Ирина Азаренко
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Уроки вежливости и доброты» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Уроки вежливости и доброты» по рассказам В. Осеевой
Форма проведения: организованная образовательная деятельность.
Цель: развитие умения понимать и оценивать чувства и поступки людей.
Задачи:
1. Обогащать литературный и социальный опыт детей.
2. Формировать умение детей оценивать поступки героев.
3. Учить выражать свою оценку в речи.
4. Воспитывать нравственные качества на примере героев В. Осеевой.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Уроки вежливости и доброты“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал: Большая коробка с иллюминацией, музыкальное сопровождение, набор предметов: печенье, тетрадь, игрушки.
Портрет детской писательницы В. Осеевой.
Картинки- символы, картинки по рассказам В. Осеевой, В. Сутеева, Н. Н. Носова. Видеоролик с записью отрывка из рассказа В. Осеевой «Синие листья», аудиозапись отрывка из рассказа В. Осеевой «Три товарища».
Предварительная работа: чтение рассказов В. Осеевой, рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию произведений В. Осеевой. Слушание аудиокниг по рассказам писательницы.
Словарная работа: качества, доброта, смелость, дружба, поведешься. Работа над смысловым значением пословиц.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Звучит музыкальное сопровождение. Дети входят в группу и подходят к большой книге.
Педагог читает стихотворение:
Как научиться нам добрыми быть?
Людей уважать и бабушку чтить?
Что нам поможет крепко дружить?
Что нас научит правильно жить?
(Ответы детей)
В руки ты книгу скорее возьми
И непременно рассказы прочти.
Книга научит уму и добру.
Книгу я в жизни с собою беру.
II. Работа по теме занятия :
1. Беседа о творчестве писательницы.
- О чем говорится в стихотворении? (о книге)
- Для чего нам нужны книги? (чтобы узнавать много нового, быть умными и др.)
- Чему учат книги? (добру, мудрости и т. д.)
Воспитатель достает из книги предметы (игрушки, печенье, тетрадь)
- Посмотрите, что это? Названия этих предметов встречаются в рассказах известной детской писательницы.
- В каком произведении встречается этот предмет? (тетрадь) «Вырванный лист»
Педагог ставит книгу с этим рассказом на полку.
- О чем этот рассказ? (мальчик побоялся признать свою вину, и придумывал разные версии)
- А этот предмет, в каком рассказе встречается? (печенье)
Выставляется книга.
- О каком человеческом качестве там говорится? (о жадности)
- Посмотрите, сколько игрушек! Как называется это произведение? («Сторож»)
Выставляется книга.
- Почему он так называется? (Мальчик не давал никому игрушки, и сам в них не играл)
- Чьи это произведения?
Педагог выставляет портрет писательницы В. Осеевой.
- Да, ребята. Это Валентина Осеева. Как мы с вами уже говорили, она работала воспитателем в детском саду. Очень любила детей и часто наблюдала за ними. Благодаря этому и появились интересные рассказы. Мы уже знакомы со многими историями.
- О чем писала Валентина Александровна? (о дружбе, жадности, смелости)
- А сейчас, мы проверим, все ли рассказы вы хорошо помните? Послушайте отрывок из рассказа.
2. Прослушивание аудиозаписи диалога из рассказа «Три товарища»
- Как называется этот рассказ? («Три товарища»)
- Про какого человека можно сказать – товарищ? (Про того, кто поможет, поддержит в трудную минуту)
- Кого можно назвать настоящим другом в этом рассказе? (Того, кто поделил свой завтрак с другим)
- Какой символ говорит о дружбе? (педагог выставляет символы на доске)
- А еще о дружбе гласит народная мудрость: «Друг познается в беде»
3. Просмотр инсценировки отрывка рассказа «Синие листья»
- Давайте вспомним и еще одну историю. Внимание на экран.
- Как называется рассказ? («Синие листья»)
- Почему же листья оказались синими? (У девочки не было зеленого карандаша)
- Какой была девочка, которая не хотела давать зеленый карандаш? (Жадной, скупой)
- Выберите символ, говорящий о жадности.
III. Физкультминутка.
Игра «Полезные советы»
-Встаньте дети дружно в круг
- Поднимите много рук!
- На мои советы
-Дайте мне ответы.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
На неправильный совет
Говорите: нет-нет-нет!
Так что, обязательно
Слушайте внимательно!
Постоянно будьте добрым
Маме с папой помогайте.
Улыбайтесь всем знакомым
Малышей не обижайте.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
На неправильный совет
Говорите: нет-нет-нет!
Не здоровайтесь с друзьями
Дверь старушке не держите.
И грубите маме, няне.
Спасибо им не говорите.
Это правильный совет? (нет-нет-нет)
Жадность это очень плохо.
Вы игрушками делитесь.
Приглашайте в гости чаще,
И чай вместе пить садитесь.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
Никогда не улыбайтесь.
Будьте вы всегда сердиты.
С друзьями чаще вы ругайтесь
Деритесь, кулаком грозите.
Это правильный совет? (нет-нет-нет)
Навсегда запомните,
Милые друзья.
Грубо и невежливо – вести себя нельзя.
Вы смогли сегодня, дети
Эти правила понять.
Каждый день должны их люди
Непременно выполнять.
IV. Продолжение работы по теме:
1. Работа с иллюстрациями.
- Несомненно, многие детские книги сопровождаются иллюстрациями. Давайте вспомним, какая из этих трех иллюстраций подойдет к рассказу В. Осеевой. И как он называется? («Девочка с куклой»)
- Каким качеством обладал мальчик? (вежливостью, обходительностью)
- Что значит «Быть вежливым»? (совершать хорошие поступки, говорить вежливые слова, уступать место другим)
- А этот символ- говорит о вежливости.
2. Рассказы детей из личного опыта.
- Ребята, я думаю, что и в вашей жизни происходило много интересного.
- Сейчас я каждому раздам символы, характеризующие разные человеческие качества, а вы припомните и расскажете нам свою историю, которая произошла с вами.
Педагог раздает детям символы (вежливость, дружба и жадность)
V. Итог занятия.
1. Знакомство с пословицей.
- Чему учат нас рассказы Осеевой? (добру, вежливости, мудрости)
- Откуда мы узнали б этих историях? (из книг)
- Да, ребята. Учит нас этому всему – книга. А в народе говорят: «Кто с книгой поведется- ума наберется»
- Как вы понимаете эту пословицу? (кто много читает книг- будет умным, мудрым)
2. Чтение стихотворения.
Давайте больше книг читать
И будем многое мы знать!
Ведь так прекрасно умным быть.
То, что прочли- нам не забыть!