода вызывает набухание и распрямление надломленных волокон.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, каким чудесам с водой вы сегодня удивлялись, и что запомнили?
Дети: Удивились, что маленькая капля воды имеет силу, проникает между волокон бумаги, дерева и заставляет их набухать и выпрямляться.
Фея: Спасибо вам, уважаемые естествоиспытатели! Как замечательно все знать, удивлять и удивляться! Молодцы!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю Фее подарить воздушные шары, на которых нарисуем наши улыбки (воздушные шары предварительно надуты, дети дорисовывают глазки, носики, улыбки и дарят Фее).
Фея: Спасибо, ребята! Кажется, я поняла, почему вы подарили мне воздушные шары. Теперь, я точно знаю, что в следующий раз я покажу вам чудеса с воздухом. До новых встреч, друзья!
Ожидаемый результат:
Знать: свойства воды, капиллярную силу воды;
Иметь: навыки опытно-экспериментальной деятельности;
Уметь: четко выполнять инструкции воспитателя, делать умозаключения.