Светлана Ширяева
Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Опытно -экспериментальная деятельность
Форма: нетрадиционное занятие по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создать условия, способствующих развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Дидактическая: расширение кругозора, познавательной деятельности через экспериментирование с воздухом; развивать навык проведения лабораторных опытов (умение работать с лабораторным материалом, соблюдая технику безопасности)
Воспитывающая: воспитание самостоятельности, воли; сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; воспитание бережного отношения к воздуху и аккуратности при работе.
Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующая: адаптация к условиям эксперимента; стрессовый контроль, саморегуляция в ходе работы; обучение общению (умение работать в группе, паре, умение договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение, доказывая свою правоту); релаксация.
Материалы и оборудование: шапочки, поэлителеновый пакет, ленточки, воздушные шарики, нитка, палка, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, камень, комочек земли, брусок дерева, шприц, мячик,стакан с простой водой и минеральной, горошинка из пластилина, тетрадные листы, мыльные пузыри
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Воздух» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдения,беседы о воздухе, его роли в жизни человека; проведение опытов с воздухом.
Ожидаемый результат: развитие у детей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить опыты, умение делать умозаключения и выводы; развитие умения общаться с партнёром и взрослым; развитие самостоятельности и воли, самоконтроля и саморегуляции в ходе экспериментирования.
Методы и приемы : Организационный момент, словесные - художественное слово, уточнения, вопросы, объяснение, рассказ, указание; игровые приемы, проблемная ситуация; практические – динамическая пауза, исследование предметов.
Ход занятия:
Вхождение в игровую ситуацию.
Упражнение «Улыбка»
Воспитатель: Мне хочется с вами поиграть, у меня замечательное, радостное настроение, которым я с удовольствием поделюсь с вами! Давайте с вами улыбнёмся друг другу? Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь! Посмотрите на того, кто находится справа от вас, и улыбнитесь ему! Посмотрите налево и улыбнитесь тому, кто стоит слева! Хорошо!
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) Сегодня мы вместе с вами займёмся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности (на каждом столе находятся схемы правил) :
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ :
- подходить к другим столам-лабораториям
- трогать оборудование, приборы и материалы
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Правильно! Чтобы узнать что-то новое, сделать какое- то открытие! Давайте с вами наденем шапочки. Хорошо! Теперь мы готовы заняться исследованием. А что мы будем исследовать угадайте:
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
(Дети отгадывают загадку)
Основная часть.
Воспитатель. Сейчас пройдем в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Вы видите столы, это мини-лаборатории, в которых будете работать вы – юные учёные. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.). Посмотрите внимательно, что у вас находится на столах, и подумайте, какие опыты вы можете провести, что вы узнаете о свойствах воздуха. Я даю вам немного времени для обсуждения в группах. Когда ваша группа учёных будет готова рассказать об опыте, подайте знак – поднимите руку вверх. (Во время работы подхожу к столам, повторяю название опыта, наблюдаю за ходом экспериментов) Какая лаборатория готова представить нам своё открытие? Расскажите нам, что вы делали и что получилось.
Ищем невидимку
Расскажите детям, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться. что он действительно есть? Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, невидимка!
Ловушка для невидимки
А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
Загадочные пузырьки Попробуем задержать дыхание. Сколько мы вытерпели? Не больше нескольких минут: сразу стало как-то неприятно. Оказывается, воздух – наш большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. Что мы почувствовали? Как будто дует ветерок. А теперь один конец трубочки опустим стакан с водой. Когда мы дуем, в воде сразу появляются пузырьки воздуха. Но воздух нужен не только людям, но и животным и даже растениям.
Интересно, есть ли воздух в камне? А в дереве, глине, земле? Возьмите несколько прозрачных стаканчиков с водой в один положите камень, в другой комочек глины, в третий – деревянный брусок и т. д. Понаблюдайте, что будет. на поверхность начнут подниматься пузырьки. Значит, Воздух есть. А где его больше всего? конечно там, где больше пузырьков. предложите малышу подумать, от чего это зависит (чем плотнее материал. тем меньше в нем воздуха, чем он рыхлее, мягче – тем воздуха меньше).
Пузырьки- спасатели
Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.
Сколько весит воздух?
Нисколько! – ответит любой ребенок. Попробуем проверить. Возьмем палочку длиной около 60 см. Посередине привяжем веревочку. Надуем два шарика и привяжем их на концы палочки и подвесим палку за веревочку. Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один из шариков иголкой. Из шарика выйдет воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Интересно, почему? Да потому, что без воздуха шарик стал легче. а что будет, если мы проколем и второй шарик? Правильно, палочка снова уравновесится!
Что быстрее упадет?
Дайте малышу два листа бумаги и предложите бросить один вниз ребром, а второй – горизонтально. Понаблюдайте, какой упадет быстрее. Спросите, почему лист, который бросили горизонтально, падал медленнее. Может, его кто-то поддерживал? Ну конечно же, это был наш невидимка. Под вторым листом воздуха было меньше, и он упал быстрее. Значит, воздух имеет еще и плотность и может удерживать предметы!
Реактивный шарик
А где еще может помочь наш невидимка. Дайте малышу несколько воздушных шариков разного размера. Предложите надувать их по очереди и отпускать. Какой шарик улетел дальше всех? Тот в котором было больше воздуха! Воздух, вырываясь из горлышка, заставляет шарик двигаться вперед. Попробуйте объяснить малышу, что такой же принцип используется и в двигателях реактивных самолетов и ракет.
Мыльные пузыри
Кому не нравится надувать мыльные пузыри? Нам, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри?
Заключение. Рефлексия.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.