Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ж
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать Жираф - высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву.
(Ж)
Воспитатель: определите каким бывает звук Ж.
Жук,жаба, (ответы детей Ж) Жираф,живот (ответы детей (Ж)
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Воспитатель: Правильно, слышится звук Ж.
Звук Ж- согласный, звонкий, всегда твердый.
Воспитатель: Это второй твердый звук, который мы будем изучать. А какой был первый? (ответы детей)
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «Ж»
Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня тот у кого имя на звук Ж.
Да, правильно это у нас Женя.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Женя букву Ж на втором этаже, между буквами Н и Ш, над буквой З.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Женя: синюю с колокольчиком
Воспитатель: почему?
Женя : потому что звук Ж- согласный, звонкий, бывает только твердым
Воспитатель: Теперь Женя найди в словах звук Ж и напиши букву Ж. (ребенок пишет букву, если короткие слова пишет все буквы)
Женя:
Флажок-Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.
Жук- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться вначале слова, пишем синим цветом, У- гласный, пишем красным цветом, К- согласный, глухой, твердый пишем синим цветом.
Нож- Н- согласный, звонкий, твердый пишем синим цветом.
Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуй Женя слова со звуком Ж, а остальные могут нарисовать другие предметы со звуком Ж
Женя:
Снежинка- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.
Ежик- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.
Баклажан- Ж, согласный, звонкий, твердый, находиться в середине, пишем синим цветом.
Воспитатель: А ты какие предметы нарисовал Рома?
Рома: Жираф, жаба, гараж
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Дома на нашей улице»
Цели. Учим ребенка образовывать прилагательные от числительного и существительного (В доме один этаж — дом одноэтажный и т. д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание.
Ход игры. Рассматривая изображения домов, ребенок определяет, сколько этажей в каждом доме. Он считает этажи снизу вверх, в кружке под домом записывает цифрой их количество и называет здание соответственно количеству этажей в нем (В этом доме один этаж — он одноэтажный и т. д.).
Ребенок называет противоположные по высоте здания (Самый высокий дом — пятиэтажный, самый низкий — одноэтажный); дорисовывает недостающие детали, объясняя, на каком этаже чего не хватает.
Игру можно завершить рассказом ребенка о своем доме.
6. Игровое упражнение «Подпиши картинки»
Цели. Закрепляем правильное написание слияний ШИ, ЖИ. Тренируем ребенка в различении Ш—С, Ж—3, 3—С, звуко-буквенном анализе и синтезе на примере двусложных слов.
Ход игры. Угадывая букву, написанную в кружке точками, ребенок обводит ее и читает получившийся слог. Затем он называет предметы, изображенные под кружками; определяет и указывает стрелкой, в названии какого предмета есть тот или иной из предложенных слогов; подписывает картинки и выполняет звуковую и слоговую схемы каждого слова.
7. Игра «Вот так дом!»
Цели. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Ж и 3.
Ход игры. Рассмотрев рисунок, ребенок замечает, что в изображение домика включены некоторые буквы. Он называет увиденные буквы и объясняет, какой частью рисунка каждая из них является (Т — антенна, Л — крыша, Ш — окно и т. д.). Взрослый просит обобщить — назвать буквы, данные в рисунке, одним словом (согласные). Дается задание: обвести звонкие и глухие согласные карандашами разного цвета (глухие — желтым, звонкие — черным). Ребенок определяет, какие еще знакомые согласные не вошли в рисунок (Ж и 3, записывает их рядом с рисунком и дает их звуковую характеристику. При этом взрослый помогает проанализировать звуки, найти их сходства и различия.
Воспитатель: внимательно сморим на доску и скажите, какая тут ошибка (ответы детей)
Правильно,Женя допустил ошибку, разукрасив крышу дома синим и зеленым цветом. Ж-твердый звук,поэтому крыша домика должна быть синей
Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы