Маловичко Мария Васильевна
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Волшебная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о свойствах воды, о состояниях;
- развивать любознательность, умение анализировать, обобщать полученные знания;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
Стол учителя: чайник, блюдце, тарелка с фруктами, иллюстрации к уроку, компьютер с записью журчания ручья, песня песков, глобус.
На столах у детей: 3 стакана, бутылочка с водой, чайные ложки по 4 на каждого, пакетики чая, сахар, соль, полоски жёлтой, синей и белой бумаги, блюдце, салфетки большие и маленькие, пакетики с аскорбиновой кислотой
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе „Волшебная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в группу и встают на ковре.
- Закройте глаза, сейчас вы познакомитесь с главным героем нашего занятия. (Звучит тихая музыка, открывается доска с облаком с капельками).
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее —. (вода).
- Как вы думаете, из чего она состоит? (Из капелек).
- Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному.
Новый материал.
- Я хочу вас пригласить в волшебную Лабораторию Почемучек. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств.
1. Капелька любопытная.
– Сейчас мы с вами будем экспериментировать с водой, чтобы узнать её свойства.
На ваших столах стоит бутылочка с водой. Работаем в парах. Аккуратно налейте из бутылочки воду в стакан. Один человек наливает из бутылочки, другой – держит стаканчик, чтобы он не опрокинулся. Так мы рассмотрим первое свойство воды. Что сейчас происходит с водой? (Она перетекает из стакана в стакан).
Вывод: вода может перетекать из одного места в другое. Из стакана в стакан, из лужи в канавку и т. д. (Вывешивается свойство - текучая).
– Как вы думаете, имеет ли вода вкус? Запах? (Предположения детей).
- Проведем второй опыт. Попробуйте воду каждый своей ложечкой и отложите её в сторону. Понюхайте воду. Что вы заметили?
Вывод: Вода без вкуса и запаха. (Вывешивается свойство – не имеет вкуса, запаха).
– Положите в стакан с водой ложку. Можно ее увидеть через стакан? Какое свойство помогло вам в этом? (Прозрачность).
Вывод: Вода прозрачная. (Вывешивается свойство – прозрачная).
– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать? (Вода не имеет никакого цвета).
Вывод: вода бесцветна. (Вывешивается свойство – бесцветная).
– А теперь мы с вами поработаем в группах.
И следующий опыт проведет группа Нины. Положите в стакан с водой немного соли, размешайте её. Что вы видите? (Вода стала мутной). Попробуйте. Какой она стала? (Вода стала соленой). А какой была до опыта? Куда делась соль? (Она растворилась в воде).
Следующий опыт проведет группа Кристины.
- Налейте воду в стакан, в котором порошок. Размешайте. Порошок – это аскорбиновая кислота. Попробуйте. Как изменился вкус воды? (Она стала кислой).
Группа Вовы проведет следующий опыт.
- Налейте воду в стакан, в котором лежит сахар. Я добавляю вам теплой воды. Размешайте сахар. Попробуйте. Где сахар? (Он растворился). Вкус воды изменился? (Она стала сладкой). Положите в этот стакан пакет чая.
- Изменился ли цвет воды? Теперь чай сладкий.
- Ребята, что произошло с солью, сахаром и аскорбиновой кислотой? (Они растворились).
Вывод: вода является растворителем некоторых веществ. Но не всех.
Вот сейчас группа Саши поэкспериментирует с мелом. Положите в стакан с водой мел. Что происходит? (Мел не растворяется).
К сожалению, мы не можем попробовать все вещества. Что-то «порастворять» в воде вы можете дома под контролем взрослых.
А сейчас мы поиграем с карандашом.
Даниэль, положи, пожалуйста, в стакан с водой карандаш.
Посмотрите, что произошло с карандашом? (Он искривился).
Вывод: вода имеет свойство визуально преломлять предметы.
Следующий опыт мы проведём с обычным куриным яйцом.
Берем два одинаковых по размеру яйца.
Одно яйцо мы опустим в стакан с водой, а другое положим рядом со стаканом.
А теперь давайте сравним их. Одинаковы ли они по размеру? (Нет).
Вывод: вода имеет свойство визуально увеличивать размер предметов.
Для проведения следующего опыта мы берём два стакана с горячей водой и окрашиваем её в красный цвет. Один стакан накрываем пластиковой карточкой. Теперь возьмём два стакана с холодной водой, окрашиваем её в синий цвет. Один стакан тоже накрываем пластиковой карточкой.
Берём закрытый карточкой стакан с горячей водой, переворачиваем его и аккуратно ставим сверху стакана с холодной водой. Карточку вынимаем.
Посмотрите внимательно: что происходит? (Вода не смешивается).
А теперь делаем наоборот. Берём закрытый карточкой стакан с холодной водой, переворачиваем и ставим на стакан с горячей водой. Карточку вынимаем.
Что происходит на этот раз? (Вода начинает смешиваться).
Вывод: холодная вода имеет более высокую плотность, чем горячая. Поэтому, когда горячая вода оказывается сверху, она не стремится вниз, а остаётся наверху. Когда же мы ставим наверх стакан с холодной водой, то она опускается. Но обратите внимание, что краситель смешивается с разной скоростью. Молекулы воды в тепле движутся быстрее, чем в холоде.
Итак, какие свойства имеет вода?
Вода без вкуса и запаха, текучая, прозрачная, растворяет вещества, визуально преломляет и увеличивает предметы.
Холодная вода имеет более высокую плотность, чем горячая.
2. Физкультминутка.
Капелька игривая приглашает вас отдохнуть.
К речке быстро мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклон, имитация умывания)
Раз, два, три, четыре!
(хлопки в ладоши)
Вот как славно освежились!
(встряхиваем руками)
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
(круги двумя руками вместе)
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
(руки по очереди заносятся вперед)
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
(стряхнули с себя воду)
И отправились домой.
(тихонько сели на места).
3. Капелька волшебная
- Волшебная капелька о себе говорит так:
(стихотворение сопровождается иллюстрациями)
Я и стужа и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как это понять? (Ответы детей).
Хотите проверить, так ли это?
(Воспитатель раздает всем детям на блюдце кусочки льда).
- Что у вас на тарелочках? (Лед).
- Какой он? (Холодный, твердый).
- Возьмите лед в руку. Что происходит со льдом? (Он тает).
- Что остается в руке? (Вода).
- Почему он растаял? (Ладонь теплая).
- Значит, лед – это замерзшая вода
- Что мы видим, когда чайник кипит? (Над носиком пар).
- Проверим, действительно ли пар – это вода? (Один ребенок снимает блюдце с чайника и показывает всем капельки воды на блюдце).
Вывод: И пар, и лед, и снег – это разные состояния воды. Она может быть жидкой, газообразной (пар, туман, облако) и твердой (лед, снежинки).
4. Хитрая капелька.
Звучит запись журчания ручья.
- Вы слыхали о воде?
- Говорят она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить -
Без неё нам не прожить.
- Ребята, а для чего нужна человеку вода?
- У вас на столах лежат капельки. Вам надо их раскрасить и вырезать. А потом мы с вами попробуем найти воду в нашей группе, и вы прикрепите туда свою капельку.
- Перечислите те места, где, по вашему мнению, есть вода.
(Вода в лейке, туалет, горшки с цветами, сами цветы, тело человека, фрукты).
Вывод: вода повсюду, вода дает всем жизнь.
5. Капелька бережливая принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется?
Это глобус — так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз.
- Синий цвет на глобусе означает … что? (Воду). Вода на глобусе – это моря, океаны, реки.
Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? (Много). Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета покрыта водой, потому что на глобусе много синего цвета.
Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах соленая. Жить в соленой воде и питаться ею могут только морские обитатели. Для людей она непригодна. Люди употребляют только пресную воду. А пресной воды на нашей планете немного.
Ребята, а как вы думаете, жители деревень, поселков откуда берут воду? (Из скважин).
А к нам, жителям городов, откуда поступает вода? (Из кранов, а в краны из рек. Ее очищают на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы она была хорошего качества).
Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Ответы детей).
- А как вы ее бережете? (Ответы детей).
6. Итог урока.
- Мы заканчиваем работу в нашей Лаборатории Почемучек. Давайте вспомним, какие свойства воды мы сегодня узнали.
- В каких состояниях она бывает? (Используются картинки-опоры).
7. Рефлексия.
- Если вам понравилось быть исследователями, вы много интересного узнали о воде и даже можете дома рассказать о превращениях капельки, поднимите веселую капельку.
Если вам не понравились опыты, ничего нового вы не узнали, вам было скучно, поднимите грустную тучку.