Людмила Овсянникова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй средней группе «Волшебница-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Овсянникова Людмила Павловна
Реализация содержание программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Обогащение знаний детей о физических свойствах воды.
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
- развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
- развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
- развивать любознательность, познавательный интерес впроцессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй средней группе „Волшебница-водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- закреплять знание детей о свойствах воды: бесцветная, прозрачная;
- познакомить с новыми свойствами воды (жидкая, течет, не имеет формы, может быть и горячей и холодной);
- способствовать развитию слухового восприятия (шум воды);
- сформировать тактильное восприятие теплого и холодного состояния воды;
- содействовать развитию мелкой моторики пальцев рук;
- доставить детям эмоциональное удовольствие от игр-экспериментов с водой;
- развивать речь;
- воспитать бережное отношение к воде.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование и материалы: стаканчики, настольная ширма, соломинки, ложки, клеенки по количеству детей, сахар, разноцветные краски, стакан с молоком, чайник с холодной водой.
Предварительная работа:
- наблюдение и экспериментирование с водой во время умывания;
- беседа о свойствах воды и способах ее применения;
- эксперименты с водой «тонет не тонет»;
- стирка кукольного белья;
- мытьё игрушек;
- занятие по ознакомлению со свойствами воды («имеет ли вода цвет и запах», «что растворяется в воде?», «окрашивание воды»)
Методы и приемы (формы работы):
- рассказ воспитателя;
- постановка проблемной ситуации;
- проведение экспериментов;
- наблюдение;
- обсуждение результатов наблюдений и экспериментов;
- художественное слово;
- игра.
Словарная работа: проговаривание и запоминание значения слов: мокрая, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.
Ход занятия
1. Организованный момент: Дети здороваются с присутствующими гостями.
Круг радости:
«Мы ладошку к ладошке сложим,
И друг другу дружить предложим.
Будем мы веселиться играть,
Чтобы умными, дружными стать.
Давайте улыбнемся и пожелаем
Друг другу доброго утра и радостного настроения!»
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
«Она и в озере,
Она и в лужице,
Она в чайнике
У нас кипит
Она и в реченьке
Бежит, журчит» (вода)
(чтение загадки сопровождается шумом воды)
Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде, познакомимся с ней поближе.
- Дети, как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети:
- люди льют воду;
- варят еду;
- моют грязные овощи и фрукты;
- каждый день моют руки и лицо;
- поливают растения, чтобы не засохли;
- вода нужна рыбам;
- люди моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем научными исследователями и узнаем о том, что такое вода, о ее свойствах. Вы готовы? Тогда в путь!
Опыт № 1 «Вода-жидкость»
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся, течет, бежит, струится, журчит.
Воспитатель: Почему она льется? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (жидкая)
- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
- Ещё раз послушайте песенку воды. Теперь мы знаем, как звучит песенка воды. Вы сможете ее узнать?
1. Воспитатель:Возьмите в руки по листочку бумаги и помните её в руках, слышите как шуршит бумага? Запомните как она шуршит. А сейчас поиграем в игру: «Угадай, что я слышу».
(Воспитатель за ширмой шелестит бумагой или переливает воду. Дети определяют и называют «вода», «бумага»)
Делаем вывод: вода жидкая, её ещё называют жидкостью.
Опыт № 2 «У воды нет запаха»
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Воспитатель: А сейчас понюхайте воду в другом стаканчике. Скажите чем пахнет вода?
Дети: Лимоном
Делаем вывод: У воды нет запаха, а если в воду положить какое-то вещество, чем будет пахнуть вода?
Опыт № 3 «У воды нет вкуса»
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (ответы детей) Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит «какая вкусная вода»!
Воспитатель: На столе в сахарнице есть сахар, возьмите по 1 ложечке, опустите сахар в воду, а теперь посмотрите на дно стакана. Что вы там видите?
Дети: сахар.
Воспитатель: А теперь размешайте его ложечкой хорошо.
- Вы видите там сахар?
Дети: Нет
Воспитатель: Куда исчез сахар?
Дети: Растворился.
Воспитатель: А теперь попробуйте водичку на вкус.
- Какая на вкус стала вода?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: А почему она стала сладкой?
Дети: Добавили сахар, размешали, он растворился и водичка стала сладкой.
Делаем вывод:Оказывается вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
- Вода – растворитель.
Физкультминутка:
Дети, если я тучка, то кто вы? (капельки)
- Посылаю вас капельки на землю! Пролейтесь веселым дождиком, напоите землю.
- Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.
- Текут, журчат ручейки. И наконец встретились ручейки и стали большой рекой.
- Течет река по камешкам, бурлит и наконец попала в большое море.
- А тут и солнышко пригрело!
- Стали капельки легкими, превратились в пар и вернулись к маме – тучке.
Опыт № 4 «Вода прозрачная»
Перед детьми 2 стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положены ложечки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? (в стаканчике с водой)
Правильно в стаканчике с водой. Как вы думаете почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко – нет.
Делаем вывод: вода – прозрачная, не имеет цвета.
Опыт № 5 «Вода – растворитель»
На столе стоит краска четырёх цветов.
Воспитатель: Дети возьмите кисточки, наберите краску и опустите в воду.
- Что получилось?
Дети: Вода стала красная, синяя. Зелёная, желтая.
Воспитатель: А почему она стала другой?
Дети: Мы добавили краску.
Делаем вывод: Оказывается, что вода может принимать цвет того вещества, которое в неё добавили.
Вывод проделанных опытов:Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы свами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода, что же такое вода (вода – это жидкость). Какая бывает вода? Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса, запаха, прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой и горячей.
Что умеет делать вода? (вода течет, бежит, струится, журчит)