Воронкова Алёна Дмитриевна
Презентация «Мир растений: какие они?» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация "Мир растений : Какие они?" для детей подготовительной к школе группы
Подготовила воспитатель Подготовительной к школе группы Воронкова Алёна Дмитриевна.
В данной презентации для дошкольников в доступной форме представлена информация о строении растений и функциях их частей.
Образовательные области: познавательное и речевое развитие, физическое развитие.
Подписи к слайдам:
Строение растений
Публикация «Презентация „Мир растений: какие они?“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Строение деревьев
1. Корень: для чего он нужен? Корень- нижняя часть растения, которая почти всегда скрыта под землей.
1. Корень осуществляет почвенное питание растения, он всасывает воду и другие полезные вещества из земли.
2. Корень прочно удерживает растение в почве, чтобы ни сильный ветер, ни проливные дожди не выдернули или не вымыли растение из почвы. Корень не только прочный, но и гибкий.
С помощью корня растение может вырастить себе подобное. В этом случае на корнях образуются придаточные почки. Из них потом развиваются побеги. Они могут быть отделены от растения и жить самостоятельно (например, одуванчик, слива, малина, сирень)
3. Еще одной функцией корня является запас питательных веществ. У ряда растений они откладываются в корне
Виды корней:
Если в почве мало воды, очень сухо или она находится слишком далеко под землей, то корни растения становятся длинными. В стержневой корневой системе главный корень сильно развит и хорошо заметен среди других корней
Это растения пустынь – саксаул и верблюжья колючка, которой питаются верблюды.
Встречаются растения со стержневым корнем и у нас в лесу – это ель и береза.
А среди травянистых растений и цветов хорошо известны – клевер и люпин.
Если растение живет там, где достаточно воды, у него корни располагаются у поверхности земли и похожи на мочалку. Такой корень называют мочковатый. Мочковатая корневая система состоит из большого числа почти одинаковых по длине корешков.
Мочковатая корневая система бывает у пальмы, папоротника, пшеницы, бархатцев, подорожника, колокольчика.
Некоторые растения откладывают в корне запасные питательные вещества, такие образования называют корнеплодами.
Люди выращивают корнеплод в огороде. Корнеплоды употребляют в пищу люди и ими кормят животных.
2. Стебель: для чего он нужен? Стебель – это осевая часть побега, которая производит питательные вещества растения.
Стебель служит опорой для цветков и листьев растений, поддерживает его как стержень, тянется к свету.
По стеблю от корней и листьев перемещается вода, питательные вещества; через стебель осуществляется воздушное питание.
Защищает растение от вредного воздействия окружающей среды.
Некоторые виды растений способны воспроизводить подобных себе с помощью своего стебля.
Растения, у которых стебли зеленые и гибкие, называются травянистыми.
Деревянистые стебли у деревьев. Они жёсткие и покрыты корой.
Виды стеблей:
• Прямостоячий стебель
Прямостоячие стебли растут вертикально вверх и не нуждаются в какой либо опоре. Такие стебли у подсолнечника, крапивы, древесных растений.
• Ползучий стебель
Ползучие стебли стелются по земле и укореняются в почве при помощи придаточных корней. Такие стебли развиваются у земляники, клевера.
• Вьющийся стебель
Вьющиеся стебли выносят листья к свету, обвиваясь вокруг прямостоячих стеблей или искусственных опор. Такие стебли у вьюнка, хмеля обыкновенного.
• Цепляющийся стебель
Цепляющиеся стебли поднимаются вверх, прикрепляясь к опоре усиками (горох, мышиный горошек, огурец, виноград).
Вьющиеся и цепляющиеся растения называют ЛИАНАМИ 3. Листья: для чего они нужны? Листья –орган воздушного питания и дыхания растений. Они прикрепляются на стебле.
• Через листья при достаточном освещении растение поглощает углекислый газ из воздуха для питания и выделяет кислород: благодаря растениям воздух насыщается необходимым для всего живого кислородом.
• Растение само себя охлаждает, испаряя влагу через листья и создавая ими тень.
• Некоторые виды растений способны воспроизводить себе подобных из листьев.
• Видоизмененные в колючки листья служат защитой от неблагоприятных условий (через них меньше испаряется влага, для многих животных и насекомых не пригодны в пищу). А некоторые растения приспособили листья в ловчие аппараты насекомых. У некоторых растений листья видоизменились в жгутики и являются для него опорой.
Виды листьев:. Простые и сложные по строению не видоизмененные листья, выполняющие роль обогащения растения питательными веществами
У кактусов и некоторых других растений листья видоизменяются в колючки. Такая форма листа позволяет резко сократить испарение воды и защищает от поедания животными.
Листья-ловушки характерны для "хищных" растений.
Пожалуй, это наиболее интересное и экзотическое видоизменение. Как ни странно, в "ловушки" листья видоизменяются не из-за того, что растение злое, а из-за того, что произрастает на крайне бедных минеральными веществами почвах. Например, наша "землячка" Росянка живет на торфяных болотах, где и почвы-то никакой нет. У Венериной мухоловки половинки листа, покрытые шипами, могут двигаться и поворачиваться. когда на такой лист садится насекомое, половинки захлопываются, и жертва оказывается в западне, где и переваривается под действием пищеварительных соков, выделяемых железками листа.
У Кувшиночника листья имеют форму кувшинчика с крышкой. По краям такого кувшина приманка в виде нектара, а на дне - пищеварительный сок. Стенки кувшинчика очень скользкие, и упавшее туда насекомое наружу выбраться уже не сможет.
Для некоторых растений характерны сочные, мясистые водозапасающие листья. Такие листья имеют плотную восковую кутикулу и специальные влагозапасающие клетки.
Например, всем хорошо знакомый алоэ (столетник). Цветы: для чего они нужны? Цветок – это видоизмененный, укороченный, неразветвленный побег с ограниченным ростом, предназначенный для опыления и образования семян и плодов.
• Цветки служат для привлечения насекомых или птиц-опылителей (например, колибри). Форма, цвет и запах лепестков очень разнообразны и привлекают насекомых, которые транспортируют пыльцевые зерна с одного цветка на другой. Цветы содержат нектарники - особые железки, которые продуцируют нектар – сахаристую жидкость. Им питаются многие виды насекомых, некоторые виды птиц и животных. Нектар является основной составляющей меда. Многие травы выделяют большое количество нектара, который пчелы используют для производства меда, а растения считаются медоносными.
• Путем опыления пыльцой образуются плоды и семена.
• Строение цветка: В тычинке различают тычиночную нить, на которой расположен пыльник с пыльцой. Пестик состоит из завязи и рыльца. Липкое на ощупь рыльце улавливает пыльцу. Этот процесс называется опылением. Пыльца через столбик прорастает в сторону завязи, где осуществляется оплодотворение семязачатков и созревание семян. Околоцветник обычно двойной и состоит из зеленоватых чашелистиков чашечки и ярко окрашенных лепестков венчика. Околоцветник защищает и способствует опылению.
5. Плоды: для чего они нужны? Плод — видоизменённый цветок.
• Служит для образования, обеспечения сохранности и распространения содержащихся в нём семян.
Виды плодов:
Семена: для чего они нужны? Семена —это зародышевое растение, снабженное запасом питательных веществ и защищенное семенной кожурой. Семя служит для расселения растений и переживания неблагоприятных условий.
• Семенная кожура надежно защищает семя от высыхания, механических повреждений, перепадов температуры, проникновения бактерий. Она часто окрашена в различные цвета. Средством защиты семени является не только прочная семенная кожура, но и различные вещества с резким запахом и вкусом. В семенах некоторых растений содержатся ядовитые вещества, которые также выполняют защитную функцию.
Игра: Узнай зернышко!
Список используемых материалов:
1. Презентацияhttps://www.myshared.ru/slide/285127/
2. Науколандия. Статьи по естественным наукам и математике
https://scienceland.info/biology6/root-purpose
3. Картинки с www.google.ru
4. Венгер Л. А. Программа «Развитие». Разработки занятий для детей старшего дошкольного возраста – 1991
5. Классификация стеблей https://www.yaklass.ru/p/biologia/bakterii-griby-rasteniya/organy-tcvetkovykh-rastenii-14403/pobeg-stebel-list-i-pochki-14008
6. Определение и описание растений https://parohod.kg/znakomstvo_priroda/635-k-opredeleniju-i-opisaniju-rastenii.html
7. Видоизменение листьев https://myblog-bio.blogspot.ru/2012/05/blog-post_14 :
8. Семя: строение и функции https://wiki-med.com/