Бурматова Ирина
Конспект ООД подготовительной группы опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у профессора Всезнайкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД подготовительной группы
опытно-экспериментальной деятельности
«В гостях у профессора Всезнайкина»
Цель: Закрепить и расширить представления детей о значимости органов чувств, для жизнедеятельности человека;
Познакомить с новым веществом – крахмалом и его свойствами.
Задачи
Образовательные:
- формировать представления детей о том, кто такие ученые, о назначении «научной лаборатории» и культуре поведения в ней.
Публикация «Конспект ООД подготовительной группы опытно-экспериментальной деятельности „В гостях у профессора Всезнайкина“» размещена в разделах
- Все профессии нужны, все профессии важны. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
-создать условия для формирования представлений о свойствах крахмала, познакомить детей со свойствами крахмала;
- изучить один из способов получения крахмала и обнаружения его в других продуктах питания;
- активизировать познавательный интерес к исследовательской деятельности.
- закрепить знания детей о функции органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.
Развивающие:
- уточнять и расширять знания детей о продуктах питания и их свойствах через опытно-экспериментальную деятельность;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- Развивать любознательность, речевую и мыслительную активность, стремление к поисково-познавательной деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Методы и приё мы: игровой, словесный, наглядный, практический (опыты, эксперименты).
Предварительная работа:
- ознакомительные беседы об органах чувств;
- чтение энциклопедической литературы
- дидактические игры: «Что изменилось», «Угадай по голосу», «Чудесный мешочек», "Изучаем наше тело"
Оборудование: мольберт, картинки с изображением органов чувств, продукты питания в тарелочках: сахар, в прозрачных емкостях соль, мука, крахмал: картофель и колбаса; хлеб и яблоко, огурец; непроливайки с раствором йода, пипетки.
Ход:
I. - Ребята, кто из вас знает, что такое наука? Наука - это познание. Это изучение различных предметов, явлений.
- А кто такие ученые?
Ученые - это люди, изучающие окружающий нас мир. Они занимаются научной деятельностью : исследуют, изучают природу, явления и различные предметы, наблюдают за происходящим в мире, задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них. А как же ученые находят ответы на свои вопросы?
Ученые проводят разные опыты. исследуют различные предметы. Все опыта они проводят в исследовательских лабораториях.
А вы хотите побывать в научной лаборатории?
Ну тогда я приглашаю вас в одну из таких лабораторий.
Для этого закройте глаза произнести волшебные слова: Раз-два-три, отвернись и в учёных превратись. (надеваю халат, очки и превращаюсь в профессора Всезнайкина)
- Здравствуйте, я профессор Всезнайкин! Я приглашаю вас ребята, в свою научную лабораторию и предлагаю вам стать моими помощниками, научными сотрудниками.
Вы согласны? Ну тогда:
Подними ладошки выше и сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша. А под крышей – мы с тобой.
(Дети складывают руки над головой)
Подними ладошки выше,
А потом сложи другой. Кто же вышел?
Вышли гуси – Вот один, а вот другой,
(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)
Подними ладошки выше и сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой.
Вот по этому «мостику» мы как будто переходим в нашу лабораторию и садимся на стульчики. Я должен познакомить вас с правилами поведения в научной лаборатории.
1. Не шуметь, не отвлекаться, не мешать свершать научные открытия.
2. Не выкрикивать и не перебивать своего товарища, уметь выслушивать научные тенденции.
3. Если кому-либо из научных сотрудников захочется рассказать о своем открытии, то сделать это нужно так, чтобы все остальные поняли о чем говорится, то есть четким полным предложением.
II. И так начинаем работу нашей научной лаборатории.
Перед вами, на столе, стоят (прозрачные) емкости, в которых находится вишне похожее вещество.
- почему, я сказала, что содержимое в емкостях вещество внешне похоже? (потому, в каждой емкости вещество белого цвета)
-А как вы догадались? Правильно, нам подсказали наши глаза, органы зрения.
- А что мы можем сказать о запахе вот например, этого вещества. Как узнать чем пахнет содержимое в первой емкости? Правильно, об этом нам расскажет наш орган обоняния, то есть наш нос. (работа подгруппы детей)
Но нюхать нужно очень осторожно, не опускать нос в емкость, не подносить слишком близко стакан к носу, (познакомить с правилом, как можно узнать запах содержимого, в какой либо емкости)
- А еще у нас, ребята, есть орган слуха. Это наши уши (работа подгруппы детей). И они нам сейчас подсказывают, что мы не чего не слышим (подносим емкости к уху, а значит не одно из данных веществ, не производит ни какого шума.
-А теперь, давайте посмотрим на наши пальчики. Вот эти мягкие подушечки, которые находятся на конце каждого пальчика, называются органами осязания. Повторите это слово все вместе – орган осязания.
Для них сегодня предстоит нелегкая работа. И чтобы органы осязания справились с ней, нам необходимо им помочь, размять, разогреть каждый пальчик
Раз, два, три, четыре, пять - (ладони вместе, пальчики касаются поочередно друг руга)
Будем пальчики считать – (одновременно пальцы каждой руки поочередно с силой надавливают на подушечку большого пальца)
Этот пальчик – дедушка (массаж большого пальца)
Этот пальчик - бабушка, (массаж указательного пальца)
Этот пальчик – папочка (массаж среднего пальца)
Этот пальчик – мамочка (массаж безымянного пальца)
А вот этот пальчик – я (массаж мизинца)
Вот и вся моя семья. (ладони вместе)
Опыт 1
А сейчас к столу подойдут научные сотрудники….(работа подгруппы детей). Мы им завязываем глаза. И с завязанными глазам. Наши ученые должны обследовать содержимое емкости, которую мы им предложим и рассказать нам, что почувствовали их органы осязания.
1. – это вещество на ощупь сыпучее. Оно зернистое, состоит из кристалликов. (сахар)
2. – это вещество тоже сыпучее, зернистое, состоит из кристалликов (соль)
3. – это вещество мягкое, пушистое, сыпучее. (мука)
4. – и это вещество мягкое, пушистое, сыпучее. (крахмал)
Вывод, что же рассказали нам органы?
На столе стоит четыре емкости, и в каждой емкости находится белое по цвету (ставим красные фишки, сыпучее, не имеющее запаха вещество. Это соль, сахар и мука. И вещество, название которого мы не смогли установить. Давайте, поставим его пока в сторонку.
Как можно одним словом назвать все то, что находится в емкостях? Соль, сахар, мука – что это? (продукты питания)
Но на ощупь эти продукты отличаются друг от друга (синяя фишка). Соль и сахар кристаллические на ощупь, а мука мягкая, пушистая.
А сейчас, ребята я вам расскажу еще об одном органе. Орган вкуса. Он находится у нас во рту. Вы сможете назвать его, если отгадаете загадку: «Всегда во рту, а не проглотишь». «Если б не было его, не сказал бы ничего»
Как вы думаете, какую работу выполняет наш язык? (определяет вкусовые качества пищи)
Возьмите все зеркальце, откройте рот и высуньте язык. Какой он? (Язык шершавый, на нем расположены вкусовые сосочки, которые покрыты слизистой оболочкой Вкусовые сосочки, помогают определять вкус пищи)
Давайте с помощью вкусовых сосочков или вкусовых рецепторов попробуем определить, что же за продукт находится в той или другой емкости. (кончиком языка, дети (вызываю по очереди) пробуют с чайной ложки тот или иной продукт)
Вывод:
С помощью наших органов чувств (показываю на таблице) мы смогли определить что в емкости № 1 находится сахар, № 2- соль, № 3 –мука
Физминутка
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро - быстро поморгаем
И немножечко потрем!
Чтобы уши не болели
Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)
Все сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)
По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)
И ладошкой их прижмем,
Сильно-сильно разотрем. (Ладонями энергично растирают уши)
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок. И ещё разок.
А потом вприсядку, а потом вприсядку,
А потом вприсядку, и снова - по порядку.
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок. И ещё разок.
Побежим мы по дорожке раз, два, три!
И похлопаем в ладошки раз, два, три!
И покрутим головами раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами раз, два, три
III. А сейчас я хочу познакомить вас, ребята, с веществом которое находится в стакане под № 4
Посмотрите еще раз, это сыпучее вещество белого цвета, не имеющее запаха, без вкуса, скрипучее на ощупь. (ребенок помогает)
Это вещество тоже относится к продуктам питания и называется – крахмал. Вы когда-нибудь слышали это слово. Знаете что такое крахмал? Вот это и будет вопрос, который мы должны задать самим себе и найти на него ответ.
1. Посмотрите, что у меня в руках (картошка)
2. Если я возьму картошку и натру ее на терке, то у меня получится вот такая кашица.
3. Берем стакан с прозрачной водой и добавим эту кашицу в стакан с водой, размешиваем ложкой – что видим? (вода помутнела, стала не прозрачная)
4. А теперь отставим его в сторонку и подождем.
А пока поиграем с нашей картошкой Игра называется «Горячая …».
5. Что случилось с нашей не прозрачной и мутной водой? Она отстоялась. Осадок упал на дно, а вода снова стала прозрачной.
6. Давайте сольем эту воду в пустой стакан. Что на дне? (выкладываем крахмал ложечкой на тарелку)
Это крахмал. Он сейчас мокрый и поэтому не рассыпается. Но когда высохнет, станет таким же сыпучим и скрипящим, как и в нашей емкости.
Вывод: проведя наш опыт мы выяснили, что крахмал содержится в картошке. А в каких еще продуктах содержится крахмал? Чтобы узнать это, надо провести еще ряд опытов.
1. Вот у меня есть бутылочка, в ней находится… Прочитайте, что? Правильно – йод. Йод – это раствор которым обрабатывают ранки. Вот он нам сейчас и поможет узнать, в каких еще продуктах содержится крахмал. (капаю капельку йода в тарелочку на крахмал.) Что вы видите (синее пятно). Произошла химическая реакция.
Вывод: При соприкосновение с йодом. крахмал становится синим.
Это еще одно открытие в нашей с вами научной лаборатории
2. Посмотрите, у меня на столе, есть еще ряд продуктов. Это огурец, белый хлеб, яблоко, колбаса. Хотите проверить, есть ли крахмал в этих продуктах.
Ну тогда приступаем к проведению следующего опыта. (работа подгруппы детей) .
Вывод делают дети (Я капнул капельку йода на кусочек … и выяснил, что в нем есть или нет крахмал.)
Ребята, а вы знаете, для чего людям нужен крахмал, где его используют?
Крахмал используют в кулинарии, при приготовление различных блюд, выпечки тортов. Его используют как компонент лекарства, добавляют в таблетки.
Крахмалом можно накрахмалить салфетки, рубашки, сварить клейстер.
А еще из нег можно приготовить очень вкусный кисель. Хотите попробовать.
Берем крахмал, насыпаем в кастрюлю. Добавляем сахар, смородинного варения и заливаем все кипятком. Размешиваем и плотно закрываем крышкой, немного подождем и можно будет пробовать наш ароматный кисель.
А пока - Раз, два, три отвернись
И в детишек превратись
Снимаю халат, очки. Дети садятся на стульчики.
Понравилось вам быть научными сотрудниками?
Что нового вы узнали, работая в научной лаборатории? Мы провели ряд исследований и узнали много интересного о разных продуктах питания, в том числе о крахмале.
Как можно получить крахмал в домашних условиях.
А сейчас все улыбнемся,
Крепко за руки возьмёмся.
И на прощание,
Скажем всем мы до свиданья.