Алена Банина
Конспект занятия по окружающему миру «Голубые глаза планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие "Голубые глаза планеты!"
Цель: Расширение кругозора детей о водах своей местности, а также своей страны.
Результаты
Предметные: Дети будут иметь представление об экологии наших рек и смогут применить свои умения для подержания чистоты вблизи их берегов.
Метапредметные:
Познавательный: Расширение знаний о видах водоемов, реках России и Пермского края, поспособствуют повышению уровня познавательной активности в учебном процессе.
Коммуникативный: Развитие коммуникативных навыков при взаимодействии друг с другом.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Голубые глаза планеты“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Регулятивный: Составление плана действий для предотвращения загрязнения рек.
Личностные: Ответственная личность отвечающая за экологическую обстановку окружающих нас водоёмов.
Оснащение:
- инструменты: цветные карандаши; фломастеры.
-ТСО: интерактивная доска.
- музыка для организации рефлексии.
- наглядный материал: презентация (Приложение 2.1); атрибут «Капля» для рефлексии (Приложение 2.3).
- раздаточный материал: листы формата А4; листочки с загадками для игры «Круговорот воды в природе!» (Приложение 2.2).
Ход занятия:
I.Организационный этап (3 минуты) :
Ведущий: Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас в этой аудитории.
II. Целеполагание. Приём «Kлючевое слово» (2 минуты)
Хочу начать наше занятие с удивительной загадки. Угадайте, о каком веществе идёт речь? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
Ответы детей: Воды.
Ведущий: Молодцы, догадались. Значит, о чем мы сегодня с вами будем вести беседу?
Ответы детей: О воде и ее особенностях, ее роли в нашей жизни.
Ведущий: Соглашусь с вами вы на истинном пути, мы обсудим с вами роль воды в нашей жизни; поговорим о прекрасных озерах и реках страны, нашей местности, а также их речных жителях; разработаем памятки «Берегите воду!».
III. Основной этап (35 минут)
3.1. Беседа о воде.
Ведущий: Тема занятия звучит так «Голубые глаза планеты». (Слайд №1)
Ребята, а что вы знаете о воде? Может какие-нибудь ее свойства?
Ответы детей: Это источник жизни, из нее состоят реки, моря, озера и т. д.
Ведущий: Наша планета Земля – планета воды : более занимают воды океанов, морей, озёр, рек, льдов. Облака – тоже скопления воды. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то мы увидим голубой шар, так как воды на планете очень много. (Слайд №2)
3.2. Игра «Круговорот воды в природе!». (Слайд № 3)
Ведущий: С игры «Круговорот воды в природе!» мы с вами начнем разговор про виды водоемов.
Сейчас я вам всем раздам листочки с загадками, которые вы будите читать друг другу каждый попытается отгадать загадку другого. А начну я с себя.
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды –
В нём всё отражается.
Как это зеркало называем? (Пруд, озеро)
Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся. (Берега)
В тихую погоду - нет нас нигде,
А ветер подует - бежим по воде. (Волны)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (Река)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеётся брат, -
Твой горох ведь это. (Град)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан. (Иней)
Растёт она вниз головой
Не летом растёт, а зимой.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад)
В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд)
По ней кораблики пускают,
Когда уходят холода.
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда. (Лужа)
Ведущий: Вот посмотрите, какое окружение воды. Среди густой сети бесчисленных речных потоков, бороздящих по всем направлениям поверхность земного шара, меж горных хребтов и лесов, на просторах равнин и степей – повсюду можно увидеть голубые пятна самого различного размера и формы. Это озёра, земные хранилища влаги, часть водных богатств нашей планеты.
(Слайд №4)
В нашей стране велик и разнообразен мир озёр! Какие озера вам известны?
Ответы детей: Байкал, Ладожское и Онежское озёра и т. д.
Ведущий: Замечательные ответы, у нас насчитывается около трёх миллионов больших и малых озёр. Отдых на берегу озера чудесен. Он всегда дарит радость и поднимает настроение.
3.3. Стихотворение «Утро на берегу озера».
Я хотела бы вам зачитать стихотворение «УТРО НА БЕРЕГУ ОЗЕРА» А чтобы вы лучше понимали эту картину, представьте, что вы на берегу озера.
Ясно утро. Тихо веет
Тёплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток.
Окаймлённое кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывёт…
И. С. Никитин
3.4. Беседа об озерах (Каспийское, Байкал).
Ребята, кто из вас был на озере?
Ответы детей: Я был (а).
Ведущий: На каком озере вы были?
(Дети по желанию рассказывают, на каком озере они были)
Ведущий: Это хорошо, как вы думаете, плавать в озере легче или, наоборот, труднее, чем в реке или в море?
Ответы детей: Легче.
Ведущий: Чем озёрная вода отличается от морской или речной?
Ответы детей: В озере вода пресная.
Ведущий: Так как вода в озерах пресная; нет течения в озере, как в реке.
Ребята, а какое самое большое озеро на Земле?
Ответы детей: Каспийское озеро. (Слайд №5)
Ведущий: Молодцы! За его огромный размер его называют морем – Каспийское море, или Каспий.
Теперь давайте поговорим о самом глубоком и чистом озере на Земле, что это за озеро?
Ответы детей: Байкал.
Ведущий: Это озеро Байкал. (Слайд №6)
У этого озера всех больше имён. «Жемчужина Сибири», «Священное море», «Сибирский феномен» - как только не называют его! Богатое озеро – такое имя дали ему якуты. Золотое озеро – говорят алтайцы. Огненное озеро – зовут буряты, а у монголов в ходу наименование – Великое озеро.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что и у нас в Пермском крае есть озёра? Но они необычные, они карстовые.
Карстовое озеро - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и сравнительно легко растворимыми в воде горными породами — гипсом, известняком, мрамором, доломитом и каменной солью. Эти озёра вы можете увидеть на экране. (Слайд №7)
3.5. Беседа о реках
Ведущий: Теперь предлагаю поговорить о реках.
С чего начинается река?
Ответы детей: С ручейка, с озера
Ведущий: Правильно, куда впадает река?
Ответы детей: В океаны, в моря.
Ведущий: Какие реки нашей страны вы знаете?
Ответы детей: Волга, Енисей, Лена, Иртыш, Дон, Кама, Обь.
Ведущий: Обратите внимание на экран, о какой реке пойдет речь, разгадайте ребус. (Слайд №8)
Ответы детей: Кама.
Ведущий: Верно, речь пойдет о реке Каме. (Слайд №9)
Что вы знаете об этой реке?
Ответы детей: Кама-приток Волги, река, которая протекает у нас в Перми. В ней много обитает рыбы.
Ведущий: Удивительные ответы, Кама – крупнейший левый приток Волги. Исток ее находится на Верхнекамской возвышенности, недалеко от Села Карпушата.
Кама образуется от слияния 2 ручьев – Камского ключа и Быструшки. Впадает в Каспийское море.
По протяженности занимает 6 место в Европе. На реке Каме построено 2 больших водохранилища – Камское и Воткинское.
Как вы понимаете слово «водохранилище»?
Ответы детей: Искусственный водоем для хранения воды или регулирование запасов воды.
Соглашусь с вами, давайте поговорим о том, как Кама служит человеку. Чем же она нам помогает?
Ответы детей: Человек отдыхает, ловит рыбу в реке, купается.
Ведущий: Жители Прикамья очень любят отдыхать на своей любимой реке. Не так ли? Они с удовольствием катаются на моторных лодках, байдарках, серфингах. Купаются, ловят рыбу.
Кто знает, какая рыба водится в нашей реке?
Ответы детей: Окунь, лещ, судак и т. д.
Ведущий: В реке обитают стерлядь, осетр, лещ, сазан, жерех, густера, язь, судак, окунь, ерш, щука, налим и другие. (Слайд №10)
В верховьях на Вишере встречаются таймень, хариус.
Посмотрите на экран, под какой цифрой находится лещ? Щука? Окунь? Судак?
(Слайд №11)
Физминутка (Слайд №12)
Проводится с использованием интерактивной доски.
Ведущий: Ребята, кто из вас хоть раз ходил на рыбалку?
Какую рыбу вы ловили?
Ответы детей: Окунь, налим, жерех.
Ведущий: Это хорошо, сейчас мы тоже отправимся на рыбалку.
Вам нужно поймать рыбу. Но только складывать будете в 2 ведра. В 1 ведро речную рыбу, во 2 ведро – морскую.
На слайде изображены 2 ведра и подписано – речная и морская, а также расположены названия рыб: камбала, ерш, треска, щука, горбуша, минтай, карась, окунь.
( Дети делятся на две команды и в режиме игры-эстафеты распределяют рыбу на две группы: речную и морскую).
Замечательно сходили.
Ведущий: Теперь, давайте обобщим, все то, что дает нам Кама – река.
Ответы детей: Развито судоходство, сплавляют лес.
Происходят перевозки грузов, пассажиров.
Место отдыха.
Ловят рыбу.
На Каме 2 водохранилища.
Ведущий: Что же нужно делать, чтобы река Кама и дальше служила человеку?
Ответы детей: Нужно заботиться о реке, не загрязнять ее.
3.6. Практическое задание «Разработка памяток»
Ведущий: Вы правы! Что случится, если исчезнет вся вода на Земле?
Ответы детей: Исчезнет и Земля, так как без воды не будет жизни.
Ведущий: Вот чтобы этого не случилось, я вам предлагаю разработать памятки под названием «Берегите воду».
Это индивидуальная работа. Каждому выдается лист бумаги, на котором ваша задача заключается написать в первую очередь заголовок «Берегите воду!», затем сами правила по использованию воды. Так вот для примера: Граждане, пожалуйста, закрывайте кран и т. д. Чтобы ваши памятки были яркими, можете сопроводить их рисунками.
После завершения работы, зачитаем их по желанию, а в конце занятия, организуем выставку ваших работ.
(Дети разрабатывают памятки, затем идет их просмотр и обсуждение). (Приложение 2.4)
IV. Заключительный этап. Рефлексия (5 минут)
Ведущий: Наше занятие подходит к концу, давайте подведем его итоги.
О чем мы с вами вели речь?
Ответы детей: О роли воды в жизни человека; Об озерах нашей страны, а так же о реке нашего города, о морских и речных обитателях.
Приём «Передача-приём»
Ведущий: Но, это еще не все мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу на этом занятии. Для начала давайте обсудим, что мы с вами делали: участвовали в беседе о реках, озерах, отгадывали загадки о видах водоемов, решали ребусы, разрабатывали памятку.
У меня в руках - чудесная Капля, эта капля, ребята, не простая, она обладает волшебством, вот сейчас и увидите, что она вам приготовила. Теперь, я ее отдам одному из вас. Пока будет играть музыка, вы передаете Каплю друг другу. Музыка останавливается, и вы прекращаете ее передавать, у кого оказалась Капля, тот оценивает свою работу.
Работа на занятии оценивается по критериям:
- Что у меня получилось на этом занятии….
- Из сказанного больше всего запомнилось…
- К сожалению у меня не получилось… Потому что…
-Я научился (ась…
- Мне понравилось…
(Дети в течение этой рефлексии, оценивают свою работу на занятии).
Ведущий: Воду надо беречь. (Слайд №13)
Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь действительно, мы не слишком ценим воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран.
Ребята, берегите чистоту водоёмов! Не оставляйте мусор по берегам рек и озёр! Не бросайте ничего в водоемы! Ведь вода нужна всем! Вода – это жизнь!
Спасибо, вам за отличную работу! Приятно было с вами побеседовать. До новых встреч!