Лилия Корчажкина
Конспект занятия «Пересказ рассказа Скребицкого Г. А. «Весна» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Пересказ рассказа Скребицкого Г. А
Цели и задачи:
-Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить отгадывать загадку о весне, расширить знания о творчестве детского писателя Скребицкого Г. А., прочитать отрывок из рассказа «Весна», учить детей внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию, учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.
Публикация «Конспект занятия „Пересказ рассказа Скребицкого Г, А, „Весна“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скребицкий Г. А.
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
-Развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные, развивать творческое воображение и логическое мышление.
-Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Материал к занятию : фотография Г. А. Скребицкого, текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем. Методические приё мы: отгадывание загадки, чтение стихотворения наизусть Пожарского М. А. «Пришла весна», рассматривание иллюстраций, чтение произведения Г. А. Скребицкого «Весна», беседа, пересказ, работа с опорными картинками.
Лексический материал: Существительные: пригорок, ложбинка, труха, хворост, тритон, ящерица, пригорок, ложбинка, хворост
Прилагательные: взъерошенный, длиннохвостый
Глаголы: пригрело, очнулись, расправили, опустели
Предварительная работа: заучивание стихотворения Пожарского М. А. «Пришла весна», загадывание загадок, чтение рассказов Г. А. Скребицкого «Первые листья», «Счастливый жучок», «Весна на пороге», «Грачи прилетели», «Весна – художник», словесные дидактические игры : «Скажи иначе» (синонимы, «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи, рассматривание иллюстраций о весне.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I.Организационная часть. Беседа о весне.
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: (здороваются).
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку:
Снег тает, день прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно, речь идёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна. А кто нам назовёт весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какой сейчас месяц? (апрель).
– Как в народе называют этот месяц? (Апрель - снегогон или апрель- водолей).
Почему? (ответы детей).
Игра «Думай, отвечай».
-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.
-Сосульки (что делают) тают на солнце.
-Весной солнце (что делает) пригревает, светит ярче.
-Почки на деревьях… набухают.
-Ручей … бежит, журчит, течёт.
-Медведь… просыпается, выходит из берлоги.
-На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.
-Птицы весной… (какие) звонкие, радостные, голосистые.
Воспитатель: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. В русской литературе много произведений о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожарского М. А., которое так и называется «Пришла весна».
Дети читают наизусть стихотворение:
Пришла весна.
Шумят леса, цветёт земля,
Поёт – звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна –
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна-
В гирлянде из цветов!»
II. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого Г. А.
1. Беседа о писателе.
Воспитатель: -Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого (1903 – 1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает факты из биографии.)
Георгий Алексеевич Скребицкий 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приёмный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная ещё в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…
2. Чтение рассказа Скребицкого Г. А. «Весна»
ВЕСНА.
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошёл ещё день, другой – и его уже вовсе не осталось. С пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеёк, наполнил до краёв большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели зимние квартиры в старом пне, выбрались из – под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто - куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду. Вдруг под кучей хвороста что –то зашуршало…
Воспитатель разбирает лексическое значение новых слов:
Пригорок – небольшой холм у подножия горы.
Ложбинка – узкий неглубокий овраг.
Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев.
Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.
Воспитатель задаё т вопросы по содержанию текста:
Что сделало весеннее солнце?
Как побежал ручеёк?
Что стало с зимними квартирами?
А жучки и букашки?
Что сделал тритон?
Что делала ящерица на пне? А лягушки?
Кто появился из – под хвороста? (Версии детей.)
Динамическая пауза «Бывает весной или нет?»
Дети встают около стульев. Они внимательно слушают приметы. Если нет – то садятся на корточки.
3. Повторное чтение рассказа, пересказ с добавлением последующих событий (Дети составляют пересказ с использованием опорных картинок.)
4. Воспитатель читает версию писателя (продолжает рассказ).
…Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках – сухая трава, листья. Выбрался ёжик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ёжик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.
III. Заключительная часть. Итог занятия.
Воспитатель спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему? Какое настроение автора вы почувствовали? Дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.
-Я горжусь вами и очень рада, что с этим заданием вы справились. Посмотрите, наши старания были не напрасны. Порадовали не только меня, но и Весну.
За ваши старания она приготовила для вас сладкие волшебные подснежники.