Татьяна Донских
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей старшей группы «Какие они — черепахи?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей старшей группы по теме : "Какие они - черепахи?"
Подготовила воспитатель первой категории Донских Т. Н., МДОАУ №145, г. Оренбург
Конспект занятия
Цель: Познакомить детей с этапами самостоятельного приобретения знаний
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Черепаха. Все про черепашек для детей
- Черепаха. Конспекты занятий с черепахами
- Темочки
путём собственного исследовательского поиска.
Обучать дошкольников общим умениям и навыкам проведения
учебного исследования.
Развивать культуру мышления: наблюдательность, критичность,
умение слушать.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к объекту
исследования.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Поощрять сотрудничество и взаимопомощь в процессе исследования.
Подготовка.
Систематическое выполнение заданий и упражнений из рабочей тетради для детей 5-7 лет «Развитие познавательных способностей» и из рабочей тетради для детей 5-6 лет «Развитие творческого мышления» А. И. Савенкова.
Материалы:
1. карточки-символы методов исследования, карточки-«темы» исследований (магнит, вода, попугай, цветы, машинки, черепаха, куклы, рыбки);
2. цветные карандаши и фломастеры, листочки для записей
3. Литература: «Хочу всё знать!», Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта, М. «Эсмо» 2007, «Тайны животных», Энциклопедия для детей, М. «Росмэн» 2002, Большая энциклопедия животных, М «Олма-пресс» 1999
4. Ёмкость с болотными черепахами.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Объявление цели занятия :
- Ребята, сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования. Поиграем в учёных.
Предложить дать определение понятию:
- Как вы думаете, кто такие учёные? Чем они занимаются?
Ответы детей :
- Это люди, которые изучают то, что было раньше; которые выясняют, как устроен человек, что у него внутри; делают анализы, проводят опыты.
- Совершенно верно. Учёные – это много знающие люди, специалисты в какой-либо области науки.
- Сегодня двое из вас побудут учёными, а остальные будут помощниками в их поиске. (Из наиболее активных детей, выбрать двух «добровольцев» для демонстрации этапов проведения исследовательской работы (например, Егора К. и Владика Ф.).
II. Основная часть.
1. Выбор темы.
- Ребята, перед вами карточки с картинками того, что мы могли бы исследовать. Вам нужно выбрать какую-то одну, и это станет темой нашего изучения.
(Мнения могут разделиться, поэтому взрослый ненавязчиво направляет обсуждение.)
- Выбирайте то, что вам действительно интересно, о чём бы вы хотели узнать больше. Дети, наша работа будет интересна тогда, когда мы сможем не только найти сведения в книгах, рассмотреть картинки, но и понаблюдать за интересующим нас в живую, потрогать руками.
Результатом обсуждения стал выбор такой темы – «Черепаха».
- Итак, тема нашего исследования определена. Теперь наша задача - узнать как можно больше интересного о черепахе.
2. Составление плана исследования.
- Ребята, как вы думаете, с чего начинают своё исследование учёные?
Ответы детей : «Учёные проводят опыты, берут анализы, наблюдают за черепахами, узнают о них по компьютеру, у других специалистов». (По мере называния детьми методов на столе появляются карточки с их обозначениями.)
- Молодцы! Правильно! Совершенно верно! Умница!
(Если дети не называют метод «подумать самостоятельно», подвести их к такому высказыванию, задав вопрос.)
- А если у учёного под рукой нет ни черепахи, ни книги, ни компьютера, что же тогда он будет делать? Если учёному не с кем посоветоваться?
Далее в коллективной беседе карточки- методы систематизируются:
- С чего нам следует начать наше исследование? А что делать потом? А затем? и т. д.
Таким образом, перед глазами детей появится план будущей работы:
1. Подумать самостоятельно.
2. Спросить у другого человека.
3. Узнать из книг.
4. Наблюдение и эксперимент.
3. Сбор материала.
- Ребята, теперь нам ясно, что делать!
- Когда учёные добывают информацию, они, чтобы не забыть, записывают её в своих дневниках. Вы пока ещё писать не умеете. Поэтому всё, что будете узнавать, отмечайте на листочках значками, символами, рисунками. Для записей я приготовила листочки, карандаши и фломастеры. Обозначения надо придумывать быстро, выделяя главное. Если вы не знаете, какой рисунок сделать, будем придумывать вместе.
(Листочки и карандаши раздать всем детям, чтобы активизировать их внимание на информации, поддерживать интерес к работе).
– Будем зашифровывать то, что узнаем, рисовать загадки.
*Подумать самостоятельно. Черепаха - это кто? Что я знаю о черепахе?
Ответы детей :
- Черепаха – это животное. У неё есть панцирь. Он для неё, как дом.
- Черепаха ходит медленно.
- На панцире есть пятна, клеточки.
- Мы видим только голову, лапы и хвост, а туловище спрятано.
- У нас черепаха живёт дома, в жарких странах – это дикое животное.
- Черепахи живут в воде и на суше.
*Спросить у другого человека.
- Ребята, задайте вопрос друг другу и взрослому. Что бы вы хотели узнать про черепаху?
Вопросы детей :
- Что кушает черепаха?
Ответ взрослого:
- Сухопутные черепахи любят сочные травы (особенно одуванчики, овощи (капусту, морковь, яблоки. А черепахи, живущие в воде, едят водоросли, мелкую рыбу, медуз. В живом уголке их кормят также сухим кормом.
*Узнать из книг.
- Ребята, обратите внимание на энциклопедии и другие книги, которые я подготовила к занятию. Закладки в них заложены на страницах, посвящённых черепахам. Вы можете рассмотреть картинки, а текст я прочитаю вслух. То из прочитанного, что вас удивит, покажется новым, постарайтесь отметить у себя на листочках. (Дети внимательно рассматривают иллюстрации в книгах, пытаются сформулировать увиденное, слушают чтение взрослого)
Возможная информация из книг:
- Черепахи происходят от самых древних ящеров.
- У черепахи вместо зубов костяные челюсти с зазубринами.
- Живут в основном в тропиках – в жарких странах.
- Кожа у них покрыта чешуйками, которые защищают её от высыхания.
Поэтому некоторые черепахи живут даже в пустынях.
- Эти черепахи очень медлительны, долгое время проводят неподвижно,
зарывшись в песок.
- Пустынные черепахи едят кактусы.
- Черепашата появляются из яиц, которые черепаха откладывает в песок или
в заросли травы.
- Морские черепахи всю жизнь проводят в воде, выбираются на сушу только
чтоб отложить яйца.
- Маленькие морские черепахи, вылупившись, бросаются к морю и многие
становятся добычей хищников и птиц.
*Наблюдение и эксперимент.
- А теперь друзья-учёные, отправимся в путешествие, чтобы понаблюдать за живой настоящей черепахой.
Физкультминутка «Мы готовы для похода».
- Ребята, давайте подойдём к ёмкости с черепахами и поговорим о том, что мы видим.
- Какие особенности внешнего вида вы заметили?
Ответы детей :
- Панцирь защищает тело черепахи не только сверху, но и снизу.
- Он твёрдый и холодный на ощупь, как камень.
- Сверху он тёмно-зелёный, а внизу жёлтый с тёмными пятнами.
(Как вы думаете, почему у черепахи такая окраска? Побуждать детей выдвигать гипотезы.)
- Давайте проверим ваши предположения ( эксперимент с разноокрашенными поверхностями: на фоне белой, красной бумаги и среди буро-зелёной пестроты растений и камней).
- Тело под панцирем как будто в мешке.
- Кожа на голове, лапах и хвосте вся в узорах, линиях.
- На голове есть два красных пятна.
- На лапах есть перепонки. (Для чего? - Дети высказывают предположения. Делают выводы.)
- Какие особенности поведения вам удалось увидеть?
Ответы детей :
- Пытается освободится из рук, шевеля лапами во все стороны.
- Замирает при приближении руки или листочка бумаги, прячет голове под панцирь.
- Ползёт, поднимаясь на лапах и отталкиваясь.
- Двигается быстро и по гладкому полу, и по ковру. (А говорят – медлителен, как черепаха. Почему это не подтвердилось в данном случае)
- Вытягивает шею и быстро хватает корм.
4. Обобщение полученных данных.
- А теперь давайте рассмотрим все наши зарисовки и поговорим. Что интересного мы узнали о черепахах? Что интересного можем рассказать другим людям по результатам нашего исследования?
Анализ пиктограмм.
- Итак, ребята, кто такая черепаха? (Выделить главные идеи.) Давайте сначала положим листочки с важной информацией, а потом с той, что уточняет её (второстепенной, третьестепенной и т. д.)
5. Доклад о черепахе.
- Сейчас, всё, что нам удалось выяснить о черепахах, расскажут наши учёные. Пожалуйста, берите свои записи, одевайте «шапочки учёных» и мантии, занимайте места у «кафедры». Мы вас внимательно слушаем. Итак, доклад о черепахе.
Кто такая черепаха? Как выглядит? Где живёт? Чем питается? И т. д.
(По очереди, дополняя друг друга, заглядывая в свои записи, два докладчика излагают материал.)
III. Итог.
Обсуждение доклада.
- О чём не было сказано?
- Что рассказали не точно?
- Что ещё хотелось бы узнать о черепахе?
Предоставить возможность слушателям задать вопросы.
- Молодцы, ребята! И учёные, и их помощники хорошо потрудились! Я вижу, что вы и сами довольны результатами! В следующий раз каждый из вас попробует себя в роли учёного и проведёт самостоятельное исследование.
Анализ занятия
Данное занятие относится к тренировочному этапу.
В начале занятия я поинтересовалась, как дети понимают значение слова – «учёный». Дети откликнулись на это предложение с готовностью, наперебой высказывали своё мнение. Представления детей о людях этой профессии в основном носили функциональный характер – чем занимаются учёные.
Что касается выбора детьми темы исследования, то я постаралась подготовить литературу и оборудование по самым, на мой взгляд, вероятным темам – магнит и вода. Поскольку ребята часто проявляли интерес к имеющимся в группе магнитам, я предполагала, что эту тему они и назову. Однако в ходе обсуждения, детьми были названы темы – «цветы» и «черепаха». Вскоре первая тема была отклонена, т. к. мы не смогли бы в зимнее время понаблюдать за цветущими растениями.
Выбор темы «черепаха» был обусловлен желанием детей пообщаться с черепахой из живого уголка соседней группы. Ребята иногда ходят посмотреть на неё и теперь решили узнать о черепахе больше. Поэтому пришлось «на ходу» организовывать её наблюдение – принести из соседней группы. Эта проблема была решена, а вот черепаха выражала беспокойство, так что медлительной её назвать было трудно!
На этапе составления плана, как и говорилось в лекции, первоначально дети называли методы наблюдение и опыты. Даже слегка затруднились в назывании приёма «узнать из книг». Однако, хочу отметить, что после наводящего вопроса, ребята сами озвучили первый метод исследования – «подумать самостоятельно» (Даша С. – умница).
Предложение фиксировать полученную информацию с помощью пиктограмм непонимания не вызвало, т. к. в программе «Развитие», по которой работает наше ДОУ, практикуется символическое обозначение понятий, в том числе, придуманное детьми. Если и возникали трудности в изображении сведений, то ребята пытались преодолеть их сообща.
Сложности возникли при реализации метода «спросить у другого человека». Дети могли задать вопросы только друг другу и воспитателю.
Вопросы повторялись и были неинтересными. Например, почему у черепахи большой рот, или зачем черепахе когти? Одни и те же вопросы звучали снова, хотя ответ на них уже был. Здесь имеет место тот факт, что ребята не умеют слушать друг друга. Мои попытки разнообразить тематику детских вопросов успехом не увенчались. На этом этапе произошло замедление темпа занятия, что привело к снижению концентрации внимания детей.
Работа с книгой затруднений не вызвала. Дети с интересом рассматривали иллюстрации и воспринимали текст. Наверно, потому что этот метод для них самый привычный.
В процессе наблюдения и эксперимента ребята были более активны, проявили наблюдательность, высказали много предложений, как провести опыт с черепахой (например, как она будет двигаться на разных поверхностях пол, ковёр и т. д., не забывали отмечать свои наблюдения на листочках.
Обобщение полученных данных прошло несколько хаотично. Это моя оплошность. Я предложила ребятам, посмотрев на свои записи, назвать, что стало им известно о черепахе. Дети просто перечислили эти сведения. Я не обратила внимание ребят на выделение главного и второстепенного.
Поэтому докладчики выдавали информацию не целостным повествованием, а отдельными порциями. Слушатели на этот раз были более внимательными и активно дополняли доклад учёных.
В заключении, хочу отметить, что дети получили удовольствие от процесса поиска сведений, не устали, несмотря на то, что занятие затянулось. Но, чтобы такого всё-таки не было следующий раз, намечаю себе пристальное внимание уделить этапам получения информации у другого человека и обобщения полученных данных. Постараюсь поддерживать темп занятия, чтобы работа шла энергично, на «одном дыхании».