Юлия Ведерникова
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Мы изучаем свет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы „Мы изучаем свет“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
Активизировать словарь детей.
Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи.
Оборудование и материалы:
Цифровая лаборатория «Наураша» модуль «Свет», макет солнечной системы, фонарики, 2 горшка с цветами, прозрачные пленки, деревянные брусочки, цветные карандаши, дневники наблюдений для детей, диски, картинки с изображением естественных и искусственных источников света.
Предварительная работа:
-Беседа на тему «Что такое солнечный свет?».
-Наблюдение за цветами.
-Рассматривание иллюстраций по теме «Источники света».
Ход деятельности:
Мотивационно - ориентировочный этап.
Игра – приветствие «Круг друзей»
Воспитатель: Поздоровались с гостями,
Улыбнулись всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам поэкспериментировать! А результаты наших наблюдений и экспериментов мы будем записывать вот в такие "Дневники наблюдений". (Показывает детям блокнот).
Поисковый этап
Ребята! Я рада снова приветствовать вас в нашей цифровой лаборатории. Сегодня мы начнем изучение нового модуля «Свет».
Беседа. Воспитатель: Сегодня на занятие я принесла вам коробку, она не простая. Хотите узнать, что в ней находится?
Дети: Да, очень хотим!
Воспитатель: В ней есть отверстие. Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.
Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вам ничего не видно?
Дети: В коробке темно и нет света.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки?
Дети: Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.
Воспитатель: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?
Дети: Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки.
Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке?
Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость
В коробке картинка планеты солнечной системы.
Воспитатель: Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?
Дети: Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.
Практический этап
Воспитатель: Ребята, покажите, где находится солнце? (Дети показывают). Солнце излучает свет. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?
Дети рассуждают, делают выводы (наша планета третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света, в отличии от других планет, которые дальше удалены от солнца; те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко и можно сгореть).
Воспитатель: Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека. Солнце – это естественный источник света на Земле. Оно светит всегда и никогда не гаснет. А давайте представим, что будет, если солнце престанет светить?
Дети: Будет холодно, темно.
Воспитатель: Ребята, мы выяснили, что свет от солнца является естественным - он создан самой природой. Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным. Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?
Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».
Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.
- Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать картинки с изображением этих предметов.
- Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
- Ребята, чтобы утвердить или опровергнуть наши предположения, я приглашаю вас в нашу цифровую лабораторию к мальчику Наураше. Где с помощью датчика Божья коровка мы сможем измерить силу света от разных источников. Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно.
2. Внимательно слушать научного руководителя.
3. Приступать к выполнению опыта только после моего указания.
4. После каждого опыта делать - вывод.
Все вместе отправляются в лабораторию.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня я буду вашим научным руководителем.
- В группе, мы наблюдали за ростом цветка. В два горшка мы посадили цветы, но один горшок поставили на подоконник, т. е. в более освещенное место, а другой - в шкаф, в менее освещенное место.
Воспитатель: Чем цветы отличаются друг от друга по внешнему виду?
Дети: В одном горшке ростки более крепкие сочные зеленые, в другом - ростки блеклые, они тонкие, вытянутые.
Воспитатель: Какой вывод о влиянии солнечного света можно сделать?
Дети: Солнечный свет очень важен для жизни и роста растений.
Воспитатель: Теперь ваши выводы зарисуйте в "Дневниках наблюдений".
Дети делают зарисовку.
Воспитатель: Ребята, свет - это форма энергии, которая с нами повсюду, она невидима для человеческого глаза. А как вы думаете, какого цвета свет?
Дети: Белого, желтого.
Воспитатель: На самом деле его можно разложить на семь разных оттенков. А что в природе бывает тоже семи оттенков одновременно?
Дети: Радуга состоит из семи цветов.
Воспитатель: Ребята, ну а так как мы с вами находимся в лаборатории, мы с вами можем увидеть все цвета света. Для этого нам нужен предмет, который преломляет световой луч. Таким свойством обладают все блестящие предметы.
Воспитатель: Возьмите диск, и посветите на него фонариком. Что вы увидели?
Дети проводят опыт "Семь оттенков света".
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось? Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод: свет имеет семь оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый.
Результат опыта зарисовывается в "Дневниках наблюдений".
Воспитатель: Ребята, свет имеет еще одно свойство - проникать через некоторые предметы, а через другие - не проникать.
Педагог просит детей взять с подносов прозрачную пленку и деревянные брусочки.
Воспитатель: Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ну что ж, давайте проверим:
- Возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?
- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?
Дети проводят опыт "Способность света проникать или не проникать через предметы"
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.
Результат опыта зарисовывается в "Дневниках наблюдений".
Воспитатель: Если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, то появляется тень от такого предмета.
Воспитатель: Возьмите деревянный брусочек и посветите на него так, чтобы тень "падала" на стол.
Проводится опыт "Тень".
Воспитатель: Вот на таком свойстве игры света - тени, люди придумали Теневой театр.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Выполняются действия в соответствии с текстом.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в необычную, компьютерную лабораторию в гости к мальчику - ученому Наураше. Он поможет нам измерить силу света. Мы измерим освещенность в комнате, яркость фонарика, освещенность от экрана компьютера. Результаты мы увидим на экране.
Далее следует проведение опытов с использованием цифровой лаборатории.
1) Прослушать информационную справку Наураши о свете.
2) - Ребята, обратите внимание на экран нашего ноутбука. В лаборатории «Свет» находится теплица, в которой растут растения. И там живёт КИБЕРКРЫС. Над теплицей расположена шкала с делениями и табло с цифровыми значениями. Чем больше света или светлее. Тем больше делений будет загораться на шкале и цифровой показатель будет больше. Если света меньше – темнее, то, соответственно, делений на шкале загораться будет меньше, а цифровой показатель меньше.
3) Предложить детям провести опыты по измерению силы света в комнате.
Воспитатель: Ребята, мы измерили осещенность в помещении. Освещенность – это количество (внешнего) света, падающего на поверхность в единицу времени. Освещенность в нашей комнате достаточная чтобы проводить занятия.
Воспитатель: В комнате свет идёт от искуственных источников освещения - лампы и от естественных – солнечный свет из окна. Потоки света встречаются и рассеиваются по всей комнате. Как вы думаете, если направить поток света непосредственно на датчик, освещённость будет больше или меньше?.
Давайте проверим…
Проведение опыта с фонариком. Поднести фонарик близко к датчику, измерить освещенность от фонарика на удалении от датчика.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД: При попадании на датчик направленного пучка света, освещенность будет больше, показатели выше. При удалении фонарика, освещенность падает.
Воспитатель: Если мы с вами находимся в комнате, освещенность в комнате для наших глаз комфортная, мы всё видим, не напрягая глаза. А если мы с вами посмотрим на лампочку, нам станет не так комфортно, захочется зажмуриться. Потому что на наши глаза, будет воздействовать большая сила света.
Воспитатель: Теперь, давайте проверим, комфортно ли для наших глаз смотреть на монитор ноутбука. Измерим силу света экрана ноутбука. Предложить детям измерить яркость экрана в разных точках – светлых, тёмных. Почему мы видим одинаково. А освещенность разная?. (свет рассеивается)
Обратить внимание детей на то, что длительная работа за компьютером вредна для глаз, т. к она выше освещенности в комнате. Глаза устают, могут заболеть.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, что мы сегодня изучали?
Дети: Мы узнали как влияет свет на жизнь растений, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные, как появляется тень. Увидели какого цвета свет.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами познакомились с естественными и искусственными источниками света, некоторыми свойствами света. А что вам сегодня больше всего понравилось? Какие эксперименты?
Дети отвечают, высказывают свое мнение.
Воспитатель: Спасибо за занятие.