Алёна Соловьева
Конспект занятия по окружающему миру «Живая и неживая природа» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Живая и неживая природа»
Цель: дать понятия о живой и неживой природе; её роли в жизни человека; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы — от объектов неживой природы, по признакам. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы — люди — являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: движение, свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. Закрепить правила поведения на природе, значимость природы в жизни живых объектов. Формировать необходимость охраны природы, для сохранения ее самоценности. Развивать речь, логическое мышление.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Живая и неживая природа“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети должны уметь: объяснять понятия и отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; определять по определенным признакам виды природы.
Тип занятия: формирование новых знаний и умений, закрепление ранее изученного материала.
Оборудование: предметные картинки с объектами природы и «не природы» (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и предметные картинки с изображением объектов живой природы и «не живой природы». Схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, взрослая кошка, старая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина).
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)
- Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)
- Растения, животные, птицы, рыбы, насекомые — живые, они двигаются (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека); дышат (выставить модель-дыхание (нос); размножаются (выставить модель - размножения (цыпленок из яйца); растут (выставить модель - роста (цыпленок—курица).
Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.
- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
- А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)
- Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (Нет)
- Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)
- Природа — это то, что существует без помощи человека, т. е. не со-зданное человеком, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.
- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «приро-ду». Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка — на кита. (Дети продолжают этот ряд.)
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один строку поставьте живую природу, на другую — неживую природу. (Дети расставляют и объясняют: живая природа — это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая — поточу что, это не создано руками человека, но оно есть в природе.)
Дидактическая игра: «Живое - неживое»
У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом — живая природа, с другой стороны красная цветом—не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т. д.) и не живой природой (камень, солнце, облака, песок, вода и т. д.). Дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:
- Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)
- Почему не живое? (не питается, не размножается, не дышит, не двигается).
Помогите мне решить задачки:
Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы? (Неживой).
Почему? Ведь был один камень, стало много. (Нет признаков живой природы, если камень раскололся, то он не вырастет большим). Да, ребята, правильно, молодцы, камень - это тело неживой природы. Тела в природе могут изменяться, но они никогда не оживут (только в сказках).
Текучая вода в реке - это объект живой природы? (Нет).
Но ведь вода в реке движется? (Вода движется потому что, что на нее дует ветер, речка течет вниз с горы, а земля круглая). Молодцы!
Физкультминутка «Жук»
В группу к нам жук влетел, (грозят пальцем)
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж-ж»,
Вот он вправо полетел, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом)
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, (правой рукой движение к носу со стороны)
Не дадим ему присесть. (направление движения вниз и приседание)
Жук наш приземлился.
Зажужжал и закружился (делают вращательные движения типа волчка и встают) Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук, вот правая ладошка, (поочередно вытягивают руки и смотрят на них)
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят на них)
На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягиваются)
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно (хлопки над головой)
Хлоп – хлоп – хлоп,
Чтобы улететь он мог. (имитируют полет жука и садятся на стульчики)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
- А что представляет человек по отношению к природе? К какой природе мы его отнесём? (Предположения детей)
- Давайте выясним и докажем, что Человек — сам часть живой природы. Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.
- Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
Слепой котенок — маленький котенок — подрастающий котенок — взрослая кошка — старая кошка.
- Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (Предположения детей)
Воспитатель поводит детей к тому, что для роста и развития кошки нужны: Тепло + питание + движение + вода + воздух + любовь близких.
- А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (Выставляются картинки)
Грудной ребенок — ребенок-дошкольник — ребенок-школьник — юноша — мужчина — старик.
- Что нужно для роста и развития человеку? (Предположения детей)
Воспитатель поводит детей выводу, что для роста и развития человеку нужны те же самые составляющие: Тепло + питание + движение + вода + воздух + любовь близких. Значит можно сделать вывод о том, что человек – часть природы. И те же условия необходимы и растениям и всем другим живым организмам.
- А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, птиц и рыб, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух. Живая природа влияет на неживую природу: дерево растет в земле, растениями питаются животные, человек загрязняет воду рек, неубранным после себя, мусор. Но неживая природа тоже влияет на живую природу: греет солнце – растут растения, обрушиваются скалы – приносят вред жилищам человека, дует ветер – с ним переносятся семена плодов.
Сейчас прослушайте стихотворение, а вы подумайте, как неживая природа помогает живой.
«Воробей живет под крышей,
В теплой норке - домик мышки,
У лягушки дом - в пруду,
Домик пеночки - в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом».
Назовите объекты живой природы, неживой. Как объекты живой и не-живой природы влияют друг на друга? (Дети называют).
- Некоторые люди называют человека «Царем природы». Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения).
- Человек — существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы, и использует ресурсы природы в своих целях. Он многое умеет, в отличие от других живых объектов.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
- Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Живая природа это дом для человека. Чтобы не разрушить свой дом; для того, чтобы расти и развиваться человеку еще необходимо бережно относиться к себе, друг другу и живой природе. И тут мы забыли с вами назвать еще один условие, необходимое для полноценного роста и развития животного.
Послушайте стихотворение:
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
(Обсуждение стихотворения с детьми) Какое условие можно вынести из этого стихотворения? (Бережное отношение, охрана, защита)
Нужно бережно относиться к живой природе. Уважать друг друга, учиться жить дружно, помогать друг другу, любить друг друга и заботиться друг о друге. Что вы знаете о Красной книге? Зачем она создана людьми? С какой целью? (В Красную книгу занесены исчезающие виды животных и растений. Эти растения и животные особо нуждаются в охране и заботе. Если люди не обратят на это внимание, то эти растения и животные могут совсем исчезнуть! И тогда больше никто не сможет их увидеть и полюбоваться). Люди должны нести ответственность за свои плохие и хорошие поступки по отношению к живой природе. Думая о последствиях своих действий люди смогут избежать экологических катастроф, гибели живых объектов и увеличения численности растений и животных в Красной книге.
Заключительный этап занятия:
Дидактическая игра «Береги природу»
Задача: закрепить знания детей, почему так важно беречь природу; формировать осознание ценности живой природы для человека, самоценности живой природы.
Оборудование: Картинки с изображением растений, насекомых, птиц, животных, человека, солнца, воды, земли, ветра. Магнитная доска и магниты.
Ход: Воспитатель прикрепляет картинки на магнитную доску по кругу. Затем поочередно убирает одну из карточек, а детей просит рассказать, что будет с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.