Наталья Желонкина
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);
• развивать умение детей решать проблемные задачи;
• воспитывать интерес к экспериментированию;
• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.
Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.
Публикация «Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Материалы: приглашение, воздушные шарики, для каждого ребё нка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, маски лисы и зайцев (по количеству детей) для подвижной игры, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная доска, магниты.
Интеграции: коммуникация, худ. литература, здоровье, познание, социализация, музыка.
Предварительная работа: коллективное оформление приглашения в детский сад для зайчика.
Ход ОД:
Воспитатель зовет детей к себе.
В. Доброе утро! Вы проснулись?
Д. Да.
В. Вы друг другу улыбнулись?
Д. Да (улыбаются друг другу).
В. Сегодня к нам пришли гости. Давайте мы им тоже улыбнёмся и поздороваемся с ними.
1. Сюрпризный момент. Побудительная беседа (коммуникация).
Стук в дверь, в группу входит заяц (переодетый взрослый)
Заяц :
- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Лесной почтальон принёс мне красивое приглашение, это не вы его нарисовали? (ответы детей). Я так рад что нашёл вас, я даже принёс вам подарок (дарит шары воспитателю).
Воспитатель:
- Ой, Ребята! А что это? Что нам подарил зайчик? (ответы детей). А сколько их? Какого они цвета? Какой формы?
Заяц:
- Ой, что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?
Воспитатель:
- Что же случилось, ребята, кто скажет? (ответы детей).
Воспитатель:
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы шарик снова стал большим и красивым?
- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?
- Как он там оказался (появился? (ответы детей).
2. Отгадывание загадки (худ. литература).
Воспитатель:
- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем.
Дети отгадывают.
Воспитатель:
- Зайчик, а ты умеешь делать дыхательную гимнастику! Хочешь, мы тебя научим?
3. Дыхательная гимнастика (здоровье).
Предложить детям положить руки на животик, представив, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь медленно надуваем шарик, т. е. животик, а после того, как воспитатель хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – шарик сдуваем. Повторить 5 раз.
4. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?
- Для чего нам нужен воздух? (ответы детей (Мы дышим воздухом)
Заяц:
- Ой! получается я тоже воздухом дышу! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха!
- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? (ответы детей)
Воспитатель:
- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Зайцем и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Заяц:
- И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
Воспитатель:
- Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель:
- Получилось?
(ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).
Демонстрация картинки «шарики».
- А какого он цвета? Мы его видим?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).
Демонстрирует карточки «невидимый» и «бесцветный».
Заяц:
- Что-то этот воздух какой-то невидимый и поймать его невозможно. А почувствовать-то его можно?
Воспитатель:
- А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?
Опыт с веером
Воспитатель раздаёт каждому участнику ООД по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером
(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).
Демонстрирует карточку «движение воздуха (ветер).
Воспитатель:
- А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.
5. Физ. минутка:
Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)
6. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
- Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Зайца)
- Что вы здесь видите?
- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).
- Ребята, я хочу вам показать опыт!
Опыт с водой:
Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.
Заяц:
- Ой! А что это булькает! (ответы детей).
Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:
- Откуда он появился?
- Почему он булькает? и т. п.
Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков.
7. Подвижная игра «Лиса и зайцы» (с использованием музыки) (социализация).
Заяц:
- Что-то я устал… Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть?
Воспитатель: Наши дети умеют играть, поиграй и ты с нами зайчик. Я буду Лисой рыжей красой, а вы, дети будете зайчишками-трусишками. Вставайте в в круг и пойте любимую песенку зайчишек-трусишек, когда вы её допоёте, я буду вас ловить, а вы старайтесь от меня убежать. Сыграем?
– По лесной лужайке разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
– Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок, Вот какие зайки, зайки-побегайки (Приседают на корточки, «роют» лапками корешок).
– Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка (Прибегает «лисичка», ищет зайчиков,
бегает между ними. Дети закрываются ладошками)
Ищет где же зайки. Зайки-побегайки? – Вот они! (Лисичка находит их и ловит, дети убегают)
8. Подведение итогов (коммуникация).
Заяц:
- Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещал своим друзьям зайчатам рассказать всё.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
Итоги:
• воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
• руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде
Заяц:
- Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!
Дети прощаются