Светлана Фурсова
Конспект занятия по ознакомлению с лекарственными растениями для детей старшей группы «Лечебные, полезные, нам они известные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия ОО Познание для детей подготовительной группы «Лечебные, полненые, нам они известные».
Программное содержание:
уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать интерес к природе родного Воронежского края.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с лекарственными растениями для детей старшей группы „Лечебные, полезные, нам они известные“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Словарь:
душица, шалфей, зверобой, чабрец, земляника лесная.
Оборудование: высушенные лекарственные растения. Кружки для заваривания травяного чая, картинки лекарственных растений, презентация № 1»Лекарственные травы», презентация №2 «Народная медицина в древней Руси», презентация №3 «Сбор и хранение лекарственных трав», презентация №4 «Лекарственные растения (травы, кустарники, деревья)».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У меня появилась необычная азбука: «Азбука лечебных трав». В ней названия лечебных трав расставлены в алфавитном порядке.
Дети называют букву, а воспитатель показывает и рассказывает о растении.
Воспитатель: Ребята, лечебные травы – это какие, по вашему мнению?
Дети: Лекарственные.
Воспитатель: слова: лекарство, лекарь, лечение – это однокоренные и очень близкие по значению. Они относятся к древнеславянским и используются восточными и западными славянами, чехами, поляками. Лекарство – это вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения в виде лекарственной формы. Какой?
Дети: Таблетки, капсулы, растворы, мази, настойки.
Воспитатель: Их используют для профилактики, лечения заболевания. Лекарь – официальное название врача в Российской империи. Лечение –греческое слово «терапия» - оздоровление. Чтобы оздоровиться люди с давних времен используют лечебные травы. Ребята, если их заварить кипятком, как чай, что получится?
Дети: Лекарственный чай.
Воспитатель: Сейчас мы это сделаем. В коробочках насыпаны лекарственные травы: шалфей, зверобой, чабрец, душица, лесная земляника. Рассмотрите их внимательно, понюхайте. Я заливаю их кипятком, накрываю и оставлю на некоторое время. Пусть получится чай из трав. Таким травяным чаям наши прабабушки и прадедушки уделяли большое внимание, так как они помогали при различных болезнях или просто радовали удивительным вкусом и ароматом. Давайте посмотрим презентацию о лекарственных травах, которые сейчас завариваются: название, где растет, что лечит.
Презентация №1. Воспитатель: Хорошее здоровье – основа долгой и счастливой жизни. Медики всего мира уделяют внимание народной медицине. Значит, она какая? Дети: Та, которую давно придумал народ.
Воспитатель: Народные целители и знахари использовали природные средства, то есть что подарила природа. Народная медицина всегда была тесно связана с историей и духовными традициями народа. На Руси траволечение широко практиковалось (еще до принятия христианства). В деревнях в те времена реальную помощь и добрый совет люди могли получить только у целителей-ведунов и бабок-знахарок, которые бережно хранили накопленные поколениями народных мудрецов знания и опыт. Люди верили в сверхъестественные силы Природы и Бога. Трудно сказать, что помогало – целебная сила растений или вера в помощь Всевышнего. Ни одно дело в народе не обходилось без молитвы, в которой призывали облегчить страдания больного. До наших дней дошло много старинных травников с указанием лекарственных трав и способов их применения.
Презентация №2 «Народная медицина в древней Руси».
Воспитатель: При Петре Первом стали разводить аптекарские огороды, на которых выращивали лекарственные травы. Очень важно бережно относиться к окружающей нас природе. Нельзя рвать и сушить всевозможные целебные травы впрок, та как природные запасы быстро скудеют. (Если срезать только верхушку зверобоя, а не выдергивать с корнем, тогда на это место можно приходить за ним в течение многих лет). А многие виды растений уже исчезли. Куда о них записано?
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Полезно лекарственные растения разводить в саду или в огороде. Они растут превосходно, если за ними ухаживать с любовью. Стихотворение «Целебные травы» нам может рассказать Лиза.
Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя,
Их в пучки душистые собрав.
Из лесов несу цветы с собою.
Все целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна.
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь нам врачует раны.
Презентация №3 «Как собирают и хранят лекарственные травы».
Воспитатель: Человек давно заметил, что звери тоже растениями лечатся и среди великого множества разыскивают для себя нужные. В лесу внимательный взгляд и хорошая память могут многое сделать. Стихотворение об это расскажет Денис.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое, золотое.
Травы лечебные – травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Воспитатель: Вот мы и отправимся сейчас в лесное царство.
Физкультминутка «Путешествие в лес»
(дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои.
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем –
Перед нами – водоем!
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз, два, раз-два,
Позади теперь вода.
Раз, два, раз-два,
Позади теперь вода!
Руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко.
Воспитатель: Вот мы и оказались на лесной поляне. Оглянувшись вокруг себя, мы увидим куст шиповника с ароматными розовыми цветами. А рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком. Заманчиво шелестят листья березы, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей. Отдыхая на нашей полянке, внимательно рассмотрим растущие здесь лекарственные травы. Попробуем по внешнему виду определить их названия.
Дети рассматривают на магнитной доске иллюстрации.
Воспитатель читает загадки. Дети из картинок-иллюстраций составляют букет на фланелеграфе.
1. Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника) 2. Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная … (Душица).
3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках,
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
4. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка – ч…отгадай? (Чабрец)
5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас исцелит? (Подорожник) 6. Мелкий желтенький цветок,
Он не ярок, не высок.
Вылечит недуг любой.
Что же это? (Зверобой)
8. Сверху листик гладкий.
Но с байковой подкладкой. (Мать –и –мачеха)
7. Среди пахнущей травы
Может быть, встречали вы –
Помогает «духом фей»
Простудившимся (Шалфей)
Дети из картинок-иллюстраций составляют букет на фланелеграфе.
Воспитатель: (после отгаданной мать-и-мачехи). Вы обратили внимание, какое необычное название травы? Кто знает, почему? Ответы детей. Воспитатель: Русское название возникло из-за особенности листьев мать-и-мачехи: нижняя сторона пушистая и мягкая — «мать», а верхняя гладкая и холодная — «мачеха». В народе говорят: «Родная мать любит, как летнее солнце греет, а мачеха не любит – холодная, как зимнее солнце». О лекарственных травах существует много легенд. Например, в Древней Греции студенты носили на голове венки из мяты, так как верили, что «запах мяты повышает умственные способности и помогает сохранить гибкость ума». Послушайте одну сказку (воспитатель демонстрирует иллюстрации).
Сказка «Про мяту».
На волшебном огороде, у плетня творилось что-то невообразимое.
— Ах, какой запах, — вздыхал царь Горох.
— Бесподобный аромат, — вторил ему граф Томат.
— Кто та чудесница, которая благоухает так на зависть всем?
— Это Мята, — ответил скромный Подорожник. Мята – не только ароматна, она полезна, целебна. Большие люди научились делать из мяты даже таблетки. А ещё – мятные пряники, мятный чай, мятное масло.
— Почему же мы, на волшебном огороде, в царстве овощей и фруктов, никогда не видим Мяту?
И царь Горох и граф Томат распорядились, чтобы Мята росла беспрепятственно.
На следующий год разрослась Мята у плетня и за плетнём. А на огороде лучше стало. Вредные насекомые, не выдерживающие мятный запах, улетали подальше. Полезные пчёлки, слетавшиеся на вкусные ароматы, с радостью кружили у плетня.
А ещё обитатели волшебного огорода с помощью мяты забыли о своих болячках. У зубчика Чеснока прекратились зубные боли, так как он принимал мятные капли. У Пустырника сердечного перестало болеть сердце; ему помогла настойка из мяты.
И я там была, чай с мятой пила, да мятным пряником угощалась, загадки про мяту узнала, и вам принесла.
Воспитатель:
Вкусен чай и ароматен, Коль в ночи опять не спится,
С ней он легок и приятен: Не сомкнуть опять ресницы,
Листочки сорваны, помяты. Простынь в ёрзаньи измята.
Что ты вдыхаешь? – Запах (мяты) Выпей чай из листьев (мяты).
С давних времен мяту зашивали в подушки для здорового сна.
Приглашаю вас сесть за столы и изготовить своими руками волшебные мешочки, внутри которых – высушенная трава мяты.
Дети после показа воспитателя изготавливают саше из мяты.
Воспитатель: Молодцы. Все справились. Волшебный запах мяты наполнил весь наш зал. Эти мешочки вы отнесете домой, подарите мамам и они станут добрые-добрые. А гостям мы предлагаем попить чай из лекарственных трав, который уже заварился. Давайте на него полюбуемся, понюхаем. Видите, какой цвет и аромат получился? Каждая травинка, листик, цветочек изменились – они разбухли, раскрылись - как будто демонстрируют нам себя. Какие они прекрасные и такой чай необходимо поскорей выпить. Мы прощаемся с гостями и желаем всем приятного чаепития.