Ольга Николаевна Токарева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
для детей подготовительной к школе группыпе
Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №136 г. Калининград
Токарева Ольга Николаевна
Тема: «Воздух-невидимка»
Цель. Расширить представления о свойствах воздуха.
Задачи:
- закрепить и уточнить представления о свойствах воздуха на основе элементарных
опытов;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать
познавательный интерес;
- на основании опытной деятельности формировать понимание того, что человек не
может жить без воздуха, чистый воздух наше богатство;
- формировать природоохранительные умения и значения.
Оборудование и материалы: три ёмкости с водой, три пустых пластиковых буты-лочки, три воздушных шарика, три бутылочки с мыльными пузырями, бумажные полотенце. Три мяча и игла для накачивания мячей, три тетрапакета с соком, три полиэтиленовых пакета. Три разноса и девять пустых баночек с разными запахами.
Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих
свойства воздуха.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята! Гуляя по берегу нашего Балтийского моря я нашла очень старую, обросшую водорослями бутылку, а в ней вот эту карту. Как вы думаете, что это за карта? (предположения детей) тогда отправляемся искать клад. (дети находят по схеме сундучок). Слайд № 3
Воспитатель. Молодцы, вы нашли клад. Интересно, что в нём? (дети открывают сундучок, а там записка) Отгадайте, что я,
Узнайте, какой я,
Расскажите, для чего я.
Ребята, что это может быть? (предположения детей). В сундуке что-то должно быть, но я ничего не вижу, а вы? (дети заглядывают внутрь). Слайд № 4
Дети. Это воздух! (если дети не догадываются, то используется загадка).
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Воспитатель. Правильно. На первый вопрос вы ответили: в сундуке находится воздух. А ещё в записке говорится, что мы должны узнать, какой он. Для этого нам нужно пройти в нашу лабораторию и исследовать воздух (дети делятся на группки по три человека и занимают свои места). Я напоминаю вам правила безопасного поведения во время проведения опытов.
1
Правило № 1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
Правило № 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило № 3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило № 4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием.
Некоторые свойства воздуха вы уже знаете. Назовите их (дети перечисляют свойства воздуха). Сегодня мы узнаем о других свойствах воздуха.
Опыт № 1: «Воздух находится повсюду, он занимает любое свободное
пространство». Слайд № 5
У детей первой группы на столе стоят три ёмкости с водой и три пустых пластиковые бутылочки.
Воспитатель. Посмотрите, в этих бутылочках что-нибудь есть?
Дети. Нет, они пустые.
Воспитатель. Давайте проверим. Опустите их целиком в воду и понаблюдаем.
Дети. Из горлышка поднимаются пузырьки.
Воспитатель. Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылке?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Да, из горлышка выходят пузырьки – это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Дети второй группы надувают шарики. Слайд № 6
Воспитатель. Что происходит с шариком?
Дети. Он надувается.
Воспитатель. Что находится внутри шарика?
Дети. Воздух.
Воспитатель. В начале нашего опыта шарики были пустыми, а теперь они заполнены воздухом. Воздух занял место внутри шарика?
Дети. Да.
Третья группа детей берет мыльные пузыри. Слайд № 7
Воспитатель. Поиграйте с мыльными пузырями.
Дети пускают мыльные пузыри.
Воспитатель. Почему надуваются пузыри? Почему они разного размера?
Дети. Потому, что внутри воздух и в каждом пузырьке разное его количество.
Воспитатель. Мы доказали, что воздух занимает любое свободное пространство?
Дети. Да, доказали.
Опыт №2. «Воздух давит на все поверхности, с которыми соприкасается».
Третья группа детей берет 3 мяча. Слайд № 8
Воспитатель. Поиграйте с мячами, постучите их об пол. Легко ли мячами играть? Почему?
Дети. Они упругие и хорошо отскакивают.
Воспитатель берет специальную иглу и выпускает воздух из мячей.
Воспитатель. Что вы слышите?
Дети. Из мячей выходит воздух.
Воспитатель. А теперь поиграйте точно так же с мячами. Легко ли вам с ними играть? Отскакивают они от пола?
Дети. Нет, потому что они мягкие.
Воспитатель. Можем ли мы сказать, что воздух делал мячи упругими?
2
Дети. Да, можем.
Вторая группа детей берет 3 пакетика сока, вставляет трубочки, выпивают сок из пакета.
Воспитатель. Продолжайте через трубочку тянуть воздух. Посмотрите, что происходит с пакетами? Слайд № 9- 10
Дети. Пакетики сжались.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому, что внутри нет сока и воздуха.
Воспитатель. Правильно. И наружный воздух давит на стенки пакета, поэтому они вдавлены. Выньте трубочку. Что происходит с пакетиком?
Дети. Он надулся потому, что в него вошел воздух.
Воспитатель. А теперь подуйте в пакетик. Что с ним происходит?
Дети. Пакетик раздулся.
Воспитатель. Почему он раздулся?
Дети. Потому, что там много воздуха.
Воспитатель. Правильно. Когда много воздуха внутри предмета, он увеличивается в размере и становится упругим. Мы доказали, что воздух давит на все поверхности, с которыми соприкасается?
Дети. Да, давит.
Первая группа детей берет полиэтиленовые пакетики. Слайд № 11
Воспитатель. Сожмите пакетики в кулачке. Воздух в нем есть?
Дети. Нет или очень мало.
Воспитатель. Раскройте пакеты и поймайте воздух. Закрутите пакетики. Какие стали пакетики: мягкими или упругими?
Дети. Упругими.
Воспитатель. Мы доказали, что воздух давит на поверхность, с которой соприкасается?
Дети. Да.
Опыт №3. «Воздух не имеет запаха, но поскольку он движется, то доносит до нас
запахи».
Воспитатель. Мы уже с вами знаем, что воздух движется. Возьмите 9 вееров (дети заранее их приготовили, помашите этими веерами перед лицом, что вы чувствуете?
Дети. Ветерок. Слайд № 12
Воспитатель. А теперь возьмите по одной баночке, откройте крышечку, поднесите ее к носу и помашите веером. Определите, какой запах доносится до вас?
Дети берут баночки, каждый определяет запах в своей баночке. Затем дети озвучивают результат.
Воспитатель. Мы доказали, что по воздуху переносятся запахи?
Дети. Да, доказали.
ФИЗМИНУТКА. Слайд № 13
Воспитатель предлагает детям встать на ковер и изобразить те предметы, в
которых используется воздух.
1. Упр. «Насос» (упражнение на дыхание)
2. Упр. «Самолетики» (бег врассыпную)
3. Упр. «Воздушный шарик» (упражнение на дыхание)
Дети садятся на стульчики.
3
Воспитатель. Воздух – это газ, который состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Благодаря кислороду мы можем дышать. Давайте выполним следующее упражнение: сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель. Что вам хотелось сделать, когда вы не дышали?
Дети. Выдохнуть и снова вдохнуть.
Воспитатель. Может ли человек не дышать?
Дети. Нет, нам нужен воздух.
Воспитатель. Вы проводили опыты, а теперь я хочу вам показать еще один опыт.
Воспитатель берет ёмкость с небольшим количеством воды, на дно крепится свечка. и поджигает фитиль. Слайд № 14
Воспитатель. Как горит огонь?
Дети. Ярко.
Затем воспитатель пустой баночкой накрывает свечу. Свеча через несколько секунд гаснет.
Воспитатель. Кислород в воздухе нужен не только людям, без него даже огню плохо: без него он гаснет.
Итог занятия:
Сегодня мы узнали новые свойства воздуха, давайте их вспомним:
1. Воздух находится повсюду. Он занимает любое свободное пространство.
2. Воздух давит на все поверхности, с которыми соприкасается. Слайды №15- 19
3. Воздух не имеет запаха, но поскольку он движется, то доносит запахи до нас. Слайд № 20
4. В безвоздушном пространстве, в космосе, люди вынуждены защищать себя от холода и отсутствием кислорода специальными костюмами – скафандрами. Слайд №21
Литература.
1. Нищева Н. В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», с. 183.
2. Нищева Н. В. «опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах», с. 212.
3. Интернет ресурс