Получи документы

Конспект занятия по окружающему миру «Голубые глаза планеты»

Алена Банина
Конспект занятия по окружающему миру «Голубые глаза планеты»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие "Голубые глаза планеты!"

Цель: Расширение кругозора детей о водах своей местности, а также своей страны.

Результаты

Предметные: Дети будут иметь представление об экологии наших рек и смогут применить свои умения для подержания чистоты вблизи их берегов.

Метапредметные:

Познавательный: Расширение знаний о видах водоемов, реках России и Пермского края, поспособствуют повышению уровня познавательной активности в учебном процессе.

Коммуникативный: Развитие коммуникативных навыков при взаимодействии друг с другом.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Голубые глаза планеты“» размещена в разделах

Регулятивный: Составление плана действий для предотвращения загрязнения рек.

Личностные: Ответственная личность отвечающая за экологическую обстановку окружающих нас водоёмов.

Оснащение:

- инструменты: цветные карандаши; фломастеры.

-ТСО: интерактивная доска.

- музыка для организации рефлексии.

- наглядный материал: презентация (Приложение 2.1); атрибут «Капля» для рефлексии (Приложение 2.3).

- раздаточный материал: листы формата А4; листочки с загадками для игры «Круговорот воды в природе!» (Приложение 2.2).

Ход занятия:

I.Организационный этап (3 минуты) :

Ведущий: Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас в этой аудитории.

II. Целеполагание. Приём «Kлючевое слово» (2 минуты)

Хочу начать наше занятие с удивительной загадки. Угадайте, о каком веществе идёт речь? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Ответы детей: Воды.

Ведущий: Молодцы, догадались. Значит, о чем мы сегодня с вами будем вести беседу?

Ответы детей: О воде и ее особенностях, ее роли в нашей жизни.

Ведущий: Соглашусь с вами вы на истинном пути, мы обсудим с вами роль воды в нашей жизни; поговорим о прекрасных озерах и реках страны, нашей местности, а также их речных жителях; разработаем памятки «Берегите воду!».

III. Основной этап (35 минут)

3.1. Беседа о воде.

Ведущий: Тема занятия звучит так «Голубые глаза планеты». (Слайд №1)

Ребята, а что вы знаете о воде? Может какие-нибудь ее свойства?

Ответы детей: Это источник жизни, из нее состоят реки, моря, озера и т. д.

Ведущий: Наша планета Земля – планета воды : более занимают воды океанов, морей, озёр, рек, льдов. Облака – тоже скопления воды. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то мы увидим голубой шар, так как воды на планете очень много. (Слайд №2)

3.2. Игра «Круговорот воды в природе!». (Слайд № 3)

Ведущий: С игры «Круговорот воды в природе!» мы с вами начнем разговор про виды водоемов.

Сейчас я вам всем раздам листочки с загадками, которые вы будите читать друг другу каждый попытается отгадать загадку другого. А начну я с себя.

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды –

В нём всё отражается.

Как это зеркало называем? (Пруд, озеро)

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся. (Берега)

В тихую погоду - нет нас нигде,

А ветер подует - бежим по воде. (Волны)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий - в море. (Река)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Говорю я брату:

- Ох, с неба сыплется горох!

- Вот чудак, - смеётся брат, -

Твой горох ведь это. (Град)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан. (Иней)

Растёт она вниз головой

Не летом растёт, а зимой.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад)

В огне не горит,

В воде не тонет. (Лёд)

По ней кораблики пускают,

Когда уходят холода.

Жаль только, мамы отпускают

Туда побегать не всегда. (Лужа)

Ведущий: Вот посмотрите, какое окружение воды. Среди густой сети бесчисленных речных потоков, бороздящих по всем направлениям поверхность земного шара, меж горных хребтов и лесов, на просторах равнин и степей – повсюду можно увидеть голубые пятна самого различного размера и формы. Это озёра, земные хранилища влаги, часть водных богатств нашей планеты.

(Слайд №4)

В нашей стране велик и разнообразен мир озёр! Какие озера вам известны?

Ответы детей: Байкал, Ладожское и Онежское озёра и т. д.

Ведущий: Замечательные ответы, у нас насчитывается около трёх миллионов больших и малых озёр. Отдых на берегу озера чудесен. Он всегда дарит радость и поднимает настроение.

3.3. Стихотворение «Утро на берегу озера».

Я хотела бы вам зачитать стихотворение «УТРО НА БЕРЕГУ ОЗЕРА» А чтобы вы лучше понимали эту картину, представьте, что вы на берегу озера.

Ясно утро. Тихо веет

Тёплый ветерок;

Луг, как бархат, зеленеет,

В зареве восток.

Окаймлённое кустами

Молодых ракит,

Разноцветными огнями

Озеро блестит.

Тишине и солнцу радо,

По равнине вод

Лебедей ручное стадо

Медленно плывёт…

И. С. Никитин

3.4. Беседа об озерах (Каспийское, Байкал).

Ребята, кто из вас был на озере?

Ответы детей: Я был (а).

Ведущий: На каком озере вы были?

(Дети по желанию рассказывают, на каком озере они были)

Ведущий: Это хорошо, как вы думаете, плавать в озере легче или, наоборот, труднее, чем в реке или в море?

Ответы детей: Легче.

Ведущий: Чем озёрная вода отличается от морской или речной?

Ответы детей: В озере вода пресная.

Ведущий: Так как вода в озерах пресная; нет течения в озере, как в реке.

Ребята, а какое самое большое озеро на Земле?

Ответы детей: Каспийское озеро. (Слайд №5)

Ведущий: Молодцы! За его огромный размер его называют морем – Каспийское море, или Каспий.

Теперь давайте поговорим о самом глубоком и чистом озере на Земле, что это за озеро?

Ответы детей: Байкал.

Ведущий: Это озеро Байкал. (Слайд №6)

У этого озера всех больше имён. «Жемчужина Сибири», «Священное море», «Сибирский феномен» - как только не называют его! Богатое озеро – такое имя дали ему якуты. Золотое озеро – говорят алтайцы. Огненное озеро – зовут буряты, а у монголов в ходу наименование – Великое озеро.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что и у нас в Пермском крае есть озёра? Но они необычные, они карстовые.

Карстовое озеро - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и сравнительно легко растворимыми в воде горными породами — гипсом, известняком, мрамором, доломитом и каменной солью. Эти озёра вы можете увидеть на экране. (Слайд №7)

3.5. Беседа о реках

Ведущий: Теперь предлагаю поговорить о реках.

С чего начинается река?

Ответы детей: С ручейка, с озера

Ведущий: Правильно, куда впадает река?

Ответы детей: В океаны, в моря.

Ведущий: Какие реки нашей страны вы знаете?

Ответы детей: Волга, Енисей, Лена, Иртыш, Дон, Кама, Обь.

Ведущий: Обратите внимание на экран, о какой реке пойдет речь, разгадайте ребус. (Слайд №8)

Ответы детей: Кама.

Ведущий: Верно, речь пойдет о реке Каме. (Слайд №9)

Что вы знаете об этой реке?

Ответы детей: Кама-приток Волги, река, которая протекает у нас в Перми. В ней много обитает рыбы.

Ведущий: Удивительные ответы, Кама – крупнейший левый приток Волги. Исток ее находится на Верхнекамской возвышенности, недалеко от Села Карпушата.

Кама образуется от слияния 2 ручьев – Камского ключа и Быструшки. Впадает в Каспийское море.

По протяженности занимает 6 место в Европе. На реке Каме построено 2 больших водохранилища – Камское и Воткинское.

Как вы понимаете слово «водохранилище»?

Ответы детей: Искусственный водоем для хранения воды или регулирование запасов воды.

Соглашусь с вами, давайте поговорим о том, как Кама служит человеку. Чем же она нам помогает?

Ответы детей: Человек отдыхает, ловит рыбу в реке, купается.

Ведущий: Жители Прикамья очень любят отдыхать на своей любимой реке. Не так ли? Они с удовольствием катаются на моторных лодках, байдарках, серфингах. Купаются, ловят рыбу.

Кто знает, какая рыба водится в нашей реке?

Ответы детей: Окунь, лещ, судак и т. д.

Ведущий: В реке обитают стерлядь, осетр, лещ, сазан, жерех, густера, язь, судак, окунь, ерш, щука, налим и другие. (Слайд №10)

В верховьях на Вишере встречаются таймень, хариус.

Посмотрите на экран, под какой цифрой находится лещ? Щука? Окунь? Судак?

(Слайд №11)

Физминутка (Слайд №12)

Проводится с использованием интерактивной доски.

Ведущий: Ребята, кто из вас хоть раз ходил на рыбалку?

Какую рыбу вы ловили?

Ответы детей: Окунь, налим, жерех.

Ведущий: Это хорошо, сейчас мы тоже отправимся на рыбалку.

Вам нужно поймать рыбу. Но только складывать будете в 2 ведра. В 1 ведро речную рыбу, во 2 ведро – морскую.

На слайде изображены 2 ведра и подписано – речная и морская, а также расположены названия рыб: камбала, ерш, треска, щука, горбуша, минтай, карась, окунь.

( Дети делятся на две команды и в режиме игры-эстафеты распределяют рыбу на две группы: речную и морскую).

Замечательно сходили.

Ведущий: Теперь, давайте обобщим, все то, что дает нам Кама – река.

Ответы детей: Развито судоходство, сплавляют лес.

Происходят перевозки грузов, пассажиров.

Место отдыха.

Ловят рыбу.

На Каме 2 водохранилища.

Ведущий: Что же нужно делать, чтобы река Кама и дальше служила человеку?

Ответы детей: Нужно заботиться о реке, не загрязнять ее.

3.6. Практическое задание «Разработка памяток»

Ведущий: Вы правы! Что случится, если исчезнет вся вода на Земле?

Ответы детей: Исчезнет и Земля, так как без воды не будет жизни.

Ведущий: Вот чтобы этого не случилось, я вам предлагаю разработать памятки под названием «Берегите воду».

Это индивидуальная работа. Каждому выдается лист бумаги, на котором ваша задача заключается написать в первую очередь заголовок «Берегите воду!», затем сами правила по использованию воды. Так вот для примера: Граждане, пожалуйста, закрывайте кран и т. д. Чтобы ваши памятки были яркими, можете сопроводить их рисунками.

После завершения работы, зачитаем их по желанию, а в конце занятия, организуем выставку ваших работ.

(Дети разрабатывают памятки, затем идет их просмотр и обсуждение). (Приложение 2.4)

IV. Заключительный этап. Рефлексия (5 минут)

Ведущий: Наше занятие подходит к концу, давайте подведем его итоги.

О чем мы с вами вели речь?

Ответы детей: О роли воды в жизни человека; Об озерах нашей страны, а так же о реке нашего города, о морских и речных обитателях.

Приём «Передача-приём»

Ведущий: Но, это еще не все мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу на этом занятии. Для начала давайте обсудим, что мы с вами делали: участвовали в беседе о реках, озерах, отгадывали загадки о видах водоемов, решали ребусы, разрабатывали памятку.

У меня в руках - чудесная Капля, эта капля, ребята, не простая, она обладает волшебством, вот сейчас и увидите, что она вам приготовила. Теперь, я ее отдам одному из вас. Пока будет играть музыка, вы передаете Каплю друг другу. Музыка останавливается, и вы прекращаете ее передавать, у кого оказалась Капля, тот оценивает свою работу.

Работа на занятии оценивается по критериям:

- Что у меня получилось на этом занятии….

- Из сказанного больше всего запомнилось…

- К сожалению у меня не получилось… Потому что…

-Я научился (ась…

- Мне понравилось…

(Дети в течение этой рефлексии, оценивают свою работу на занятии).

Ведущий: Воду надо беречь. (Слайд №13)

Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь действительно, мы не слишком ценим воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран.

Ребята, берегите чистоту водоёмов! Не оставляйте мусор по берегам рек и озёр! Не бросайте ничего в водоемы! Ведь вода нужна всем! Вода – это жизнь!

Спасибо, вам за отличную работу! Приятно было с вами побеседовать. До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру для средней группы «Экскурсия в лес» Подготовила: Лагойда Н. С. воспитатель МБДОУ №4 «Росинка» г. Тихорецк. Тема: «Экскурсия в лес» Цель: создавать условия для расширения представлений.

Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Зима» Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе. Тема «Зима» Цель: дать элементарные представления о зимних изменениях в природе;.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Перелетные птицы» Программное содержание: Знакомить с сезонными изменениями в жизни птиц в осенний период. Познакомить детей с перелетными птицами. Учить.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы» Цель: -уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;.

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Спичка - невеличка» Цель: формировать у детей знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: дать понятие о том, какую опасность таит.

Конспект занятия по окружающему миру «Волшебница вода» Программное содержание: 1. Знакомство детей со свойствами воды (текучесть,пар лед,может растворять (не растворять,менять свой цвет,форму,вкус).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» Цель: 1. Закрепить понятие «зимующие птицы»; 2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; 3. Расширить словарный запас: корм,.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Нерудные полезные ископаемые» Урок 13 Дата: Тема: Нерудные полезные ископаемые. Цели и задачи: Знакомство с нерудными полезными ископаемыми, уровень усвоения изученного.

Конспект занятия по окружающему миру «Животные луга» Тема урока: Животные луга Цель: • Познакомить учащихся с разнообразием животного мира луга; показать связь между ними. • Развивать логическое.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Реки и озёра Казахстана» Урок №17-18 Дата: Тема: Реки и озёра Казахстана. Цели и задачи: Сформировать знания о реках и озёрах Казахстана 1. Повторить имеющиеся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру «Голубые глаза планеты»
Опубликовано: 17 января 2016 в 11:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по окружающему миру «Голубые глаза планеты»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Банина (УИ 399178) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД