Юлия Вишнякова
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования,
расширять знания о воздухе.
Задачи:
- Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
- Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружений;
- Развивать познавательный интерес через проведение элементарных опытов;
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование:
- растение в горшке;
Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности „Воздух-невидимка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- стаканчики для опытов;
- картонные листы;
- полиэтиленовые пакеты;
- деревянные шпажки;
- колпачки от фломастеров, пустые бутылочки, шарики;
- лабораторное оборудование;
- микроскоп;
- шапочки учёных.
Словарная работа: лаборатория.
Ход занятия:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и нашим гостям, чтобы у нас было хорошее настроение весь день.
Давайте поздороваемся с нашими гостями, ребята!
(Здороваются и садятся на стульчики)
Воспитатель: - Ребята, в мою группу пришло письмо от Незнайки. Он не может отгадать загадку и просит детей моей группы помочь. Только у нас младшая группа и дети, которым по 3 года не могут её отгадать. Поэтому я пригласила вас на помощь, уверена, вы точно отгадаете, вы же такие взрослые! Ну, что попробуете?
Читаю:
"Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас. "
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Это воздух.
Воспитатель: - А для чего же он нужен?
Дети:- Что бы дышать!
Воспитатель: - А как вы думаете мы можем долго не дышать?
Воспитатель: - А это мы сейчас и проверим. Зажмите нос пальцами и задержите дыхание, я буду считать.
Если трудно станет дышать, то пальцы сразу надо убрать от носа.
(Дети по очереди убирают пальцы от носа).
Воспитатель: - Я совсем не могу без воздуха. А вы?
Воспитатель: - Видите, как трудно без воздуха. Знаете ли вы, что без еды человек может прожить 10 дней и даже 20, без воды 2-3 дня, а без воздуха мы не можем прожить и одной минуты.
Воспитатель: - Интересно, а кому еще нужен воздух? Кроме людей, кто ещё дышит? И вообще, какой он воздух и как его обнаружить….
Воспитатель: Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам посетить нашу научную лабораторию «Почемучки».
Выяснить всё про воздух и написать Незнайке письмо. А помочь написать это письмо мы попросим вашего воспитателя Людмилу Николаевну.
Отдаём листочек, конверт и ручку.
Воспитатель: - Лаборатория - это место где проводят опыты.
А я теперь не просто воспитатель, а учёный - человек, который работает в лаборатории.
Одеваем шапочки учёных…
Теперь, ребята, вы - мои помощники.
Прежде чем мы туда зайдём, я вам расскажу о правилах поведения в научной лаборатории. Здесь нельзя бегать, толкаться, трогать приборы без разрешения, чтобы ничего не разбилось, не пролилось, не сломалось.
О правилах поведения мы сказали, теперь проходим к первому столу.
ОПЫТ №1.
Воспитатель: - Ну, то что у животных есть носы, все вы знаете, а вот знаете ли вы, что и у растений есть свои «носы»?
Они расположены на нижней стороне листа (показывая на комнатное растение) - это маленькие отверстия, через которые воздух проходит внутрь листа.
Вот, посмотрите, с помощью микроскопа, прибора, который позволяет увеличить предметы во много-много раз, мы можем увидеть эти «носы» (смотрим по очереди в микроскоп).
- Вы хотите еще узнать про воздух?
Переходим к следующему столу.
ОПЫТ №2.
Воспитатель: - Ребята, а в группе есть воздух?
Дети: - Да. Мы дышим.
Воспитатель: - Посмотрите что это лежит на столе?
Дети: - Мешочек.
Воспитатель: Посмотрите сквозь пакет. Какой он?
Дети: - Прозрачный.
Воспитатель: - Спрячу мешочек в руку. Есть в нем воздух? Как вы определили?
Дети: - Воздуха нет, иначе он не поместился бы в руке.
Воспитатель: - А давайте сейчас поймаем воздух, чтобы убедиться, что он правда здесь есть. Ловим. Я поймала полный мешочек воздуха. А теперь вы видите меня? (снова смотрим сквозь мешочек).
- Какой он, воздух?
Дети: - Он прозрачный.
Воспитатель: -Верно, поэтому мы и видим друг друга (закручивает пакет и подкидывает его). Что напоминает вам пакетик с воздухом?
Дети: - Воздушный шарик.
Воспитатель: - Закрутите пакетик и подкиньте его. Какой он?
Дети:- Легкий.
Воспитатель: - Значит, что мы можем сказать о воздухе, какой он?
Дети: - Легкий, прозрачный.
Воспитатель: - А теперь попробуйте поймать воздух кулачком. Поймали или нет, как определить.
Дети: - Не поймали, кулак сжат.
Воспитатель: - В кулачках есть дырочки, через которые воздух убегает.
Воспитатель: - Выходит, что воздух нельзя потрогать, но можно поймать.
Воспитатель: - А как выдумаете, воздух можно почувствовать?
Возьмите острые палочки и проткните пакет. А теперь поднесите паке дырочкой к лицу. Чувствуете? Воздух вырывается наружу, в пакете ему тесно. Этот опыт доказывает, что воздух можно почувствовать.
ОПЫТ №3.
Воспитатель: - А теперь я покажу вам что-то очень интересное и удивительное. Идём к следующему столу.
- Я беру стакан с водой, закрываю его листом картона, переворачиваю, что произойдет, если я уберу руку, которой держу листок?
Дети: - Вода выльется.
Воспитатель: - Убираю. Лист как будто приклеялся, вода не вытекла. Как вы считаете, почему вода не пролилась?
Дети размышляют и предполагают.
Воспитатель: - Оказывается, что воздух не только легкий, но он еще и сильный. Потому он держит листок. Вечером, дома, покажите этот фокус родителям. Вот они удивятся!
ОПЫТ №4.
Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете, внутри нас есть воздух? А давайте проверим.
Дуем трубочкой в стакан, выходят пузырьки воздуха. Значит внутри нас есть воздух.
ОПЫТ №5.
Воспитатель: - Ребята, мы выяснили, что воздух можно почувствовать, а вот услышать его можно? Прислушайтесь…. (Звучит запись "Вой ветра")
Ответы детей.
Воспитатель: Да, воздух звучит, когда быстро перемещается. А хотите сами воспроизвести звук ветра?
Дети: Да!
Воспитатель: - Если взять колпачок от фломастера, пустую бутылку и подуть в них… Давайте попробуем, что будет.
Дети дуют в колпачки от фломастеров.
Воспитатель: - Похож звук на вой ветра?
Дети: Да, похож!
Воспитатель: - Только тихий ветерок у нас получился. А может гости нам помогут и вместе у нас громче получится.
Гости помогают, дуют в колпачки.
Воспитатель: - Посмотрите, прям концерт получился!
Всем спасибо! Давайте похлопаем друг другу.
Ну, что, ребята, можно услышать воздух?
Когда мы слышим свист или вой ветра, это воздух летает очень быстро.
ОПЫТ №5.
На столе стоят три баночки: в одной лежит кофе, во второй - кусочек апельсина, третья баночка пустая.
Воспитатель: - Ребята, а чем воздух пахнет? Принюхиваемся….
У меня для вас есть три одинаковые баночки. Открываем первую, что в ней?
Дети: - Апельсин.
Воспитатель: - Чем пахнет?
Дети: - Апельсином.
Воспитатель: - Во второй?
Дети: - Кофе. И пахнет кофе.
Воспитатель: - А в третьей баночке что?
Дети: - Ничего нет.
Воспитатель: - Точно ничего нет?
Дети: - Воздух!
Воспитатель: - Чем пахнет?
Дети (нюхают) : - Ничем.
Убираем из баночек апельсин и кофе и нюхаем снова, запах остался, хотя ничего в баночках кроме воздуха нет.
Вывод: воздух ничем не пахнет, но имет способность перемещать запахи других веществ.
Воспитатель: - Ребята, мы много узнали и выяснили о воздухе : он прозрачный, его можно почувствовать, он сильный, можно его услышать и он не имеет запаха.
А сейчас я вам предлагаю ненадолго покинуть нашу лабораторию и немного размяться.
Физкультминутка.
Воздух-невидимка,
Выходи гулять!
Воздух-невидимка,
Как тебя поймать?
Если быстро-быстро в поле убегу,
Чистого-пречистого воздуха найду!
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,
Самого полезного воздуха найду!
Если вместе с папой в горы я пойду,
Самого кристального воздуха найду!
Воспитатель: - Отдохнули немного? А теперь скажите мне, пожалуйста, вы умеете рисовать?
Дети: - Умеем!
Воспитатель: - А чем вы обычно рисуете?
Дети: - Красками, карандашами, фломастерами.
Воспитатель: - А хотите, я вас научу рисовать воздухом?
Дети: - Да! Хотим!
Садимся за столы. Рисуем с помощью красок и коктейльных трубочек.
Любуемся рисунками, оставляем их сохнуть.
Воспитатель приглашает детей в круг и спрашивает:
1. Ребята, так для чего нам нужен воздух? (Чтобы дышать)
2. Какой воздух, когда мы ловим его и подбрасываем (легкий, прозрачный, сильный);
3. Его нельзя увидеть, но можно поймать;
4. Воздух есть во всем, что нас окружает.
Воспитатель: - Пока мы с вами были в лаборатории и выясняли всё про воздух, Людмила Николаевна, записывала все наши исследования, и теперь мы сможем отправить письмо Незнайке, чтобы он узнал много всего о воздухе.
Воспитатель: - А наше занятие подходит к концу. Мне было очень интересно, а что вам понравилось в нашей лаборатории?
Вы молодцы! Я обязательно приглашу вас к нам в гости ещё не раз.
А это вам мой воздушный подарок. (Воздушные шары).
До свидания!