Тишкина ЮЛия Николаевна
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей возрастной группе «Гласные звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей возрастной группе
Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, э, ы).
Задачи:
Развивающая:
• Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
• Развивать мелкую моторику, координацию движений;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей возрастной группе „Гласные звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Образовательная:
• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове.
Воспитательная:
• Воспитывать у детей интерес к играм, к работе с моделями, умение слушать друг друга.
Оборудование: волшебный мешочек; звуковички; фишка красного цвета (красный квадрат) предметные картинки: сыр, утка, облако, ананас, эскимос; картинки – домики гласных звуков; индивидуальный альбом для работы; красный карандаш на каждого ребенка; гласные буквы : А, О, У, Ы, Э; счётные палочки.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку.
2. Основная часть.
Послушайте, за что удивительную сказку я вам прочитаю.
Сказка о гласных звуках
В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами : А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.
Для закрепления понятия «гласные звуки» дать ребёнку квадратик красного цвета, символизирующий «гласные звуки» А, У, О, И, Э, Ы.
Ребё нку можно предложить следующие варианты упражнений: - спеть по очереди гласные звуки; - взрослый показывает артикуляцию гласного звука, а ребёнок наблюдает за движениями губ; называет гласный звук, который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный.
(В. Берестов)
Отгадываем загадки, на доске появляется Звуковичок,с изображением отгаданной буквы.
1. Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид, а начинает алфавит (Е. Тарлапан). – Какая это буква? (А).
2. В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. (Е. Тарлапан). Что это за буква? (О).
3. У этой буквы как-будто ушки, как у зайки на макушке.
У улитки рожки тоже на эту букву так похожи (буква у).
4. Бывает эта буква в конце и в середине, в конце капусты,
И в середине дыни. - Какая это буква? (ы).
- Что общего вы заметили между этими буквами? (все они обозначены красным цветом)
Педагог: Послушайте разговор двух сестрёнок и ответьте в конце на мой вопрос.
Однажды произошё л такой случай: старшая сестра учила младшую читать слова, а у неё ничего не получалось.
Старшая : Оленька выучила все буквы, а читать не может. Не получается. Никак у нее не складываются все буквы вместе. Что тут написано, Оленька?
Младшая: Не знаю.
Старшая : это какая буква?
Младшая: А.
Старшая : Молодец! А эта?
Младшая: У.
Старшая : А вместе?
Младшая: Не знаю.
Старшая : Ну, как же ты не знаешь! Это А, а эта У! А если их сложить, что получится?
Младшая: Не знаю.
Старшая : А ты подумай!
Младшая: Я думаю!
Старшая : Ну и что?
Младшая: Не знаю.
Старшая : Ну, вот что. Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?
Младшая: (Подумала и говорит) Если я заблужусь в лесу, я буду кричать…. «МАМА!» (Л. Пантелеев)
- Кто из вас догадался, как надо кричать, если заблудились в лесу? (ау).
-А если гласные поменять местами, что получится? (уа)Так плачет малыш.
А теперь ребята пришло время отдохнуть!
Физминутка:
Самолёты
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,
Да и снова полетели.
Звуковой анализ и синтез звукосочетаний.
Кто хочет со мной поиграть? Волшебный мешочек там буквы. (Выходят 4 ребенка, каждый берет из мешочка по гласной букве : А, О, У, Ы,Э. Прошу встать таким образом, как я произнесу сочетание звуков : АУО, ОЫА, УОЭ. Затем педагог расставляет детей в определенной последовательности и просит их прочитать полученное звукосочетание).
Педагог: Посмотрите на предметные картинки на доске. Назовё м их: утка, эскимос, сыр, облако и ананас. А вот и домики для гласных звуков. Давайте послушаем какой первый звук в названии картинок и найдём домик для каждого звука. Исключение слово сыр, в нем звук спрятался в середине слова, так как в русском языке нет слов, которые начинаются с этого звука (какой звук спрятался в середине слова сыр!правильно –звук «ы»)
Итог занятия :
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным). Каждый звук имеет свое графическое изображение. Выложите на столе с помощью счётных палочек букву Э, Ы, А. Напишите пальцем в воздухе букву О, Ы, У. Скажите, на что похожа буква У, А.
Рефлексия.
- Молодцы! Вы все умеете узнавать гласные звуки и определять их место в словах, научите дома маму с папой этому, поиграйте с ними в игру, например, «Кто больше?». В ней нужно придумать слова, в которых звук «а» был бы в начале слова (и с другими гласными звуками) или в конце слова.
Спасибо за отличную работу!